Благоустройство территории и общественных пространств БЦ: современные тенденции

Дмитрий Москаленко, первый заместитель генерального директора АО «Корпорация А.Н.Д.», рассказал о том, как развивается в России тренд на благоустройство прилегающих территорий и общих пространств бизнес-центров, и выделил признаки качественного благоустройства, которое подчеркивает бренд и статус объекта.
15339
Как театр начинается с вешалки, так и объект берет начало с его территории и благоустройства. Еще десять лет назад подавляющее большинство российских бизнес-центров не могло похвастать комфортной средой. У многих россиян бизнес-центр по-прежнему ассоциируется со «стекляшками» с сомнительной архитектурой, контрастирующей с городской средой, и огромной парковкой под окнами, которая «радует глаз» офисного работника.

В Европу прорубить окно

Сегодня тенденции в архитектуре и благоустройстве проникают и в нашу страну, но все же мы сильно отстаем от Европы. Пока девелоперы занимаются благоустройством бизнес-центров только в Москве и Санкт-Петербурге. В регионах положение дел оставляет желать лучшего, у местных компаний попросту нет запроса на благоустроенную территорию рядом с бизнес-центром. В Европе объем вложений в благоустройство составляет 5–10% от расходов на строительство. В Москве же он колеблется в районе 2–3%.  За последние 6 лет были введены лишь 12% бизнес-центров с благоустроенной территорией, поэтому говорить о полноценном тренде на создание благоустройства вокруг бизнес-центров пока рано.

Российские девелоперы ограничиваются стандартным набором для подобных комплексов. Кафе, рестораны, магазины, паркинг – эти элементы инфраструктуры можно увидеть почти в любом открывающемся бизнес-центре, а вот комплексы с благоустроенной общественной территорией можно пересчитать по пальцам. Застройщики не видят необходимости в улучшении прилегающих территорий и создании комфортных общественных пространств. Процесс создания таких комплексов должен происходить органично, а пока устойчивого спроса на такие комплексы нет. Стоимость облагораживания и озеленения может различаться, кроме того, создание благоустройства снижает плотность застройки, а это сказывается на конечной доходности объекта.
 
Требовательный арендатор

Существенным отличием от прошлого десятилетия является то, что требования арендаторов растут, и в проектах высокого класса компании рассчитывают на наличие общественного пространства.  В конце концов, мнение посетителей бизнес-центра во многом формируется за счет визуального восприятия. Сегодня девелоперы уделяют больше внимания качеству благоустройства строящихся объектов. Создание комфортного для человека окружения придает дополнительную ценность недвижимости. Компании, которые следят за собственной репутацией и брендом, хотят арендовать наиболее комфортный бизнес-центр для своих сотрудников. Органичная и комфортная недвижимость становится имиджевой составляющей компании, поэтому спрос на бизнес-центры с высоким рейтингом растет.
 
Основные элементы хорошего благоустройства

Уменьшение асфальтового покрытия и озеленение прилегающих территорий – одна из важнейших тенденций в благоустройстве бизнес-центров сегодня. Городская среда в мегаполисах становится агрессивней, поэтому основной задачей является создание дружелюбной атмосферы и психологического комфорта.
 
Такой подход помогает создавать комфортные и уютные уголки для отдыха, что особенно привлекает жителя мегаполиса. Высаживание деревьев, кустарников, цветов, создание газонов благоприятно влияет как на экологическую обстановку вокруг здания, так и на психологический комфорт работников.
 
Среди наших объектов есть БЦ «Алгоритм», где перед входом разбита небольшая парковая зона, которая служит продолжением Воронцовского парка, расположенного неподалеку. Там использован примем «выхода» бренда «Алгоритм» в виде зеленых насаждений, клумб, скамеек и других элементов. При озеленении всегда важно соблюсти баланс между лиственными и хвойными деревьями, чтобы в любое время года оно выглядело привлекательно.

Каким бы ни было благоустройство, оно должно подчеркивать идентичность места и индивидуальность комплекса. Тема озеленения зачастую находит отражение во внутреннем пространстве интерьеров. Мы стараемся обращать отдельное внимание на удобство и красоту входных холлов, добавляя дополнительное озеленение, которого так не хватает в центре города. Например, в основу БЦ «Оазис» легли органичные формы, различные элементы дизайна и брендинга, которые напоминают годовые кольца деревьев. Таким образом, благоустройство придает данному зданию природные органичные черты.



Другим важным трендом будет грамотное зонирование и создание комфортных общественных пространств. Посетители бизнес-центра высоко оценят уютные места отдыха со скамейками, фонтанами, подсветкой и декоративными элементами, которые будут органично вписаны в окружающую среду. Использование индивидуально разработанных элементов ландшафтного дизайна – скамеек, ограждений, урн – помогает создать уникальный узнаваемый образ бизнес-центра. 
 
Важно, чтобы облагораживание не только соответствовало эстетическим требованиям, но и было бы простым и недорогим в обслуживании. Желательно использование долговечных материалов, которые не требуют регулярного внимания. Также продуманное зонирование и понятная навигация помогут распределить пешеходные и автомобильные потоки и повысить уровень безопасности.
 
Наконец, украсить территорию бизнес-центра в вечернее время суток поможет ландшафтное освещение, которое сделает окрестности привлекательными и уютными. Освещение будет подчеркивать дизайн здания и создаст запоминаемый образ, помогая издалека увидеть бизнес-центр и привлечь внимание людей, среди которых могут быть потенциальные арендаторы.
 
К примеру, в составе концепции БЦ «Амальтея» было установлено уникальное осветительное оборудование в виде металлических деревьев. Это решение помогло разбавить геометрию архитектуры здания и создать необычные акценты вокруг здания.



Дефицит в эксклюзив
 
Далеко не у всех бизнес-центров, особенно в центре города, есть достаточно прилегающей территории. Поэтому некоторые девелоперы рассматривают крышу как возможную общественную зону.
 
На крышах могут располагаться площадки для отдыха, рестораны, галереи.  К сожалению, таких примеров – не так много.  Основные арендаторы крыш – это кафе и рестораны, а с разбивкой общественных пространств дела обстоят плачевно. В одном из наших строящихся объектов, «Смоленском пассаже – 2», будет применена уникальная для нашей страны система уровневых террас. На каждом этаже этого бизнес-центра работники смогут выйти на веранду с живыми деревьями и местами для отдыха. С них будут хорошо видны основные достопримечательности центральный части столицы. На наш взгляд, это во многом привлечет внимание потенциальных арендаторов, они смогут наслаждаться красотой нашего города и получить эксклюзивный опыт.



В заключение хочется отметить, что девелоперы при строительстве бизнес-центров класса «А» зачастую акцентируют внимание на индивидуальность места, его экологичность и комфортную в психологическом плане обстановку. Многоуровневое озеленение, разделение пешеходов и транспорта, использование органичных и долговечных материалов, красивое освещение – вот признаки хорошего благоустройства. Повторюсь, все эти элементы должны подчеркивать бренд и статус бизнес-центра, чтобы арендатор выбрал офис в этом здании, даже не зайдя в холл.
 
Если все сделать добросовестно, то качественное благоустройство наряду со значительным комфортом гарантирует застройщику увеличение стоимости, ликвидность, повышенный интерес к объекту.
 


Материалы по теме

KnowHow

Как сделать общественные зоны гостиницы комфортными?

Бюро V12 Architects рассказывает о своем опыте работы с Hilton Garden Inn в Новороссийске. Заказчиком выступила компания Kesco. Общая площадь гостиничного комплекса составила 4000 кв. м.

25.01
Точка зрения

Как торговые центры становятся новыми общественными пространствами и lifestyle-направлениями?

Пока мы читаем очередную новость про рост интернет-продаж или прогноз по сокращению торговых площадей, эксперты утверждают: умирают только скучные моллы – лидеры рынка инвестируют в «mixed use projects» и привлекают молодую аудиторию в физическую реальность.
21.01
Экспертный анализ

Чем хороши бизнес-парки?

За полтора года в Московском регионе не появилось ни одного бизнес-парка.
 
26.08

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre