Благоустройство территории и общественных пространств БЦ: современные тенденции

Дмитрий Москаленко, первый заместитель генерального директора АО «Корпорация А.Н.Д.», рассказал о том, как развивается в России тренд на благоустройство прилегающих территорий и общих пространств бизнес-центров, и выделил признаки качественного благоустройства, которое подчеркивает бренд и статус объекта.
Как театр начинается с вешалки, так и объект берет начало с его территории и благоустройства. Еще десять лет назад подавляющее большинство российских бизнес-центров не могло похвастать комфортной средой. У многих россиян бизнес-центр по-прежнему ассоциируется со «стекляшками» с сомнительной архитектурой, контрастирующей с городской средой, и огромной парковкой под окнами, которая «радует глаз» офисного работника.

В Европу прорубить окно

Сегодня тенденции в архитектуре и благоустройстве проникают и в нашу страну, но все же мы сильно отстаем от Европы. Пока девелоперы занимаются благоустройством бизнес-центров только в Москве и Санкт-Петербурге. В регионах положение дел оставляет желать лучшего, у местных компаний попросту нет запроса на благоустроенную территорию рядом с бизнес-центром. В Европе объем вложений в благоустройство составляет 5–10% от расходов на строительство. В Москве же он колеблется в районе 2–3%.  За последние 6 лет были введены лишь 12% бизнес-центров с благоустроенной территорией, поэтому говорить о полноценном тренде на создание благоустройства вокруг бизнес-центров пока рано.

Российские девелоперы ограничиваются стандартным набором для подобных комплексов. Кафе, рестораны, магазины, паркинг – эти элементы инфраструктуры можно увидеть почти в любом открывающемся бизнес-центре, а вот комплексы с благоустроенной общественной территорией можно пересчитать по пальцам. Застройщики не видят необходимости в улучшении прилегающих территорий и создании комфортных общественных пространств. Процесс создания таких комплексов должен происходить органично, а пока устойчивого спроса на такие комплексы нет. Стоимость облагораживания и озеленения может различаться, кроме того, создание благоустройства снижает плотность застройки, а это сказывается на конечной доходности объекта.
 
Требовательный арендатор

Существенным отличием от прошлого десятилетия является то, что требования арендаторов растут, и в проектах высокого класса компании рассчитывают на наличие общественного пространства.  В конце концов, мнение посетителей бизнес-центра во многом формируется за счет визуального восприятия. Сегодня девелоперы уделяют больше внимания качеству благоустройства строящихся объектов. Создание комфортного для человека окружения придает дополнительную ценность недвижимости. Компании, которые следят за собственной репутацией и брендом, хотят арендовать наиболее комфортный бизнес-центр для своих сотрудников. Органичная и комфортная недвижимость становится имиджевой составляющей компании, поэтому спрос на бизнес-центры с высоким рейтингом растет.
 
Основные элементы хорошего благоустройства

Уменьшение асфальтового покрытия и озеленение прилегающих территорий – одна из важнейших тенденций в благоустройстве бизнес-центров сегодня. Городская среда в мегаполисах становится агрессивней, поэтому основной задачей является создание дружелюбной атмосферы и психологического комфорта.
 
Такой подход помогает создавать комфортные и уютные уголки для отдыха, что особенно привлекает жителя мегаполиса. Высаживание деревьев, кустарников, цветов, создание газонов благоприятно влияет как на экологическую обстановку вокруг здания, так и на психологический комфорт работников.
 
Среди наших объектов есть БЦ «Алгоритм», где перед входом разбита небольшая парковая зона, которая служит продолжением Воронцовского парка, расположенного неподалеку. Там использован примем «выхода» бренда «Алгоритм» в виде зеленых насаждений, клумб, скамеек и других элементов. При озеленении всегда важно соблюсти баланс между лиственными и хвойными деревьями, чтобы в любое время года оно выглядело привлекательно.

Каким бы ни было благоустройство, оно должно подчеркивать идентичность места и индивидуальность комплекса. Тема озеленения зачастую находит отражение во внутреннем пространстве интерьеров. Мы стараемся обращать отдельное внимание на удобство и красоту входных холлов, добавляя дополнительное озеленение, которого так не хватает в центре города. Например, в основу БЦ «Оазис» легли органичные формы, различные элементы дизайна и брендинга, которые напоминают годовые кольца деревьев. Таким образом, благоустройство придает данному зданию природные органичные черты.



Другим важным трендом будет грамотное зонирование и создание комфортных общественных пространств. Посетители бизнес-центра высоко оценят уютные места отдыха со скамейками, фонтанами, подсветкой и декоративными элементами, которые будут органично вписаны в окружающую среду. Использование индивидуально разработанных элементов ландшафтного дизайна – скамеек, ограждений, урн – помогает создать уникальный узнаваемый образ бизнес-центра. 
 
Важно, чтобы облагораживание не только соответствовало эстетическим требованиям, но и было бы простым и недорогим в обслуживании. Желательно использование долговечных материалов, которые не требуют регулярного внимания. Также продуманное зонирование и понятная навигация помогут распределить пешеходные и автомобильные потоки и повысить уровень безопасности.
 
Наконец, украсить территорию бизнес-центра в вечернее время суток поможет ландшафтное освещение, которое сделает окрестности привлекательными и уютными. Освещение будет подчеркивать дизайн здания и создаст запоминаемый образ, помогая издалека увидеть бизнес-центр и привлечь внимание людей, среди которых могут быть потенциальные арендаторы.
 
К примеру, в составе концепции БЦ «Амальтея» было установлено уникальное осветительное оборудование в виде металлических деревьев. Это решение помогло разбавить геометрию архитектуры здания и создать необычные акценты вокруг здания.



Дефицит в эксклюзив
 
Далеко не у всех бизнес-центров, особенно в центре города, есть достаточно прилегающей территории. Поэтому некоторые девелоперы рассматривают крышу как возможную общественную зону.
 
На крышах могут располагаться площадки для отдыха, рестораны, галереи.  К сожалению, таких примеров – не так много.  Основные арендаторы крыш – это кафе и рестораны, а с разбивкой общественных пространств дела обстоят плачевно. В одном из наших строящихся объектов, «Смоленском пассаже – 2», будет применена уникальная для нашей страны система уровневых террас. На каждом этаже этого бизнес-центра работники смогут выйти на веранду с живыми деревьями и местами для отдыха. С них будут хорошо видны основные достопримечательности центральный части столицы. На наш взгляд, это во многом привлечет внимание потенциальных арендаторов, они смогут наслаждаться красотой нашего города и получить эксклюзивный опыт.



В заключение хочется отметить, что девелоперы при строительстве бизнес-центров класса «А» зачастую акцентируют внимание на индивидуальность места, его экологичность и комфортную в психологическом плане обстановку. Многоуровневое озеленение, разделение пешеходов и транспорта, использование органичных и долговечных материалов, красивое освещение – вот признаки хорошего благоустройства. Повторюсь, все эти элементы должны подчеркивать бренд и статус бизнес-центра, чтобы арендатор выбрал офис в этом здании, даже не зайдя в холл.
 
Если все сделать добросовестно, то качественное благоустройство наряду со значительным комфортом гарантирует застройщику увеличение стоимости, ликвидность, повышенный интерес к объекту.
 


иГРОКИ РЫНКА

Другое

Сафмар

Материалы по теме

KnowHow

Как сделать общественные зоны гостиницы комфортными?

Бюро V12 Architects рассказывает о своем опыте работы с Hilton Garden Inn в Новороссийске. Заказчиком выступила компания Kesco. Общая площадь гостиничного комплекса составила 4000 кв. м.

25.01
Точка зрения

Как торговые центры становятся новыми общественными пространствами и lifestyle-направлениями?

Пока мы читаем очередную новость про рост интернет-продаж или прогноз по сокращению торговых площадей, эксперты утверждают: умирают только скучные моллы – лидеры рынка инвестируют в «mixed use projects» и привлекают молодую аудиторию в физическую реальность.
21.01
Экспертный анализ

Чем хороши бизнес-парки?

За полтора года в Московском регионе не появилось ни одного бизнес-парка.
 
26.08

журнал CRE 20 (356)

15-30.11.2019
Офисная недвижимость Москвы  Совокупный объем офисных площадей на московском рынке по итогам III кв. 2019 года составил 16,6 млн кв. м. 26% объема московских офисов относятся к классу А – 4,4 млн кв. м, 74%, или 12,2 млн кв. м – к классу В. Чем интересны МФК? 30 октября в Немецком Центре Промышленности и Торговли состоялась конференция Mixed-Use Development, посвященная объектам МФК.  Строительные конструкции Максимум диверсификации при минимуме авант...

Популярное

Открытие

ADG group открыла первый районный центр

В Москве в минувшую пятницу состоялось торжественное открытие районного центра «Ангара».
 
11.11
Проект

Ozon начал строительство нового хаба в Зеленодольске

Инвестиции в проект составят более 2 млрд рублей.
11.11
Открытие

BROSKO Mall – на низком старте

ТРК BROSKO Mall получил акт ввода в эксплуатацию.
 
12.11
Сделка

В Москве продан ТЦ «На Беговой»

Цена продажи составила 655 млн рублей.
11.11
Проект

«Пионер» построит деловой квартал у Останкино

Деловой квартал площадью 130 000 кв. м появится в Огородном проезде на севере Москвы.
13.11
Открытие

В ТРЦ «Мозаика» открылся KOTON

В ТРЦ «Мозаика» открылся магазин бренда KOTON в формате универмага площадью 1 227 кв. м.
12.11
Проект

«Четыре Лапы» представил новый формат зооритейла

Сеть товаров для домашних животных «Четыре Лапы» откроет новое пространство, объединяющее зоомагазин и 10 других площадок.
13.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre