ТЦ в регионах: итоги I полугодия 2019 года от CBRE

Почти половина нового строительства в I полугодии 2019 года пришлась на города Дальнего Востока, отмечается в исследовании CBRE. Крупных амбициозных ТРЦ появляется все меньше – средняя площадь строящихся объектов составляет 27 000 кв. м. К открытию во второй половине 2019 г. заявлено около 488 000 кв. м торговых площадей.
6979
Аналитики CBRE, ведущей международной консалтинговой компании в области недвижимости, подвели итоги I полугодия 2019 года на рынке торговой недвижимости регионов России.
 
В I полугодии 2019 г. в региональных городах (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) открылось 6 ТЦ суммарной арендопригодной площадью 194 200 кв. м.
 
Почти половина (48%) нового строительства пришлась на города Дальнего Востока. Интерес девелоперов к восточной части страны связан с низкой насыщенностью торговыми площадями городов в ДФО, а также довольно высоким уровнем доходов населения (округ входит в тройку лидеров по уровню заработной платы после ЦФО и СЗФО).

Свободные площади
 
Низкие объемы ввода качественных торговых площадей способствовали снижению среднего показателя доли свободных площадей для городов-миллионников в крупных торговых центрах в I полугодии 2019 года до 5-7%. Для сравнения, в конце 2018 года этот показатель составлял 6-8%. Ротация арендаторов в торговых центрах находится в диапазоне от 5% до 10%.
 
К открытию во второй половине 2019 года заявлено около 488 000 кв. м торговых площадей. Девелоперская активность сконцентрирована не только в крупных городах. Около половины торговых площадей, заявленных к открытию во второй половине 2019 года, расположены в городах с численностью населения от 100 до 300 тыс. человек. Среди таких городов - туристические центры Северного Кавказа (Пятигорск, Кисловодск), Мурманск, Нижневартовск, Каменск-Уральский и другие.



Торговые операторы
 
В городах миллионниках активно развиваются магазины малого формата, предлагающие фермерские продукты. Например, «Вкусвилл» открыл первый магазин в Нижнем Новгороде.
 
Тренды, задаваемые федеральными сетями, находят отражение в стратегиях развития крупных региональных сетей. Региональная торговая сеть «Командор» продолжает развиваться по мультиформатной модели, открывая гипермаркеты, супермаркеты, магазины у дома и дискаунтеры. Также компания развивает сеть специализированных фермерских отделов (shоp-in-shop). «Самбери» развивает партнерство с домашними и фермерскими хозяйствами: в гипермаркете сети в Благовещенске открылся фермерский рынок площадью 1 200 кв. м.
 
Рынок бытовой техники и электроники с начала 2019 года демонстрирует рост, обусловленный активной экспансией в регионы и ростом продаж в онлайне. Торговые сети внедряют магазины малого формата. С начала 2019 г. «Эльдорадо» запустил магазины площадью 600 кв. м, которые располагаются в небольших торговых центрах, в шаговой доступности для покупателей. Продолжается процесс по укрупнению и консолидации торговых операторов: крупная розничная сеть DNS приобрела локальную сеть в Санкт-Петербурге «Кей».
 
Fashion-операторы для расширения своей сети, как правило, рассматривают преимущественно качественные объекты, в связи с чем интенсивность их экспансии во многом зависит от выхода на рынок новых торговых центров. Более активно развиваются российские fashion-операторы: зачастую международные бренды ограничивают географию своего присутствия крупными городами с численностью населения от 500 тыс. человек, в то время как российские бренды готовы развиваться в малых городах. Melon Fashion Group анонсировал выход на рынок городов населением менее 500 тыс. человек.

Михаил Рогожин, Руководитель отдела региональных торговых помещений CBRE, прокомментировал: «Активность девелоперов в части изучения возможностей для строительства ТЦ постепенно восстанавливается после спада в кризисный период. Однако не всегда эта активность трансформируется в конкретные проекты: для банков кредитование строительного сектора по-прежнему сопряжено с высокими рисками.  Крупных амбициозных проектов появляется все меньше – средняя площадь строящихся объектов составляет 27 000 кв. м. При этом появляются дополнительные ниши для развития цивилизованного ритейла, которые связаны, например, с сокращение количества рынков. Потенциал очевиден и в развитии онлайн-торговли, доля которой на данный момент составляет не более 5% от общего товарооборота».

 


Материалы по теме

Экспертный анализ

ТЦ в СФЗО: Архангельск и Калининград обогнали Петербург

В Северо-Западном федеральном округе наиболее обеспечены качественными торговыми площадями Архангельск и Калининград, выяснили эксперты Knight Frank. Санкт-Петербург, административный центр округа, занимает лишь третье место по уровню обеспеченности ТРЦ.
16.09
Исследования рынка

ТЦ в регионах: итоги I полугодия 2019 года от Colliers International

В I полугодии 2019 г. в регионах России было введено 68,3 тыс. кв. м торговых площадей, согласно данным Colliers International.
09.09
Исследования рынка

ТЦ регионов РФ. Итоги 1 полугодия 2019 г.

На региональном торговом рынке начало нового девелоперского цикла откладывается, считают в «Магазин Магазинов».
 
28.06

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre