Чем отличаются фулфилмент-центры от складов класса А?

Как e-commerce влияет на требования к складской недвижимости, в чем ключевые отличия фулфилмент-центров от складов класса А и какие задачи решает новый формат, рассказали эксперты компании «ОРИЕНТИР».
12699
Сегмент интернет-торговли, который сейчас активно развивается, становится и точкой роста, и серьезным вызовом для складской недвижимости. Как e-commerce влияет на требования к складской недвижимости и в чем ключевые отличия фулфилмент-центров от складов класса А и какие задачи решает новый формат, рассказали эксперты компании «ОРИЕНТИР».
 
«Доля интернет-торговли в общем объеме ритейла на сегодняшний день составляет около 5%, а в сделках со складской недвижимостью – порядка 7% от общего спроса. Тем не менее, этот сегмент уже оказал существенное влияние на форматы складских помещений, - комментирует Андрей Постников, генеральный директор «ОРИЕНТИР», - Наряду с обычными распределительными центрами стали появляться фулфилмент-центры. Это центры подбора и отгрузки товаров с минимальной функцией хранения. Собственные фулфилмент-центры строят крупные онлайн-ритейлеры, такие как Wildberries, OZON, LaModa. Есть большое количество операторов, предоставляющих такие услуги, например, Arvato, «Бета ПРО», «Маршрут» и СДТ и другие».

Ключевые отличия фулфилмент-центров от складов класса А:
  • многоуровневая мезонинная система хранения (в 3-5 этажей)
  • повышенная нагрузка на пол
  • большее число сотрудников
  • система кондиционирования и вентиляции, климат создается на всех уровнях склада
  • более высокий уровень автоматизации логистических процессов
  • сниженная доля застройки в общей площади используемого земельного участка
Специфика работы фулфилмента заключается в штучном подборе товара. Если речь идет о более-менее унифицированных коробках, как в ИКЕА, то можно осуществлять подбор при помощи роботизированных систем, но для штучного товара при формировании индивидуального заказа конечного покупателя внедрить такие системы на настоящий момент сложнее и дороже. Поэтому товар там подбирается большей частью вручную, а для более эффективного использования объёма помещения устанавливаются многоуровневые стеллажные системы или мезонины. Таким образом, склад высотой 12 м может превращаться в 3 - 5-этажный склад.

Необходимость установки стеллажных систем подразумевает большую нагрузку на пол, чем в обычном классе А. По стандартам предусмотрено не менее 8 тонн на 1 кв. м. В фулфилмент-центрах этот показатель может превышать 15 тонн на 1 кв. м и до 40-60 тонн усиления под опоры.

Еще одной особенностью работы фулфилмента являются изменённые требования к зоне погрузки-выгрузки и площадкам на территории склада. В стандартном складе класса А количество доков должно составлять примерно 1 шт. на 700-800 кв. м площади, как правило, речь идет о доках под фуры с высотой загрузки 1,2-1,5 м. В фулфилмент-центре необходимо предусматривать также доки, погрузочные рампы и разворотные площадки для малотоннажного транспорта. Таким образом, общее количество доков увеличивается до 1 шт. на 500 кв. м.

Повышенные требования к количеству и размерам парковочных мест и маневровых площадок означают уменьшение доли застройки до менее, чем 45% от общей площади земельного участка, в отличие от 55% для традиционного склада класса А.

Отдельно стоит упомянуть цифровизацию и автоматизацию складских комплексов. Если роботы пока не могут получить большого распространения, ввиду своей дороговизны и невозможности полностью заменить людей в характерном для фулфилмента штучном отборе, то конвейерные системы, системы сортировки заказов, автоматической загрузки автотранспорта и системы управления складами (Warehouse Management Systems – WMS) уже прочно вошли в обиход современных фулфилмент-операторов. Такие системы экономят время, снижают влияние человеческого фактора и облегчают работу с отказами и возвратами. Если обычный склад еще может обходиться без электронного учета, то фулфилмент-центр представить без него невозможно.

Несмотря на пока сравнительно невысокую долю e-commerce в общем объеме спроса на складские помещения, этот сегмент является безусловной точкой роста. По консенсус-мнению российских логистических экспертов именно e-commerce станет главным драйвером эволюции современных распределительных центров. Решения, необходимые для качественного фулфилмента, постепенно перенимаются другими пользователями и становятся все более распространёнными требованиями на рынке.


Материалы по теме

Исследования рынка

Склады Москвы: итоги I полугодия 2019 года от Colliers International

Согласно данным исследования Colliers International, в I полугодии 2019 г. объем введенных в эксплуатацию built-to-suit складов увеличился в 1,5 раза, объём спекулятивного строительства сократился на 10%, а объем сделок аренды и продажи качественных складских площадей вырос на 34% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.
25.09
Экспертный анализ

Объем ввода складов в Москве вырос на 80%

По итогам I полугодия 2019 г. на рынок было выведено 357 400 кв. м качественных складских площадей, что на 79% превышает объем ввода за аналогичный период прошлого года, рассказали эксперты Bright Rich | CORFAC International. 
19.09
Экспертный анализ

Складской рынок в начале нового цикла

По данным компании «Ориентир», спрос на складском рынке сохраняется на уровне 2018 года, ставшего рекордным за всю историю российского рынка, а по итогам года может его превзойти. При этом объемы нового ввода растут, но не столь быстрыми темпами. Доля свободных помещений составляет менее 4%, это самые низкие показатели с середины 2014 года. Ставки аренды возвращаются к уровню 2015-2016 гг.

06.09

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre