Почему в эпоху ecommerce нужно инвестировать в логистическую недвижимость

Антон Комаров, директор департамента логистической недвижимости Accent Capital, о том, как поступать инвесторам, когда логистические центры станут одними из самых востребованных объектов коммерческой недвижимости в России и каким компаниям будет интересно увеличение складских площадей в ближайшем будущем.
 
8365
Рынки логистической недвижимости и ecommerce показывают впечатляющий рост. Период 2018-2019 годов стал прорывным для каждого из них.  В то время как в ecommerce почти в два раза выросла тройка лидеров - Wildberries, Ozon и Аптека.ру – и почти вдвое увеличилась динамика заказов, на рынке складской недвижимости происходит значительный рост арендных ставок и снижение вакантных площадей. Прошлый год стал рекордным по объему сделок в этом секторе – 1, 8 млн. кв. м. по Московской области и 2,38 млн. кв. м. по России. Все это красноречиво говорит о том, что в эпоху ecommerce логистические центры будут в ТОР самых востребованных объектов коммерческой недвижимости в России.

Во всем мире крупные интернет-магазины становятся провайдерами логистических услуг, развивая в том числе и складское хранение. Яндекс заявил о готовности инвестировать в региональные складские комплексы для маркетплейса «Беру» и вкладывает 500 млн рублей в терминал в Ростовской области. Amazon давно и активно развивает собственную логистическую систему, формируя новый стандарт доставки – получения заказа в тот же день или на следующий. Компания открыла собственные фулфилмент-центры в 54 городах США.

Есть несколько основных типов компаний, которым будет интересно увеличение складских помещений в ближайшем будущем.

Во-первых, это федеральные онлайн-ритейлеры. Основные тренды ecommerce в России задает компания Wildberries, не так давно ее основатель Татьяна Бакальчук заявила, что в ближайшие годы планирует значительно увеличить количество точек в рамках создания экспортной площадки для российских производителей. Компания планирует развивать собственную логистическую сеть. Wildberries строит распределительный центр площадью более 145 000 кв. м., в котором уже введены две очереди. Сегодня на Wildberries - 15 000 предпринимателей и 40% того, что они продают производится в России.

Во-вторых, это фулфилмент-операторы, которые обслуживают заказы онлайн-ритейлеров. По данным Data Insight российский рынок фулфилмента (CAGR) с 2016 года растет на 36% в год. Показательно, что задействованные в нем складские площади, выросли в 1,6 раз.

В-третьих, omni-channel, которые развивают канал онлайн продаж наряду с традиционным ритейлом.

В-четвертых, высок потенциал спроса со стороны международных игроков, которые уже готовы зайти на российский рынок. Ярким примером этого тренда является Cainiao (Alibaba’s Logistic), на чьей площадке размещает свою продукцию даже российские заводы по производству комбикормов. CBRE считает, что выход зарубежных игроков с может стимулировать складской рынок на дополнительный объем спроса до 2 млн. кв. м.

Так что же делать инвестору, который впечатлен этими цифрами и решает, как наиболее эффективно инвестировать в сектор логистической недвижимости? Здесь действует незыблемое правило – не покупай склад, если не умеешь им управлять. Для начала оцените свои силы и ответьте себе на вопрос, есть ли у вас опыт управления этим классом активов? Я знаю несколько успешных примеров, когда инвесторы с большим опытом в логистической недвижимости покупали складские объекты и остались довольны результатом, доходность по проекту может доходить до 20% годовых. Ответьте себе на несколько вопросов, готовы ли вы посвящать значительное время управлению складом, поиску арендаторов, общению с контролирующими органами, безопасностью и т.д.  Ecommerce предъявляет все больше новых требований к складам. Маркетплейсы уже сейчас заинтересованы в наличие многоступенчатой системы логистики, где есть фулфилмент центр, сортировка, пункты выдачи заказов, постоматы, зоны обработки возврата заказов и многое другое. К сожалению, не все складские помещения могут соответствовать этим требованиям, поэтому потребность в новых современных складских комплексах, подходящих для Интернет-торговли будет по-прежнему высокой.

Если у вас нет многолетнего опыта в решении всех этих вопросов, тогда заходите в сектор логистической недвижимости через акции или паи инвестиционных фондов – на развитых рынках это довольно известный инструмент. В США до 90% всех инвестиций в недвижимость осуществляется через REIT (Real Estate Investment Trust), чьим аналогом являются российские ЗПИФ. На Западе этот формат постоянно развивается, аккумулируя, помимо традиционных, не совсем привычные для этого бизнеса виды активов – лесные и сельхозугодия, вышки сотовой связи, рекламные щиты, казино и даже больницы. Но суть этого продукта остается неизменной везде – любой человек, способный купить акцию или пай, может инвестировать в объекты институционального качества, например, складские помещения класса А, ранее доступные только крупным инвесторам, а затем получать прибыль от этого вида активов. Не стоит забывать об общемировой тенденции – инвесторы активно дрейфуют в сторону коллективных инвестиций. Активы, которые лежат в обеспечении фонда, в данном случае логистические комплексы, нельзя украсть, вывести заграницу или каким-то образом присвоить. Деятельность фонда контролируется ЦБ, все сделки по отчуждению имущества проходят согласование специального депозитария. Взыскание на активы фонда по долгам его пайщиков и управляющей компании невозможно. Это позволяет говорить о том, что в целом права владельца паев защищены надежнее, чем права владельца недвижимости.

 Однако, что лучше – купить склад или купить пай, следует решать только вам.


Материалы по теме

Исследования рынка

Офисы и склады класса C в Москве: итоги III квартала

Как изменились арендные ставки и вакансия в офисном и складском сегменте класса С в Москве в III квартале 2019 года, проанализировали эксперты компании «ПРОФИС Недвижимость».

22.11
Рейтинг

Топ-10 стран, где россияне покупают коммерческую недвижимость

Рейтинг стран, коммерческая недвижимость в которых пользуется наибольшим спросом у покупателей из России, Казахстана, Украины и Беларуси, представил аналитический центр Prian.ru.
27.11
Исследования рынка

Инвестиции в недвижимость России достигнут 280 млрд руб. в 2019 году

Аналитики Knight Frank подвели предварительные итоги 2019 года на рынке инвестиций в недвижимость Москвы и регионов России и подготовили прогноз на 2020 год.
27.11

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 октября)

Новый проект Capital Group, распродажи Газпрома и Траста, сразу две крупные сделки Aspace, крупный апарт-отель в Петербурге, развитие ТЦ «Фили Град», а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Электронная очередь: проиграет ли e-commerce «каменной рознице»?

В 2024-м впервые в истории российского рынка продажи одежды и обуви онлайн де-факто догнали оффлайн. С одной стороны, очевидно, что модель омниканальности в том виде, в котором игроки продвигали её много лет подряд – «онлайн не конкурирует, а дополняет оффлайн» – не работает: e-commerce не только конкурирует и уводит клиентов из «каменной розницы», но давно изменил доходность, форматы магазинов, потребительское поведение и расстановку сил. В пользу маркетплейсов традиционно говорят удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и цена. В пользу оффлайна – более высокое качество клиентского опыта, возможность примерки и тактильного контакта с товарами, «атмосферность», социализация и пр. С другой стороны, инфляция, удорожание и усложнение логистики, транзакций, падающий уровень сервиса, ценовая гонка, ужесточение условий работы и проблемы бизнес-модели самих маркетплейсов и электронной торговли в целом уже в ближайшие полгода могут сделать покупки в сети не такими привлекательными. Это, возможно, позволит отвоевать «каменной рознице» у онлайна не всё, но многое, а у e-commerce с середины 2025-го начнётся спад.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.10
Источник: Пресс-служба October Group
Открытие

В Питере открылся Well

Партнер October Group открыл первый апарт-отель Well формата well-being.
 
18.10
Источник: Lynks Property Management
Открытие

В ТЦ «Фили Град» будут «Дети и радости»

Детский клуб площадью 80 кв. м разместился на первом этаже торгового центра.
17.10
Источник: Пресс-служба «Железно»
Игроки рынка

«Железно» построит для регионов

Федеральный девелопер «Железно», чья штаб-квартира размещается в Кирове, планирует увеличить портфель КРТ проектов до 1 000 000 кв. м в 2024 г.
18.10
Источник: Aspace
Сделка

МТС Ads стала якорным арендатором Aspace Никольская

Компания заняла 622 рабочих места во флагманском пространстве Aspace, таким образом обеспечив практически 100%-ю заполняемость проекта. Консультантом сделки выступила компания Ricci.
17.10
Источник: cre.ru
Аукцион

«ТРАСТ» продает права требования

Банк «ТРАСТ» выставил на торги права (требования) к владельцам коммерческой недвижимости в Москве.
 
17.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre