ТЦ Москвы: итоги 2019 года от JLL

Впервые с 2016 года в Москве был зафиксирован рост ввода новых торговых площадей, даже с учётом того, что более 50% заявленных проектов перенеслись на 2020 год. По итогам 2019 года ввод составил 164 тыс. кв. м.
 
По итогам 2019 года ввод площадей в качественных торговых центрах Москвы составил 164 тыс. кв. м, согласно данным исследования компании JLL.  Даже с учётом того, что более половины заявленных проектов перенеслись на 2020 год, данный показатель на 33% превышает уровень ввода 2018 года. Последний раз рост ввода был зафиксирован в 2016 году – тогда он составил 36%.

«Несмотря на рост ввода качественного предложения, первоначальные прогнозы были существенно выше. Из заявленных на этот год проектов 56% перенеслось на следующий. При этом для ряда из них сдвиги сроков ввода происходят не в первый раз. Тем не менее, строительство этих комплексов завершается, поэтому перспективы роста объема нового предложения в 2020 году выглядят достаточно убедительно – заявленные 361 тыс. кв. м могут в 2,2 раза превысить показатель 2019 года», – комментирует Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL.

 
Среди объектов, перенесенных на 2020 год, торговый центр в составе парка развлечений «Остров Мечты» (GLA 65 тыс. кв. м), МФК Kvartal West (44 тыс. кв. м), The Outlet (23 тыс. кв. м), а также несколько окружных и районных торговых центров. Кроме того, ожидаются такие знаковые проекты, как ТРЦ в составе ТПУ «Щёлковский» (60 тыс. кв. м) и Vnukovo Premium Outlets (12 тыс. кв. м).

«Стоит отметить цикличность рынка торговой недвижимости Москвы – последствия кризисов 2008 и 2014 года повлияли на трехлетние спады во вводе новых объектов в 2011-2013 и 2017-2019 годах. При этом текущий подъем строительства будет сопровождаться существенными изменениями, вызванными набирающей обороты онлайн торговлей», – отмечает Андерс Лильенстолпе, генеральный директор компании JLL.

 

«В структуре будущего предложения явно просматриваются существующие тренды торговой недвижимости. Развитие небольших торговых центров рядом с домом – одна из основных тенденций развития московского рынка. Подобный формат не только поможет ритейлерам быть ближе к покупателю, но и сможет разместить наиболее удобные точки взаимодействия с онлайн-магазинами. Кроме того, многие будущие объекты многофункциональны – помимо торговой составляющей они часто включают офисные площади или даже автовокзалы, как в ТПУ «Щелковский». Еще одной особенностью является то, что на московском рынке становится всё больше устаревших торговых центров, которые не могут удовлетворить современного посетителя, поэтому в ближайшем будущем тренд на реконцепцию будет только усиливаться», – дополняет Полина Жилкина, руководитель департамента торговой недвижимости компании JLL.

 
Перенос ввода объектов, а также достаточно высокая заполняемость новых торговых центров повлияли на уменьшение доли свободных площадей. По итогам IV квартала в московских торговых центрах пустует 4,1% площадей. Вакантность снизилась на 0,3 п.п. по сравнению с предыдущим кварталом и на 1,1 п.п. год к году. При условии выхода на рынок всех заявленных на 2020 год объектов, доля свободных площадей к концу текущего года может вырасти до 4,8-5%.
 
В настоящий момент наибольшая доля свободных площадей наблюдается на северо-востоке столицы здесь пустует 7,4% площадей. Это объясняется в основном высокой вакантностью таких объектов, как «Европолис» и «Рио Дмитровка». Следом идут юго-восток с показателем вакантности 5,1% и юго-запад Москвы, где незанятыми остаются 4,7% площадей. Наименьшая доля свободных площадей в Центральном округе (2,1%).
 
По сравнению с концом 2018 года вакантность снизилась во всех районах, за исключением Восточного и Северо-Восточного округов. Главным образом это объясняется проведением реконцепции ТРЦ «Европолис» в Ростокино, а также небольшим повышением вакантности в ТРЦ «Семеновский».


Активность выхода новых международных брендов по итогам года снизилась – на рынке появилось 27 ритейлеров, что на 13% ниже результата 2018 года. Достигнутый показатель стал минимальным за семь лет.
 
Стоит отметить, что более половины (52%) вышедших на российский рынок ритейлеров представляют сегменты «премиум» и «люкс». Среди открытий можно назвать итальянские бренды Cesare Attolini и Gagà Milano, французский бренд женской одежды Isabel Marant, отрытые в Москве, а также магазины таких марок, как Giorgio Magnani, Rare Gramz и Sothys, появившиеся в Санкт-Петербурге.
 
В 2020 году российский рынок ждет ряд крупных иностранных брендов, в их числе японский оператор развлекательных центров Round One, фитнес-клуб UFC Gyms, а также датский магазин товаров для дома JYSK, планирующий свое возвращение на российский рынок.


иГРОКИ РЫНКА

Консалтинг и брокеридж

JLL

Материалы по теме

Исследования рынка

Street-retail Москвы: итоги 2019 года от «Магазин Магазинов»

В 2019 году доля вакантных площадей на основных торговых коридорах Москвы выросла до 7%, на российский рынок вышло 25 новых международных брендов, а также произошли значимые изменения во всех сегментах ритейла.
09.01
Исследования рынка

В Столешниковом - рекордно низкая доля свободных помещений

Общая вакантность в центральных торговых коридорах Москвы также снизилась в 4-м квартале 2019 года, согласно данным JLL.
13.01
Экспертный анализ

Street Retail Петербурга: итоги 2019 года от Colliers International

За 2019 г. на пяти ключевых торговых коридорах Петербурга поменялись арендаторы в 86 помещениях, а средний показатель вакантности увеличился до 8,2%.
14.01

журнал CRE 9-10 (387-388)

Май (1-2)
CRE №9-10 Ознакомиться с PDF-версией можно ЗДЕСЬ   Номер вышел при поддержке MD Facility Management www.mdpm.ru   City&Malls PFM www.cmpfm.ru   Raven Russia www.rrpa.ru   Radius Group www.radiusrussia.com В НОМЕРЕ:   Фоторепортаж CRE Moscow AWARDS 2021: почти голливудская история   Девелопмент Не время перекраивать офисные карты   Актуально Из жизни принимающих отдыхающих Сможет ли ажиотажный спрос изменить отношение к южным курортам России?   Законодательство ...

Популярное

Сделка

Сделка по продаже «Пекина» завершена

Покупателем выступил входящий в «Союз Маринс Групп» «Гостиничный Комплекс «Жемчужина». Продавцом ОАО «Бэйджинг-Инвест» - структура ГК «Галс». Сумма сделки оценивалась в 4,8 млрд рублей.

17.06
Сделка

Сделка по продаже БЦ «Технополис Пулково» закрыта

«Корпорация Стерх» приобрела бизнес-центр площадью 43 тыс. кв. м. Это крупнейшая инвестиционная сделка на петербургском рынке офисов класса А за всю историю. Консультантом выступила компания JLL.
17.06
События

Pro FM открыла Центр Компетенций в Comcity

Управляющая компания открыла в офисном парке Центр Инженерных Компетенций. Торжественное мероприятие, посвященное открытию проекта, состоялось 9 июня.

17.06
Игроки рынка

O1 Properties стала более стильной

Инвестиционная компания обновила фирменный стиль и сформулировала основные ценности – создание условий для процветания бизнеса арендаторов, повышение экологической эффективности и развитие комфортной городской среды.

18.06
Назначения

Евгения Хакбердиева расширяет полномочия в Knight Frank

В дополнение к должности директора департамента Евгения назначена региональным директором департамента торговой недвижимости международной консалтинговой компании.

18.06
Сделка

Ozon арендовал склад в «RAUM Бугры» под DarkStore

Площадь арендованного помещения составила 3000 кв. м.
17.06
Сделка

«Норникель» приземлился в Renaissance Center

Компания арендовала в петербургском БЦ офисный блок площадью 450 кв. м. Брокером сделки выступила компания Bright Rich | CORFAC Int.

18.06

подпишись НА эксклюзивные новости cre