В 2019 году в Москве ввели на 73% больше торговых площадей, чем в 2018 году

По итогам 2019 года объем нового предложения торговых площадей в Москве продемонстрировал положительную динамику впервые с 2014 года, рассказали в Knight Frank. Было введено 8 новых торговых объектов или 234,3 тыс. кв. м. В 2020 году ожидается ввод колоссального объема торговых площадей - порядка 1 млн кв. м.
4586

Предложение


Объем нового предложения на рынке торговой недвижимости Москвы в 2019 году впервые с 2014 года продемонстрировал положительную динамику относительно прошлого года, согласно данным исследования компании Knight Frank. За год в Москве было открыто 8 новых торговых объектов с GLA 234,3 тыс. кв. м, что на 73% превышает объема ввода 2018 года. Предложение действующих объектов по итогам 2019 года составляет 6,59 млн кв. м арендопригодной площади (GBA – 13,1 млн кв. м).

Эксперты отмечают «разнородность» типов новых торговых объектов:
  • Классический формат торгового центра суперрегионального формата представлен открывшимся в составе МФК торговым центром «Саларис» (GLA – 105 тыс. кв. м), на который пришлось 45% от общего объема ввода за весь год.
  • Были открыты два ожидаемых торговых центра районного масштаба – ТЦ «Галеон» (GLA – 14 тыс. кв. м) и ТЦ «Гавань» (GLA – 18,2 тыс. кв. м).
  • Введен в эксплуатацию второй специализированный объект ГК «Киевская площадь» – мебельный торговый центр «Гранд Юг», а также вторые фазы объектов ТРЦ «Южный» (GLA – 20 тыс. кв. м) и дисконт–центра «Орджоникидзе 11» (GLA – 10 тыс. кв. м).
  • В конце 2019 года также состоялось открытие первого объекта редевелопмента старых московских кинотеатров в формате community center – ТЦ «Ангара» (GLA – 6,8 тыс. кв. м) от ADG Group.
  • Кроме того, на рынок вышел первый аутлет премиального сегмента – Novaya Riga Outlet Village (GLA – 25,2 тыс. кв. м).
 
Тенденция на рост числа торговых центров малого формата в Москве отмечалась еще в начале 2018 года. В 2019 году было открыто 3 небольших районных ТЦ: «Багратионовский», «Моя Ветка» и «Этажи», арендопригодная площадь которых не превышает 5 тыс. кв. м.


Источник: Knight Frank Research, 2019

 

Вакансия 


По итогам 2019 года сохраняется стабильная динамика сокращения доли вакантных площадей. Уровень вакансии в торговых центрах столицы сократился на 0,9 п.п. по сравнению с 2018 годом и составил 6,1%.



За прошедший год значительно снизился уровень вакансии в ТРЦ «Мозаика», который находится в стадии обновления, и в ТЦ «Бутово-Молл», проводящем активную арендную кампанию, – уровень вакансии сократился до 10%. Наибольший объем вакансии остается в ТРЦ «Zеленопарк» и ТРК MARI – 27%. 
 
Согласно анонсированным девелоперами планам, в 2020 году на столичном рынке готовятся к вводу 36 торговых центров суммарной арендопригодной площадью 999,8 тыс. кв. м, треть объема которых (GLA 294,7 тыс. кв. м) – переносы открытий с 2019 года. Заявлены такие крупные торговые объекты, как: ТРЦ «Остров мечты» (GLA 70 тыс. кв. м), ТПУ «Селигерская» (GLA 145 тыс. кв. м), ТЦ на Ярославском шоссе (GLA 144 тыс. кв. м), ТЦ «Город Косино» (GLA 72 тыс. кв. м) и проект ТЦ на Аминьевском шоссе от ГК «Ташир» – Kvartal West (GLA 68 тыс. кв. м). Также ожидается открытие профессиональных аутлет-центров премиального и люксового сегмента: The Outlet Moscow (фаза 1, GLA 14,5 тыс. кв. м) и Vnukovo Premium Outlet (GLA 11,9 тыс. кв. м). Значительный объем предложения ожидается за счет ТРЦ в составе ТПУ.
 
Несмотря на планы по открытию до конца 2020 года рекордного для последнего десятилетия объема в почти 1 млн кв. м, арендные кампании, повторяя ситуацию 2016-2019 гг., требуют больших временных затрат, что сказывается на реальных сроках ввода в эксплуатацию. В связи с этим часть открытий торговых центров, заявленных в 2020 году, вероятно, будет перенесена на 2021 год.



 

Коммерческие условия


По итогам 2019 года не было отмечено значительных изменений ставки аренды на помещения в торговых центрах Москвы. В течение года фиксировались только небольшие колебания по уровню верхней ставки процента с товарооборота в пределах 3-7%, связанные в большей степени с индексацией в результате переподписания договоров. Для операторов торговой галереи ставка операционных расходов составила 6 000-10 000 руб./кв. м/год, для якорных арендаторов – 1 500-3 000 руб./кв. м/год. Стоимость операционных расходов в сравнении с годом ранее не изменилась.

Прогнозы


На фоне ввода новых торговых площадей в 2019 году эксперты Knight Frank ожидают дальнейшего небольшого увеличения доли вакантных площадей до 8%, однако вакансия в стабилизированных торговых центрах, работающих больше двух лет, будет снижаться. В ближайшей перспективе выход новых марок будет сдерживаться тенденцией на сокращение вакансии, которая связана с минимальным вводом качественных торговых площадей, при сохранении неблагоприятного экономического влияния. Несмотря на это, ожидается, что бренды российских дизайнеров будут активно развиваться. 

Евгения Хакбердиева, директор департамента торговой недвижимости Knight Frank, отмечает:
«Впервые с 2014 года мы наблюдаем положительную динамику объемов ввода новых торговых площадей даже несмотря на перенос сроков открытия целого ряда проектов. В 2020 году анонсирован существенный объем ввода – GLA порядка 1 млн кв. м. Если хотя бы 60% от заявленного объема случится, то это будет еще и рекордный ввод торговых площадей за последние 5-6 лет. Однако такой объем нового предложения может повлиять на рост вакансии и ставок аренды в объектах, которые давно экспонируются на рынке».




Материалы по теме

Исследования рынка

Треть новых открытий на улицах Москвы – кафе, бары и рестораны

Сегмент стрит-ритейла в Москве в 2019 г. активно развивался и удивлял новыми оригинальными концепциями. Главными драйверами спроса стали операторы общепита - на них пришлось 34% всех открытий на центральных коридорах.
20.02
Источник: РБК Недвижимость
Экспертный анализ

Какие ТРЦ Москвы проходят обновление

В Москве в стадии обновления находятся около 15% торговых центров. За 2019 год в пяти объектах были открыты арт-пространства, в 10 торговых центрах появились фуд-холлы, а три крупных ритейлера запустили в торговых центрах новые форматы.
12.02
Источник: РБК Недвижимость
Исследования рынка

В 2020 году Москва ждет в два раза больше торговых площадей, чем в 2019

В 2020 году в Москве заявлено к открытию 325 000 кв. м торговых площадей, согласно данным CBRE. Рост обусловлен тем, что девелоперы перенесли сроки открытия 50% площадей, запланированных к вводу на 2019 год. Прайм-ставка аренды в коммерчески успешных ТЦ достигла 256 000 рублей за кв. м в год. Кроме того, на рынок вышли 26 новых брендов.
 
10.02

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre