Антикризисные меры: как собственнику сохранить ключевого арендатора

Эксперты «ПРОФИС Недвижимость» рассказали о том, на что сегодня готовы собственники объектов коммерческой недвижимости, чтобы сохранить ключевых арендаторов в кризис.

13440

Текущий кризис, вызванный пандемией и последствиями предпринятых для ее нераспространения ограничительных мер, уже ударил по рынку коммерческой недвижимости. Снижение спроса на ряд товаров и услуг, падение деловой активности в целом, приостановка производств и работы сервисных предприятий, с одной стороны, а также «успешный» опыт удаленной работы подтолкнули многие компании задуматься об оптимизации расходов, в том числе и на аренду. Уже сегодня часть арендаторов коммерческой недвижимости класса С либо заявили о желании уменьшить арендуемые площади, либо вовсе освободить занимаемые площади, что привело к росту доли вакантных площадей на рынке. Арендаторы, которые остались на прежних площадях, обращаются за скидками или отсрочками по оплате аренды.

В этой ситуации собственникам объектов коммерческой недвижимости и УК приходится искать тот баланс, который с одной стороны позволит сохранить стабильные потоки, а с другой - позволит выжить бизнесу арендаторов. Всеми крупными компаниями разработаны пакеты антикризисных мер. Эксперты «ПРОФИС Недвижимость» поделились некоторыми мерами поддержки, на которые готовы собственники и УК коммерческой недвижимости класса С. Меры включают как традиционные приемы, так и неординарные.

 «Помощь в поиске новых клиентов»

Для того, чтобы поддержать бизнес своих арендаторов и помочь им найти новых клиентов, некоторые УК проводят специальные информационные кампании, чтобы «познакомить» своих арендаторов друг с другом, а рынок - со своими арендаторами. В частности, делают регулярные рассылки с предложением товаров и услуг каждого из них, а также акции. Благодаря этому УК помогает арендаторам получить больше новых заказов и тем самым иметь возможность оплачивать своевременно аренду. «У нас в компании был опыт проведения подобной акции для арендаторов ранее, и как показала практика, она получила достаточно хороший отклик, отмечает Кристина Лиморенко, коммерческий директор «ПРОФИС Недвижимость». – Мы также договаривались о дополнительных и перекрестных скидках для всех арендаторов объектов, которые находятся в нашем управлении. В результате некоторые компании смогли существенно расширить свою клиентскую базу, другие нашли новых более выгодных подрядчиков. В условиях текущего кризиса, связанного в первую очередь со снижением спроса, это может быть вполне действенной мерой».

Отсрочки

Другая наиболее очевидная мера, на которую сегодня готовы многие собственники для сохранения ключевых арендаторов, – отсрочки по арендной плате. В целом большинство собственников в индивидуальном порядке готовы предоставлять арендаторам отсрочки платежей, не касающиеся мер господдержки, на срок до 3-6 месяцев. Это касается в первую очередь стратегически важных и нужных арендаторов, которые генерируют трафик внутри объекта, являются знаковыми. Также это касается специфических и неформатных площадей, найти на которые арендатора в короткий срок будет сложно.

Скидки

Временное снижение арендной платы на «кризисный» период - это, пожалуй, самая распространенная и чаще всего запрашиваемая самими арендаторами мера. Для того чтобы сохранить крупного арендатора, многие УК сегодня перезаключают истекающие краткосрочные договора аренды без ежегодной индексации, которая чаще всего составляет 5-10%, основываясь на рыночных и макроэкономических факторах. В индивидуальном порядке при угрозе расторжения собственники могут предоставить скидки до 15-20% на короткий срок.

Субаренда

Еще одна «антикризисная» мера, которая позволяет собственнику сохранить арендатора, – возможность пересдавать помещение в субаренду. Большинство компаний, которые сегодня оптимизируют свои расходы и сокращают занимаемые площади, делают это временно. Многие из тех, кто «переживут» кризис, в дальнейшем снова будут расширяться, поэтому в текущих условиях для них пересдача части неиспользуемых площадей в краткосрочную аренду – выгодная мера. Сегодня к подобной практике в большинстве случаев прибегает ретейл, сдавая часть своих торговых площадей. Тем самым они не только покрывают часть своей арендной платы, но и расширяют ассортимент предлагаемых покупателям товаров, повышая их лояльность. К пересдаче помещений в субаренду прибегают и в других сегментах коммерческой недвижимости, где такая возможность предусмотрена договором аренды.



иГРОКИ РЫНКА

ПРОФИС Недвижимость

Лиморенко Кристина

Управление и эксплуатация недвижимости

ПРОФИС Недвижимость

Материалы по теме

Точка зрения

Офис после пандемии: 6 сценариев оптимизации рабочих пространств

По результатам опросов, 62% сотрудников в России хотели бы скорее вернуться в офис. Как обеспечить безопасность персонала после окончания эпидемии COVID-19 и какие планировочные и инженерные решения будут актуальны? Генеральный директор строительной компании Q1 Group Екатерина Ньюман рассмотрела варианты оптимизации офисов, которые позволят сделать их безопаснее и эффективнее.

18.05
Точка зрения

Офисы "на заказ". Что принесет с собой эпоха build-to-suite

В России концепция build-to-suit всё активнее стала применяться при строительстве офисов. Еще недавно этот подход большей частью использовался при реализации складских и производственных объектов. Но сейчас в сегменте офисной недвижимости сложилась иная ситуация - подход строительства «под себя» выбирают чаще всего крупные стабильные компаний, которые хотят консолидировать свои подразделения для повышения эффективности и удобства управления, однако сложно найти помещение площадью более 10 тыс.кв.м., соответствующее специфическим требованиям организации. Таких предложений единицы, поэтому компании обращают внимание на объекты, находящиеся на стадии проектирования или строительства. О преимуществах и особенностях строительства офисов «под себя» рассказывает генеральный директор KUBRAVA PROJECT MANAGEMENT™ Руслан Кубрава.

22.05
Исследования рынка

Пандемия и экономическая нестабильность не отразились на офисном рынке Москвы в I квартале

Негативное воздействие внешних факторов начало оказывать влияние на рынок офисной недвижимости Москвы только в марте, поэтому существенно не отразилось на результатах I квартала 2020 года. В краткосрочной перспективе ожидается снижение активности со стороны арендаторов, но активность крупных пользователей с большой долей вероятности сохранится, считают в CBRE.
23.04

журнал CRE 6 (440)

Июнь
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE №6 (440), выпущенный в соредакторстве с директором Группы PLT Михаилом Тарасовым.   Читайте в номере: Летучка «УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА НА НАШЕМ РЫНКЕ БУДЕТ ТОЛЬКО УСИЛИВАТЬСЯ, ЭТО ПРОСТО НЕИЗБЕЖНО» Обсуждаем с Михаилом Тарасовым главные темы дня и номера   Актуально РАЗОШЛИСЬ ПО КЛАССАМ Представлена обновленная впервые за десять лет классификация офисной недвижимости Москвы   Тема номера ТЯЖЕЛЫЙ...

Популярное

Источник: CRE
Сделка

В Comcity сделка более чем на 7 тыс. кв. м

Новым резидентом офисного парка стала компания IEK Group. Консультант сделки - ILM.
11.07
Источник: CRE
Проект

ГК «Ориентир» выходит в Калининград

Девелопер построит для компании X5 Group мультитемпературный распределительный центр площадью 26 800 кв. м.
10.07
Источник: CRE
Игроки рынка

CORE.XP нарастила сделки со складами

По итогам II квартала 2024 года объем сделок с участием консультантов компании превысил 339 тыс. кв. м, а за полугодие в целом достиг 426 тыс. кв. м.
11.07
Источник: BMS Development Group
Назначения

BMS Development Group усиливает финансы

Александр Ситников назначен финансовым директором девелоперской группы.
 
11.07
Источник: CRE
Сделка

Финтех-компания арендовала офис в Space 1 Арбат

Консультантом сделки по аренде 30 рабочих мест выступила компания Remain.
11.07
Источник: CRE
Проект

«Дочка» Газпромбанка может построить логопарк

В строительство складского комплекса площадью 150 тыс. кв. м на 30 га в Истринском городском округе  «ГПБ-Инвест» может вложить около 10 млрд рублей.
12.07
Источник: CRE
Переговоры

Radius Group и Ozon готовят сделку года

Маркетплейс может арендовать все 270 тыс. кв. м строящегося логопарка «Северные врата». Это может стать крупнейшей сделкой за 2024 год по аренде площадей на складском рынке. Годовые арендные платежи маркетплейса могут достигать 3,5 млрд рублей.
15.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre