Как себя чувствует московский стрит после пандемии?

Объем операторов общественного питания на столичных улицах сократился на 9%.
 
6140
Аналитики компании Knight Frank подвели итоги I полугодия 2020 г. на рынке столичного стрит-ретейла. По результатам исследования, операторы общественного питания на пешеходных и транспортно-пешеходных улицах больше всего пострадали от режима самоизоляции в Москве – за I полугодие 2020 г. значительно сократилась их доля в составе арендаторов - на 9%  (на 6,4% за год). Супермаркеты и специализированные магазины, наоборот, увеличили свое присутствие на пешеходных улицах столицы на 6%.

Как отмечает Ирина Козина, директор направления стрит-ритейла Knight Frank, безусловно, одним из наиболее значимых событий I полугодия 2020 г., по итогам которого доля свободных торговых помещений на пешеходных и транспортно-пешеходных улицах является рекордно высокой, явилась пандемия коронавируса. Снижение доли вакансии можно ожидать не ранее середины 2021 г. Однако уже сегодня мы наблюдаем постепенный рост спроса со стороны арендаторов и инвесторов. Оживление рынка ожидаем осенью 2020 г., а восстановление торговых улиц – в I квартале 2021 г. Это связано, во-первых, с уменьшением «пропускной» способности объектов из-за новых мер безопасности, во-вторых, с изменением покупательского поведения – это и естественная осторожность после прошедших месяцев, и снижение доходов населения. Тем не менее, портреты арендаторов основных торговых улиц останутся прежними – на месте закрывшихся ресторанов уже сейчас открываются новые, то же самое касается и остальных профилей. Несмотря на неопределенную перспективу восстановления туристических потоков, главные пешеходные улицы сейчас остаются по-прежнему привлекательными.

Предложение 
 
По итогам I полугодия 2020 г. суммарный объем площадей стрит-ретейла составил 583,6 тыс. кв. м – прирост нового предложения за год не зафиксирован, средний размер помещений – 194,4 кв. м.

Объем торговых площадей на центральных пешеходных улицах города составил 110,8 тыс. кв. м. Прироста нового предложения за год не зафиксировано.

На центральных транспортно-пешеходных и магистральных торговых коридорах города за год объем нового предложения составил 1,4 тыс. кв. м и 2 тыс. кв. м, соответственно. Стоит отметить, что по состоянию на июль 2020 г. порядка 15 тыс. кв. м площадей стрит-ретейла находятся в зданиях, проходящих реконструкцию (ул. Никольская, ул. Арбат).

В структуре арендаторов по профилям на пешеходных улицах лидирует общепит с долей 47,6% (снижение за год на 6,4 п.п.). На fashion-операторов приходится 23,9% от общего объема площадей (прирост 6 п.п.), на подарки и сувениры – 4,6%. Доли арендаторов остальных профилей не превышают 4,5%.

В структуре арендаторов по профилю деятельности на транспортно-пешеходных улицах также лидирует общепит с долей 38% (сокращение за год на 0,4 п.п.), досуговые концепции имеют долю 8,8% (прирост 0,2 п.п.), офисы банков арендуют 8,7% помещений (снижение на 0,7 п.п.), продуктовые магазины занимают 8,3% помещений (прирост 1,1 п.п.), fashion-операторы – 8% (прирост 2,2 п.п.). Наибольший прирост торговых помещений за год показали fashion-операторы и продуктовые магазины; наибольшее сокращение – банки и финансовые организации. 

Операторы общественного питания на пешеходных и транспортно-пешеходных улицах больше всего пострадали от режима самоизоляции в Москве – за I полугодие 2020 г. значительно сократилась их доля в составе арендаторов. На ключевых пешеходных улицах Москвы их объем уменьшился на 9%. Среди сетей, сокративших свои точки, можно выделить рестораны «Две Палочки» и кофейни «Кофе Хауз».  Также закрывались несетевые кафе и рестораны – «Brasserie Мост» на Кузнецком Мосту, несколько операторов на Арбате. На транспортно-пешеходных улицах прекратили свою работу заведения сетей «Шоколадница», «Джон Джоли», Prime, «Хлеб и Вино», «Жан-Жак». Значительное количество ресторанных концепций закрылось на Маросейке, Мясницкой, Покровке и Пятницкой.

Супермаркеты и специализированные магазины, наоборот, увеличили свое присутствие на пешеходных улицах столицы на 6%. Среди новых открытий – магазины «ВкусВилл», «Добрынинский», «Пятерочка», «Мираторг», «Аленка» и «Пират-Мармелад».

Структура арендаторов московских магистралей по профилю деятельности отличается бóльшим разнообразием. Здесь лидирующую позицию по объему торговых помещений занимают магазины товаров для дома с долей 16,8% (прирост на 2,3 п.п.), за ними следуют заведения общественного питания с долей 14,6% (прирост за год на 1,4 п.п.) и продуктовые магазины (14,4%, прирост 2,8 п.п.). Последние показали наибольший прирост торговых помещений за год. Кроме того, значительно увеличился объем торговых помещений профиля «товары для дома» и аптек – на 2,3 п.п. и 1,8 п.п. соответственно. На Комсомольском и Ленинском проспектах четверть всего предложения (24%) занимают магазины профиля «товары для дома» (интерьерные и мебельные салоны, магазины отделочных материалов и пр.). На Проспекте Мира и Ленинградском проспекте максимальную долю площадей занимают заведения общественного питания (19% и 22%), а доля магазинов товаров для дома составляет всего 9% и 5%.

Операторы общепита 

Последние два года отмечается активное развитие заведений общественного питания в формате фудхолла. В первом полугодии 2020 г. насчитывалось 16 фудмаркетов, расположенных на центральных улицах и на первых этажах офисных комплексов.

В период изоляции закрылось менее пятой части фудмаркетов. Практически все из работающих фудхоллов перевели концепции общественного питания в режим доставки или работы на вынос: у кого-то возможен заказ непосредственно через сайт самого рынка (Усачевский, рынок на Ленинском), а у кого-то через «Яндекс.Еду» и Delivery Club (Центральный рынок, Greenmarket). Стоит отметить, что почти у всех корнеров доставка уже была организована до карантинного периода.

До конца 2020 г. планируется открытие еще четырех проектов: «ФудСити» в ТРЦ «Щелковский», Фреш-маркет, Южное Бутово, реновация Коптевского рынка – проекты Zemskiy Group. В августе состоялось открытие Eat Market на проспекте Вернадского. В то же время, открывающиеся по инерции новые проекты могут не иметь у потребителя такого же повышенного спроса, как был у «Депо», Центрального или Даниловского рынков. Новые проекты фудхоллов в большинстве уже не будут являться уникальным предложением на рынке общественного питания.

Ирина Козина, добавляет: «После снятия режима ограничений в конце июня 2020 г. выручка работающих кафе и ресторанов в Москве составила более 60% от докризисных показателей. Вследствие отложенного спроса из-за периода самоизоляции потребители без опасений начали посещать вновь открывшиеся кафе и рестораны. В наиболее популярных локациях Москвы с авторскими проектами, например на Патриарших Прудах, выручка ресторанов в июне была на 50-90% больше, чем в аналогичный период прошлого года, и в два раза больше, чем в заведениях других центральных районов. В данной локации ресторанные заведения отмечали возвращение к докризисным показателям еще до открытия залов».

Вакансия 

По итогам I полугодия 2020 г. ввиду серьезных ограничительных мер зафиксировано значительное увеличение вакантных помещений формата street retail практически на всех торговых коридорах Москвы. Больше всего пострадали пешеходные и транспортно-пешеходные улицы, на которых был сосредоточен туристический и бизнес-трафик, а профиль арендаторов был преимущественно представлен предприятиями общепита и магазинами непродовольственных товаров (одежда, обувь и т.д.).

За I полугодие 2020 г. максимальное увеличение на 5,5 п.п. отмечено на транспортно-пешеходные улицах, где доля вакантных помещений составила 12,9% против 7,4% на конец 2019 г.

Среди центральных транспортно-пешеходных улиц Москвы существенные изменения произошли на Маросейке, Мясницкой, Покровке и Пятницкой. На Мясницкой стало свободным каждое четвертое помещение. Уровень вакантности на пешеходных улицах и крупных магистралях вырос на 4 и 3,4 п.п. соответственно. Среди основных пешеходных улиц столицы больше всего доля свободных площадей возросла на Арбате, где показатель увеличился до 14%, что на 11 п.п. выше уровня на конец 2019 г.

На текущий момент общий объем вакансии в торговых помещениях стрит-ретейла города составляет около 107,7 тыс. кв. м, что в целом соответствует размерам двух торговых центров большого формата.

Ставки 

По итогам I полугодия 2020 г. наиболее высокие запрашиваемые ставки аренды соответствуют помещениям, расположенным на улице Кузнецкий мост и в Столешниковом переулке.

Минимальный размер ставок в первом полугодии 2020 г. не изменился и составил 30 тыс. руб. за кв. м в год (пр-т Мира, Садовое кольцо, Кутузовский проспект).

Снижение верхней границы ставки аренды было отмечено в большинстве ключевых торговых коридоров города – на 6-23%, в зависимости от улицы. Данный показатель уменьшился на ул. Петровке, пр. Мира, Кутузовском проспекте, Мясницкой ул., Тверской ул., в Столешниковом и Камергерском переулке.

Увеличение верхней границы ставки аренды было зафиксировано лишь в районе Патриарших Прудов – со 130 до 140 тыс. руб./кв. м/год.

Увеличение нижнего порога ставок на ул. Кузнецкий Мост – с 65 до 80 тыс. руб./кв. м/год, на ул. Никольской – с 70 до 90 тыс. руб./кв. м/год, на ул. Новый Арбат – с 45 до 50 тыс. руб./кв. м/год.
 
 


Материалы по теме

Экспертный анализ

Москвичи сокращают траты, стрит-ритейл страдает

Аналитики CBRE провели с 6 по 15 мая опрос около 250 потребителей Москвы. 63% опрошенных планируют сократить расходы, более чем у половины снизился доход. В компании отмечают, что около 5% заведений в центральных торговых коридорах уже закрылись, а еще большее количество находится в состоянии неопределенности.

13.08
Исследования рынка

CBRE настаивают на вакантности 11,6% в стрит-ритейле

По данным аналитиков компании, показатель является максимальным за четыре года. До конца года прогнозируется незначительное снижение ставки, а восстановления спроса в CBRE ожидают к 2021 году.

23.07
Исследования рынка

Colliers оценили вакантность в стрит-ритейле на 7,5%

По данным аналитиков компании, вакантность за год увеличилась на 2,2 п.п. При этом ставки на помещения в основных торговых коридорах демонстрируют разнонаправленный тренд.

23.07

журнал CRE 10 (444)

Ноябрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегические партнеры журнала: компания Pioneer  компания  ADG group  ИНТЕРВЬЮ Основатель и акционер ГК «Ориентир» Елена Бондарчук: мать, жена, инвестор, девелопер. Именно в таком порядке ТЕМА НОМЕРА Дорого и немило: Как инфляция влияет на рынок коммерческой недвижимости ОФИСЫ - Игра в классиков: первые итоги офисной классификации - Ландшафт как преимущество ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА - Курортный роман: появятся ли в России города-мега...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (25 ноября - 1 декабря)

Активное развитие оренбургского ТРЦ «Мармелад», новые лоты от московских властей, планы по экспансии Avdeev Crystal, сделка по продаже БЦ «Амальтея» и ТЦ «Петровский», назначения в ФСК и Самолете, а также новая статья из журнала CRE - в нашей традиционной подборке за неделю.
01.12
Источник: stroi.mos.ru
Аукцион

Москва предлагает крупные лоты в САО

Город выставил на торги три коммерческих помещения в Бескудниковском районе.
 
29.11
Источник: cre
Открытие

Avdeev Crystal расширяет сеть бутиков в Москве

До конца года компания Avdeev Crystal откроет два магазина в самых люксовых ТЦ Москвы. Таким образом, торговая сеть бренда вырастет на 40%. Сейчас в Москве работает 5 бутиков Avdeev Crystal.
29.11
Источник: Инпром Эстейт
Открытие

В Оренбург привезли Idol

Первый в городе магазин премиального бренда Melon Fashion Group занял 350 кв. м в ТРЦ «Мармелад».
28.11
Источник: CRE
События

Retail & Development Brunch 2024: Любовь и боль

Рынок торговой недвижимости и ритейла с успехом прошел возможно самый сложный период в своей истории. Однако вызовы остаются. Меняется же эмоциональный окрас этого слова: вызовы сегодня - это уже не столько про боль управляющих компаний от ухода якорных арендаторов и потери трафика, сколько про любовь к своему клиенту, своему продукту, про внимание к деталям и создание новых концепций. На ежегодном мероприятии Retail & Development Brunch эксперты рынка обсудили основные тренды в ритейле и торговой недвижимости на текущий момент.
28.11
Источник: Пресс-служба Aspace
Проект

Aspace масштабируется

Aspace анонсирует запуск двух проектов в формате BTS.

27.11
Источник: cre.ru
Сделка

Selgros все продал

Selgros продал свой российский бизнес группе «Ароса».
 
29.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre