Мегасделки складского рынка

Алексей Десюкевич, заместитель директора отдела складской и индустриальной недвижимости CBRE
 
4297
Рынок складской недвижимости на протяжении последних лет находится в стадии динамичного роста. И центром роста уже привычно является рынок Москвы. Девелоперы и консультанты с периодичностью заявляют о новых рекордах, объемы закрытых сделок в квадратных метрах исчисляются семизначными цифрами.

Рынок действительно очень разогрет: если в 2018 году общий объем закрытых сделок по Москве по классу А составил 1,554 млн кв. м, в 2019 он находился на уровне 1,244 млн кв. м, то в 2020 году в 1 полугодии он продолжает оставаться на высоком уровне в 514 тыс. кв. м, и по прогнозам ожидается, что совокупный объем достигнет более 1,6 млн кв. м, установив тем самым абсолютный рекорд.

Наряду с большим количеством средних и крупных сделок, из года в год закрывается 1-2 мега сделки, которые являются культовыми и в значительной степени определяют рынок.

За период 2018-2020 таких сделок было 5:
 
  Год Клиент Девелопер Общая площадь (кв.м.) Сектор Консультант Тип Сделки
  2020 Ozon Ориентир 154 000 E-commerce CBRE BUILT-TO-SUIT (Аренда)
  2018 Leroy Merlin ПНК Групп 137 417 Ретейл JLL BUILT-TO-SUIT (Покупка)
  2018 Ozon Ориентир 122 075 E-commerce CBRE Аренда
  2019 ВкусВилл ПНК Групп 108 000 Ретейл C&W BUILT-TO-SUIT (Аренда)
  2020 Всеинструменты ПНК Групп 90 000 E-commerce JLL BUILT-TO-SUIT (Аренда)
  2020 X5 Retail Group СмартДевелопмент 89 384 Ретейл C&W BUILT-TO-SUIT (Аренда)

Примечательно, что всем данным сделкам присущи схожие характеристики.

Мегасделки – это ретейл. Причем в равной степени это и классический продуктовый и DYI ретейл, и динамично развивающийся сектор электронной торговли во главе с абсолютным рекордсменом по объему закрываемых сделок - OZON. Производственные компании, дистрибьютеры, логистические операторы, фарма также являются ключевыми потребителями складов, но главенствующая роль отводится именно ретейлу.

Мегасделкиэто built-to-suit. Предъявляемые клиентом технические требования не могут быть удовлетворены в рамках стандартного здания класса А. Именно поэтому все мегасделки реализуются по принципу built-to-suit. Сделка Озон-Ориентир, закрытая в 2018 году, на первый взгляд является исключением, так как арендовался комплекс, состоящий из 2-х уже существующих зданий, но реализованый в дальнейшем объем дооборудования и реконструкции зданий также позволяет отнести сделку к разряду BTS.

Мегасделки – это профессиональный девелопер. Реализация столь значимого проекта предполагает доверить строительство исключительно надежному партнеру. Безусловными лидерами выступают многоопытные «ПНК Групп» и «Ориентир». Несколько особняком в данном списке последних лет стоит компания «СмартДевелопмент», для которой данный проект является первым пилотным в сфере девелопмента полного цикла. Стоит также выделить ключевых для московского рынка девелоперов, таких как «Радиус Групп», Raven Russia, «АТ Недвижимость», ПЛТ, МЛП, «Русич», «Атлант Парк», которые также имеют в своем активе очень крупные сделки за последние 3 года. Именно гарантия надежности и качества является определяющим фактором, почему компании привлекают именно этих девелоперов к реализации своих проектов.

Мегасделки – это профессиональный консультант. Поиск-подбор-анализ, проведение тендера, структурирование сделки – все данные этапы требуют привлечения профессионального консультанта. Закономерный факт, что только компании из ТОП-3 мирового рейтинга консультантов коммерческой недвижимости, а именно CBRE, C&W, JLL, выступают также консультантами при структурировании сделок и на российском рынке.

В 2020 г. рынок ожидает еще ряд крупных сделок. Нет уверенности, что какая-либо из них пополнит ряды мегасделок. Но в любом случае, рекордные отметки установлены, и все профессиональные участники - в ожидании, сможет ли кто-то данные рекорды превзойти.


Материалы по теме

Исследования рынка

Склады бьют рекорд по сделкам

Департамент аналитики и консалтинга компании Knight Frank подвел итоги III квартала по спросу на рынке складской недвижимости Московского региона.
02.11
Исследования рынка

Аренда в Москва-Сити дешевеет, что приводит к крупным сделкам

За 2 года ставки аренды на офисы в Москва-Сити снизились в 1,5 раза.
14.06
Исследования рынка

В Петербурге заканчиваются склады

При сокращении спроса со стороны классического ритейла, общий объем сделок в 1-м полугодии превысил показатели годичной давности на 22%. Однако строящиеся объекты девелоперы вводить в эксплуатацию не спешат, констатируют аналитики JLL.

22.07

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre