Кризис: все идет по плану

Кризис, вызванный эпидемией коронавируса, начался внезапно и посеял мрачные настроения среди участников рынка. Саму вероятность всемирной пандемии не учитывал ни один пессимистичный сценарий. И это пугало больше всего. Возможно ли предусмотреть глобальные катастрофы, есть ли способы спасения бизнеса от них и какие вообще бывают сценарии, рассказывает Татьяна Бертова, ТехноНиколь.

1998

Кризис, вызванный эпидемией коронавируса, начался внезапно и посеял мрачные настроения среди участников рынка. Саму вероятность всемирной пандемии не учитывал ни один пессимистичный сценарий. И это пугало больше всего. Возможно ли предусмотреть глобальные катастрофы, есть ли способы спасения бизнеса от них и какие вообще бывают сценарии, рассказывает Татьяна Бертова, ТехноНиколь.

Ни один бизнес-сценарий не рассматривает ситуацию тотального крушения экономики, когда полностью закрывается весь бизнес. Например, войны или революции. И даже всемирную пандемию никто до сих пор не брал в расчет. Пессимистичные сценарии предполагают, что рынок сокращается в большей или меньшей степени, но при этом какие-то процессы на нем продолжаются, пусть и в очень ограниченном объеме. У игроков рынка в этой ситуации не так много вариантов действий. Они либо «схлопываются» вместе с рынком, либо забирают долю у конкурентов. Поэтому чем меньше доля компании в начале кризиса, тем больше у нее шансов выжить, поскольку есть, куда расширяться.

Дальше все зависит от стратегии. Можно, например, удерживать докризисную ценовую политику и не загружать производство, а использовать ровно те мощности, которые удовлетворяют снизившийся спрос.

Но обычно конкуренты это сделать не дают и развязывают ценовые войны. И тут, как в спорте, выигрывает тот, кто тренируется постоянно. То есть в ценовом противостоянии побеждает то производство, которое было нацелено на лидерство в издержках еще в благополучные времена. Это значит, что компания за счет оптимизации технологических и бизнес-процессов максимально снизила затраты и благодаря этому способна долго удерживать низкий уровень цен на свою продукцию. У кого раньше расходы превысят доходы и случится кассовый разрыв, тот и выйдет из игры первым. Так что шансов выжить гораздо больше у тех, кто повышал эффективность производственной системы заранее. А кризис показывает, насколько хорошая спортивная форма у компании и как быстро она может избавиться от легкого жирка, накопленного во времена процветания.

Реакция есть

У любого бизнеса, если он не однодневка и рассчитывает некоторое время задержаться на рынке, есть несколько оптимистичных и пессимистичных сценариев развития событий на ближайший год. Негативные всегда предусматривают вариант «если что-то пошло не так» и дают возможность отработать всю цепочку неприятных последствий. Имея такой сценарий, проще сталкиваться с рисками и противостоять им.

Однако в условиях неопределенности более важную роль начинает играть реактивный подход. В кризисы происходят вещи, которые сложно предугадать и спрогнозировать заранее. Они находятся за рамками сценариев, и менеджмент уже не планирует, а только реагирует на них. И здесь все решает скорость, то, как быстро руководство компании увидит изменения и перестроит под них все процессы: закупки, производство, хранение, отгрузки и продажи. И чем более динамичная и открытая система работы в компании, тем быстрее это можно сделать.

Скорость реакции повышают, прежде всего, максимально гибкие узлы в цепи поставок и коммуникации, а также непрерывный обмен фактическими данными, их быстрый анализ и оперативное принятие решений. Автоматизация систем планирования продаж и операций и прогнозирования спроса помогает наладить эти процессы. Она обеспечивает быстрое создание и оценку новых сценариев развития событий. И чем шире охват и тщательнее процесс обработки данных, тем понятнее становятся риски и тем проще их предотвратить или сгладить.

Если грамотно сочетать проактивный подход (работу со сценариями и прогнозами) и реактивный (процессы, которые позволяют гибко реагировать на текущую ситуацию), можно добиться большей стабильности и определенности для бизнеса во время кризиса.

План – ничто, планирование важно

С точки зрения планирования наиболее важной во время кризисов становится система планирования продаж и операций. Она является связующим звеном между стратегическим планом (развитие компании на 5-10 лет) и оперативным планированием (какую номенклатуру и в каком объеме запустить в производство). Эта система позволяет видеть все происходящие события, управлять ими и оперативно подстраивать под них мощности заводов.

Основная задача планирования продаж и операций – сбалансировать спрос и поставки, поскольку эффективность обеспечивается тогда, когда отгрузки равны или максимально приближены к объему производства.

Такое планирование дает возможность оперативно реагировать на внешние факторы, повлиять на которые изнутри компании нельзя: ситуацию на рынке, колебание спроса, отсутствие транспорта, изменение цен и т.д. Например, мы получаем информацию о том, что часть строительных объектов в одном из регионов будет заморожена, следовательно, объем отгрузок сократится. На основании этих данных делают серию прогнозов, которые покажут узкие места в производственной системе. Станет понятно, нужны ли дополнительные складские площади для хранения стока, какие виды продукции стоит накопить, а выпуск каких лучше приостановить и т.п. Исходя из этого можно быстро перепланировать всю цепочку, понять, какой ресурс и для чего потребуется. И в итоге подготовиться к изменениям заранее, не дожидаясь падения спроса.

Интересно, что для планирования продаж и операций вовсе не обязательна автоматизация этого процесса. Здесь гораздо важнее построение коммуникаций и правильная организация работы. Если есть понимание того, из чего складывается планирование продаж и операций, заниматься им можно даже в Excel. Особенно если речь идет о небольших предприятиях, где внедрение дорогостоящих ИТ-систем может не окупиться.

Правила выживания

Самое надежное средство против кризиса – это ежедневная круглосуточная подготовка к нему. Если компания хочет оставаться на плаву, ей придется постоянно меняться и заниматься улучшениями.

При этом крайне важны три составляющие. Во-первых, эффективность. На достижение результата должно быть потрачено минимум ресурсов и минимум времени. Поэтому, занимаясь улучшениями, очень важно ставить приоритеты.

Во-вторых, при планировании и создании сценариев невозможно предусмотреть абсолютно все. Поэтому нужно научиться гибко реагировать на изменения. И в-третьих, реагировать надо быстро. При сегодняшнем уровне распространения информации, все компании действуют примерно одинаково. Но выигрывает тот, кто действует быстрее. Поэтому чем оперативнее реакция, тем сильнее позиции на рынке, в том числе во время кризиса.



Материалы по теме

Исследования рынка

Как склады Московского региона пережили кризис

Складской сегмент лучше всего «пережил» кризис, по итогам полугодия.
 
10.07
Экспертный анализ

Как сохранить свои деньги в кризис: советы для инвесторов

Рынок инвестиций ожидают непростые времена, хотя бы потому что инфляция будет не локальной, как в 2014-2015 гг., а общемировой. Рассчитывать только на себя? Ставить на «зеро»? Вкладывать только в проверенные форматы? Александр Шарапов, президент Becar Asset Management, рассказывает о своей позиции кризисного управления инвестициями.

 

17.06
KnowHow

Антикризисные меры: как собственнику сохранить ключевого арендатора

Эксперты «ПРОФИС Недвижимость» рассказали о том, на что сегодня готовы собственники объектов коммерческой недвижимости, чтобы сохранить ключевых арендаторов в кризис.

28.05

журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438). Ознакомиться с ним можно ЗДЕСЬ   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 апреля)

В Барвихе объявили победителей CRE Moscow Awards 2024, Pridex отчитался по выручке, Александр Ходоров перешел из Comcity в O1 Properties, в Казахстане крупная складская сделка, фитнес-центры становятся главными ньюсмэйкерами в торговой недвижимости, а эксперты рынка обсудили крупнейшие сделки последний дней - продажу ЦДМ и портфеля Ceetrus - для журнала CRE Retail.
21.04
Источник: Пресс-служба IBC Global
Проект

В Приморье появится еще один склад

В Приморском крае появится склад класса В на 6,2 тыс кв. м.
 
22.04
Источник: IBC Global
Проект

В Чите реконструируют склад на 60 тыс. кв. м

Сейчас это единственный в городе складской комплекс, отвечающий современным требованиям.
23.04
Источник: Tekta Group
Проект

Tekta Group построит БЦ на Ходынке

Общая площадь офисного комплекса из трех башен составит порядка 130 тыс. кв. м. Инвестиции превысят 35 млрд рублей.
23.04
Источник: Пресс-служба «РИОТЭКС»
Сделка

«РТС» Рублевский» принял крупного арендатора

Промышленная группа «Дом Металла» заняла cамый большой флагманский блок в ТДК «РТС» Рублевский».
 
22.04
Источник: cre.ru
Игроки рынка

ФСК довольна результатами I квартала

ГК ФСК увеличила выручку в первом квартале на 45%.
 
 
22.04
Источник: Nikoliers
Игроки рынка

Nikoliers закрыли сделок по офисам на 78 тыс. кв. м

Компания поделилась итогами первого квартала 2024 года в сегменте офисной недвижимости. Крупнейшие сделки - офис для «Тинькофф» в Петербурге на 30 тыс. кв. м (аренда) и продажа конечному пользователю бизнес-центра на 36 тыс. кв. м.
23.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre