Основные отклонения в этом году так или иначе были связаны с пандемией.
Текущий уровень Shopping Index остается ниже на 51% по сравнению с уровнем индекса на 48 неделе в 2019 г., который был одним из лучших периодов коммерческой недвижимости за последние четыре года: экономика России наконец начала выходить из рецессии, которая длилась 5 лет.
Сейчас рост реальных доходов снова пошел на убыль впервые после экономического шока 2014 г.
Снижение трафика началось уже на 12-й неделе (16.03-22.03) на –13 – 16%, после срыва сделки ОПЕК и за неделю до этого роста курса доллара.
Резкое снижение Shopping Index началось на 14-й неделе – это была первая нерабочая неделя (30.03-5.05). Тогда индекс снизился на 74-87%.
Слабый монотонный рост начался с 15-16 – й недели. Тогда наблюдался повышенный спрос на продовольственные товары и товары повседневного спроса; в конце предшествующей недели Минпромторг РФ дал разъяснение о возможности посещения крупных супермаркетов и гипермаркетов.
После снятия или частичного снятия ограничений начался резкий рост трафика. В каждом городе это происходило в разное время, т.к. местные власти регулировали этот вопрос самостоятельно, в зависимости от роста числа заболевших и рекомендаций Роспотребнадзора в конкретном регионе.
В разных категориях восстановление тоже шло по-разному. Например, в сегменте DIY в Москве на 27-й неделе Shopping Index достиг уровня относительно аналогичного периода прошлого года, «вышел в ноль». Это было связано с двумя факторами: многие из них продолжали работу в ограниченном или полном формате в период действия ограничений; выросла популярность их товаров на фоне кризиса и самоизоляции.
Стрит-ретейл, например, восстанавливался быстрее. Если сравнивать его c торговыми центрами на 24-й неделе, показатель динамики посещаемости ТЦ составлял 61%, в то время как Shopping Index объектов стрит-ретейла достиг 65% от уровня 24-й календарной недели прошлого года.
В августе Shopping Index в ТЦ в Москве был на 23% LFL ниже, по сравнению с 2019 LFL.
«Предшкольный сезон» обычно считается одним из главных периодов, поскольку в это время всегда наблюдается всплеск продаж, и к этому сезону ретейлеры готовятся особенно активно. В этом году на 35-й неделе данный показатель оказался на 10% ниже аналогичного периода в прошлом году, а продажи в онлайн подросли.
По данным некоторых агентств, выручка в сегменте non-food в августе выросла. Например, в сегменте фэшн рост выручки превышал рост трафика.
В сентябре началось снижение Shopping Index. В первой половине сентября падение индекса в столице составляла 20%, по всей стране — 17%.
По итогам октября наибольшее восстановление трафика демонстрировал Екатеринбург - Shopping Index там снизился на 16,7%.
Наибольшее снижение - в Красноярске. Динамика показателя там была - 27, 6% LFL.
В Москве наблюдалась приблизительно одинаковая картина с Санкт-Петербургом -26% и - 26,3% соответственно.
В ноябре 2020 трафик в торговых центрах в городах России по сравнению с октябрем в основном показал отрицательные значения.
Исключения составляют Москва +2.2% и Новосибирск +5.5%. «Черная пятница» поддержала трафик. По сравнению с аналогичным периодом 2019, в Москве динамика составила (-25.%) в Новосибирске (- 30.4%).
Но в целом, по словам Романа Скороходова, «несмотря на начавшийся спад посещаемости ТЦ в связи с пандемией еще в сентябре и общей экономической ситуацией, снижение в ноябре было не таким серьезным, в том числе из-за "черной пятницы", которая поддержала трафик».
Непосредственно в сам период «черной пятницы» на выходных трафик поднялся в городах России на 2-3%.
Подготовка к празднованию Нового года началась еще в ноябре. «Что касается предновогоднего трафика, мы не можем говорить о полном восстановлении с учетом текущей ситуации по заболеванию и ограничениям в этой связи. Ожидаем небольшой всплеск где-то в 5-10%», - прокомментировал Скороходов.
На первых двух неделях начался рост Shopping Index: по итогам первых двух недель декабря (30 ноября — 13 декабря) показатель увеличился на 4% относительно конца ноября в Москве, динамика в Санкт-Петербурге (-2%).
Относительно прошлого года, в Москве - 25,4%, в Санкт-Петербурге - 32,2%.
Роман Скороходов связывает данный рост с Новым Годом, который является главным праздником для россиян.
Текущий уровень Shopping Index остается ниже на 51% по сравнению с уровнем индекса на 48 неделе в 2019 г., который был одним из лучших периодов коммерческой недвижимости за последние четыре года: экономика России наконец начала выходить из рецессии, которая длилась 5 лет.
Сейчас рост реальных доходов снова пошел на убыль впервые после экономического шока 2014 г.
Снижение трафика началось уже на 12-й неделе (16.03-22.03) на –13 – 16%, после срыва сделки ОПЕК и за неделю до этого роста курса доллара.
Резкое снижение Shopping Index началось на 14-й неделе – это была первая нерабочая неделя (30.03-5.05). Тогда индекс снизился на 74-87%.
Слабый монотонный рост начался с 15-16 – й недели. Тогда наблюдался повышенный спрос на продовольственные товары и товары повседневного спроса; в конце предшествующей недели Минпромторг РФ дал разъяснение о возможности посещения крупных супермаркетов и гипермаркетов.
После снятия или частичного снятия ограничений начался резкий рост трафика. В каждом городе это происходило в разное время, т.к. местные власти регулировали этот вопрос самостоятельно, в зависимости от роста числа заболевших и рекомендаций Роспотребнадзора в конкретном регионе.
В разных категориях восстановление тоже шло по-разному. Например, в сегменте DIY в Москве на 27-й неделе Shopping Index достиг уровня относительно аналогичного периода прошлого года, «вышел в ноль». Это было связано с двумя факторами: многие из них продолжали работу в ограниченном или полном формате в период действия ограничений; выросла популярность их товаров на фоне кризиса и самоизоляции.
Стрит-ретейл, например, восстанавливался быстрее. Если сравнивать его c торговыми центрами на 24-й неделе, показатель динамики посещаемости ТЦ составлял 61%, в то время как Shopping Index объектов стрит-ретейла достиг 65% от уровня 24-й календарной недели прошлого года.
В августе Shopping Index в ТЦ в Москве был на 23% LFL ниже, по сравнению с 2019 LFL.
«Предшкольный сезон» обычно считается одним из главных периодов, поскольку в это время всегда наблюдается всплеск продаж, и к этому сезону ретейлеры готовятся особенно активно. В этом году на 35-й неделе данный показатель оказался на 10% ниже аналогичного периода в прошлом году, а продажи в онлайн подросли.
По данным некоторых агентств, выручка в сегменте non-food в августе выросла. Например, в сегменте фэшн рост выручки превышал рост трафика.
В сентябре началось снижение Shopping Index. В первой половине сентября падение индекса в столице составляла 20%, по всей стране — 17%.
По итогам октября наибольшее восстановление трафика демонстрировал Екатеринбург - Shopping Index там снизился на 16,7%.
Наибольшее снижение - в Красноярске. Динамика показателя там была - 27, 6% LFL.
В Москве наблюдалась приблизительно одинаковая картина с Санкт-Петербургом -26% и - 26,3% соответственно.
В ноябре 2020 трафик в торговых центрах в городах России по сравнению с октябрем в основном показал отрицательные значения.
Исключения составляют Москва +2.2% и Новосибирск +5.5%. «Черная пятница» поддержала трафик. По сравнению с аналогичным периодом 2019, в Москве динамика составила (-25.%) в Новосибирске (- 30.4%).
Но в целом, по словам Романа Скороходова, «несмотря на начавшийся спад посещаемости ТЦ в связи с пандемией еще в сентябре и общей экономической ситуацией, снижение в ноябре было не таким серьезным, в том числе из-за "черной пятницы", которая поддержала трафик».
Непосредственно в сам период «черной пятницы» на выходных трафик поднялся в городах России на 2-3%.
Подготовка к празднованию Нового года началась еще в ноябре. «Что касается предновогоднего трафика, мы не можем говорить о полном восстановлении с учетом текущей ситуации по заболеванию и ограничениям в этой связи. Ожидаем небольшой всплеск где-то в 5-10%», - прокомментировал Скороходов.
На первых двух неделях начался рост Shopping Index: по итогам первых двух недель декабря (30 ноября — 13 декабря) показатель увеличился на 4% относительно конца ноября в Москве, динамика в Санкт-Петербурге (-2%).
Относительно прошлого года, в Москве - 25,4%, в Санкт-Петербурге - 32,2%.
Роман Скороходов связывает данный рост с Новым Годом, который является главным праздником для россиян.
Мария Вакатова, Watcom