2020: аномальный или уникальный?

2020 год – аномальный во всех смыслах. Его сезонные колебания невозможно  сравнивать с аналогичными периодами в прошлом году.
3165
Изображение взято из источника: ТАСС
Основные отклонения в этом году так или иначе были связаны с пандемией.

Текущий уровень Shopping Index остается ниже на 51% по сравнению с уровнем индекса на 48 неделе в 2019 г., который был одним из лучших периодов коммерческой недвижимости за последние четыре года: экономика России наконец начала выходить из рецессии, которая длилась 5 лет.

Сейчас рост реальных доходов снова пошел на убыль впервые после экономического шока 2014 г.

Снижение трафика началось уже на 12-й  неделе (16.03-22.03) на –13  – 16%, после срыва сделки ОПЕК и за неделю до этого роста курса доллара.

Резкое снижение Shopping Index началось на 14-й неделе – это была первая нерабочая неделя (30.03-5.05). Тогда индекс снизился на 74-87%.

Слабый монотонный рост начался  с 15-16 – й недели. Тогда наблюдался повышенный спрос на продовольственные товары и товары повседневного спроса;  в конце предшествующей недели Минпромторг РФ дал разъяснение о возможности посещения  крупных супермаркетов и гипермаркетов.

После снятия или частичного снятия ограничений начался резкий рост трафика. В каждом городе это происходило в разное время, т.к. местные власти регулировали этот вопрос самостоятельно, в зависимости от роста числа заболевших и рекомендаций Роспотребнадзора в конкретном регионе.

В разных категориях восстановление тоже шло по-разному. Например, в сегменте DIY в Москве на 27-й неделе Shopping Index достиг уровня относительно аналогичного периода прошлого года, «вышел в ноль». Это было связано с двумя факторами: многие из них продолжали работу в ограниченном или полном формате в период действия ограничений;  выросла популярность их товаров на фоне кризиса и самоизоляции.

Стрит-ретейл, например, восстанавливался быстрее. Если сравнивать его c торговыми центрами на 24-й неделе, показатель динамики посещаемости ТЦ составлял 61%, в то время как Shopping Index объектов стрит-ретейла достиг 65% от уровня 24-й календарной недели прошлого года.

В августе Shopping Index в ТЦ в Москве был на 23% LFL ниже, по сравнению с 2019 LFL.

«Предшкольный сезон»  обычно считается одним из главных периодов, поскольку в это время всегда наблюдается всплеск продаж, и к этому сезону ретейлеры готовятся особенно активно. В этом году на 35-й неделе данный показатель оказался на 10% ниже аналогичного периода в прошлом году, а продажи в онлайн подросли.

По данным некоторых агентств, выручка в сегменте non-food в августе выросла. Например, в сегменте фэшн рост выручки превышал рост трафика.

В сентябре началось снижение Shopping Index. В первой половине сентября падение индекса в столице составляла 20%, по всей стране — 17%.

По итогам октября наибольшее восстановление трафика демонстрировал Екатеринбург - Shopping Index там снизился на 16,7%.
Наибольшее снижение - в Красноярске. Динамика показателя там была - 27, 6% LFL.

В Москве наблюдалась приблизительно одинаковая картина с Санкт-Петербургом  -26% и - 26,3% соответственно.

В ноябре 2020 трафик в торговых центрах в городах  России по сравнению с октябрем в основном показал отрицательные значения.
Исключения составляют Москва +2.2% и Новосибирск +5.5%. «Черная пятница» поддержала трафик. По сравнению с аналогичным периодом 2019, в Москве динамика составила (-25.%) в Новосибирске (- 30.4%).

Но в целом, по словам Романа Скороходова, «несмотря на начавшийся спад посещаемости ТЦ в связи с пандемией еще в сентябре и общей экономической ситуацией, снижение в ноябре было не таким серьезным, в том числе из-за "черной пятницы", которая поддержала трафик».

Непосредственно в сам период «черной пятницы» на выходных трафик поднялся в городах России на 2-3%.

Подготовка к празднованию Нового года началась еще в ноябре. «Что касается предновогоднего трафика, мы не можем говорить о полном восстановлении с учетом текущей ситуации по заболеванию и ограничениям в этой связи. Ожидаем небольшой всплеск где-то в 5-10%», - прокомментировал Скороходов.

На первых  двух неделях начался рост Shopping Index: по итогам первых двух недель декабря (30 ноября — 13 декабря) показатель увеличился на 4% относительно конца ноября в Москве, динамика в Санкт-Петербурге (-2%).

Относительно прошлого года, в Москве - 25,4%, в Санкт-Петербурге - 32,2%.

Роман Скороходов связывает данный рост с Новым Годом, который является главным праздником для россиян.

Мария Вакатова, Watcom


Материалы по теме

Исследования рынка

Как себя чувствует московский стрит после пандемии?

Объем операторов общественного питания на столичных улицах сократился на 9%.
 
20.08
Экспертный анализ

Москвичи сокращают траты, стрит-ритейл страдает

Аналитики CBRE провели с 6 по 15 мая опрос около 250 потребителей Москвы. 63% опрошенных планируют сократить расходы, более чем у половины снизился доход. В компании отмечают, что около 5% заведений в центральных торговых коридорах уже закрылись, а еще большее количество находится в состоянии неопределенности.

13.08
Исследования рынка

CBRE настаивают на вакантности 11,6% в стрит-ритейле

По данным аналитиков компании, показатель является максимальным за четыре года. До конца года прогнозируется незначительное снижение ставки, а восстановления спроса в CBRE ожидают к 2021 году.

23.07

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre