Knight Frank: В стрит-ритейле «Москва-Сити» свободна треть помещений

По данным аналитиков компании, всего к концу 2020 года свободными остаются 20,4 тыс. кв. м площадей формата стрит-ретейл, за год закрылось 77 торговых точек, а уровень вакантности увеличился на 12,9 п.п. Наибольшая доля свободных площадей зафиксирована в «Федерации», «Башне 2000» (+ мост «Багратион») и «Северной башне».
4881
Изображение взято из источника: new-retail.ru
Аналитики компании Knight Frank изучили ситуацию на рынке стрит-ретейла на территории ММДЦ «Москва-Сити» за 2020 год. В связи с тем, что 80% предприятий розничной торговли и услуг делового центра были ориентированы на офисных сотрудников, переход на удаленный формат работы из-за карантинных ограничений стал причиной закрытия 77 торговых точек. Общий объем вакантных площадей в пределах территории ММДЦ за прошедший год составил 20,4 тыс. кв. м (треть от общего объема предложения), увеличившись с начала 2020 года на 12,9 п.п. Средний размер торгового помещения в «Москва-Сити» уменьшился на 17% по сравнению с 2019 годом до 123 кв. м, а ставка аренды в данном сегменте в пределах делового центра снизилась на 9%.
 
Предложение
 
По итогам 2020 года общий объем предложения торговых площадей формата стрит-ретейл на территории ММДЦ «Москва-Сити» составил 61 тыс. кв. м, что на 11,7% больше показателя за аналогичный период прошлого года. Рост предложения обусловлен вводом в эксплуатацию второй башни небоскреба Neva Towers в IV квартале 2020 года.
 
Сегодня в ММДЦ функционирует 14 комплексов (не считая ТРЦ «Афимолл-Сити»), при этом наибольший объем предложения торговых площадей сосредоточен в составе трех объектов: «Башня Федерация», «Город Столиц» и «Эволюция» (что равняется 33,5 тыс. кв. м, или 54,9% от существующего предложения).
 


 
Спрос
 
На конец 2020 года общий объем вакантных площадей стрит-ретейла на территории ММДЦ «Москва-Сити» превысил треть от общего предложения и составил 20,4 тыс. кв. м в абсолютном выражении. C начала года уровень вакантности увеличился на 12,9 п.п., что связано с выходом на рынок торговых площадей в новом комплексе Neva Towers и высвобождением части помещений в действующих комплексах.
 
По-прежнему высоким остается уровень вакантности в комплексе «Башня Федерация» ­– здесь сосредоточено 7,5 тыс. кв. м свободных торговых площадей, что составляет 37% от совокупного объема свободного предложения на территории делового центра.
 
Ограничительные меры из-за пандемии и, как следствие, пониженный спрос способствовали тому, что в целом по итогам 2020 года объем свободных площадей во всех башнях ММДЦ «Москва-Сити» либо увеличился, либо остался неизменным. Кроме того, в прошлом году было зафиксировано заметное высвобождение площадей в бизнес-центре «Северная башня», где уровень вакантности вырос с нуля до 42%.
 

 
Торговые помещения пользуются высоким спросом у операторов сопутствующей торговли, ориентированных на обслуживание дневного контингента посетителей делового центра. Это объекты food&beverage, магазины FMCG и различные услуги: фитнес-клубы, салоны красоты, медицинские центры и прочее.
 
На конец 2020 года инфраструктура ММДЦ была представлена 295 предприятиями торговли и услуг, на которые в совокупности приходится 35,5 тыс. кв. м от общего объема предложения торговых помещений. При этом 44% от общего объема занимают операторы общественного питания (рестораны, кафе, столовые, кофейни и кулинарии.
 
На нулевом уровне башни «Эволюция» расположен крупный оператор индустрии развлечений – семейный тематический парк профессий «Мастерславль», за счет которого доля сегмента развлечений в структуре спроса достигает 18%. Из-за ограничительных мер в связи с распространением коронавируса арендатор приостановил свою деятельность.
 
Предприятия сферы услуг (например, химчистки, отделения банков, туроператоры) занимают третью позицию в рейтинге совокупного объема площадей и второе место по количеству помещений – их доля составляет 14% и 24% соответственно.
 
Совокупно за 2020 год на территории делового центра прекратили свою деятельность 77 предприятий торговли и услуг: из них 38 заведений общественного питания, на которые приходится порядка 68% от общего объема закрытых торговых площадей. В то же время появились 43 новые торговые точки, при этом 72% открытий пришлось на первое полугодие 2020 года. Число вакантных торговых мест на момент окончания года составило 99 единиц, из них 26 оставались свободными с начала года.
 

 
Средний размер торгового помещения составляет 123 кв. м, что меньше аналогичного показателя предыдущего года на 17%.
 
Практически две трети занятых помещений – блоки площадью 50 кв. м и меньше. Большое количество таких помещений расположено в подземных переходах между башнями. Их занимают кофейни/бистро/бары, салоны красоты, туристические агентства, химчистки.
 
Арендаторами помещений площадью более 500 кв. м являются рестораны, фитнес-клубы и медицинские центры.
 

 
Коммерческие условия
 
Средний диапазон арендных ставок на торговые помещения составляет 40 000 – 100 000 руб./кв. м/год.
 
Наблюдается падение верхней границы ставки аренды на 9% по сравнению с началом года, что является реакцией на снижение деловой активности и высвобождение площадей.
 
Кроме того, во время пандемии и в постпандемийный период арендодатели придерживались гибкой арендной политики, соглашаясь на различные уступки (рассрочка платежей, скидка, арендные каникулы) арендаторам. Этим собственникам удалось сохранить своих арендаторов с наименьшими финансовыми потерями, и уже сейчас они возвращаются к ставкам начала 2020 года.


Помимо внешних факторов влияние на ставку аренды оказывают такие параметры, как площадь помещения, этаж, близость к пешеходным потокам, тип отделки и др. В связи с этим можно наблюдать разнонаправленную динамику показателя для отдельных типов помещений. По максимальной ставке аренды предлагаются помещения площадью менее 50 кв. м, расположенные в проходной торговой галерее на -1 и 1 этажах.  
 
 
Ирина Козина, директор направления стрит-ретейла Knight Frank: «2020 год был ознаменован пандемией Covid-19, что отразилось на всех сферах бизнеса.  Учитывая, что территория ММДЦ “Москва-Сити” в большей степени зависит от деловой активности, введение ограничительных мер, в особенности переход многих сотрудников на удаленный режим работы, негативно повлияло на работу операторов торговли и сферы услуг. В середине года, после отмены режима самоизоляции, мы наблюдали рост числа свободных торговых помещений. С III квартала отмечается некоторое снижение вакансии ввиду восстановления бизнес-трафика и увеличения числа сотрудников, вернувшихся на работу в офисы. Однако окончательное восстановление трафика и снижение уровня вакансии стоит ожидать не ранее конца 2021 года».
 
 


Материалы по теме

Источник: new-retail.ru
Исследования рынка

В 2020 году в стрите Петербурга больше говорили, чем открывались

По данным исследования компании JLL, за год на основных торговых коридорах Северной столицы открылось на 36% меньше новых кафе и ресторанов, чем в 2019 году. При этом вакантность увеличилась менее чем на 3 п.п., а основным трендом стали переговоры арендаторов и арендодателей.

14.01
Исследования рынка

Как себя чувствует московский стрит после пандемии?

Объем операторов общественного питания на столичных улицах сократился на 9%.
 
20.08
Экспертный анализ

Москвичи сокращают траты, стрит-ритейл страдает

Аналитики CBRE провели с 6 по 15 мая опрос около 250 потребителей Москвы. 63% опрошенных планируют сократить расходы, более чем у половины снизился доход. В компании отмечают, что около 5% заведений в центральных торговых коридорах уже закрылись, а еще большее количество находится в состоянии неопределенности.

13.08

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: Пресс-служба Business Club
Игроки рынка

Business Club построит премиальный БЦ на Ходынке

Business Club презентовал бизнес-центр нового формата.

24.07
Источник: Pridex
Открытие

Штаб-квартира «Уральской Стали» переехала на Пресню

Головной офис одного из лидеров металлургического рынка площадью 4 тыс. кв. м реализован компанией Pridex на территории бывшего лакокрасочного завода братьев Мамонтовых.
23.07
Источник: CRE
Открытие

YoBody Fitness пришел на ЗИЛ

Фитнес займет свыше 1 900 кв. м в ТРЦ ЗУМ. 
22.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre