Knight Frank: В стрит-ритейле «Москва-Сити» свободна треть помещений

По данным аналитиков компании, всего к концу 2020 года свободными остаются 20,4 тыс. кв. м площадей формата стрит-ретейл, за год закрылось 77 торговых точек, а уровень вакантности увеличился на 12,9 п.п. Наибольшая доля свободных площадей зафиксирована в «Федерации», «Башне 2000» (+ мост «Багратион») и «Северной башне».
4983
Изображение взято из источника: new-retail.ru
Аналитики компании Knight Frank изучили ситуацию на рынке стрит-ретейла на территории ММДЦ «Москва-Сити» за 2020 год. В связи с тем, что 80% предприятий розничной торговли и услуг делового центра были ориентированы на офисных сотрудников, переход на удаленный формат работы из-за карантинных ограничений стал причиной закрытия 77 торговых точек. Общий объем вакантных площадей в пределах территории ММДЦ за прошедший год составил 20,4 тыс. кв. м (треть от общего объема предложения), увеличившись с начала 2020 года на 12,9 п.п. Средний размер торгового помещения в «Москва-Сити» уменьшился на 17% по сравнению с 2019 годом до 123 кв. м, а ставка аренды в данном сегменте в пределах делового центра снизилась на 9%.
 
Предложение
 
По итогам 2020 года общий объем предложения торговых площадей формата стрит-ретейл на территории ММДЦ «Москва-Сити» составил 61 тыс. кв. м, что на 11,7% больше показателя за аналогичный период прошлого года. Рост предложения обусловлен вводом в эксплуатацию второй башни небоскреба Neva Towers в IV квартале 2020 года.
 
Сегодня в ММДЦ функционирует 14 комплексов (не считая ТРЦ «Афимолл-Сити»), при этом наибольший объем предложения торговых площадей сосредоточен в составе трех объектов: «Башня Федерация», «Город Столиц» и «Эволюция» (что равняется 33,5 тыс. кв. м, или 54,9% от существующего предложения).
 


 
Спрос
 
На конец 2020 года общий объем вакантных площадей стрит-ретейла на территории ММДЦ «Москва-Сити» превысил треть от общего предложения и составил 20,4 тыс. кв. м в абсолютном выражении. C начала года уровень вакантности увеличился на 12,9 п.п., что связано с выходом на рынок торговых площадей в новом комплексе Neva Towers и высвобождением части помещений в действующих комплексах.
 
По-прежнему высоким остается уровень вакантности в комплексе «Башня Федерация» ­– здесь сосредоточено 7,5 тыс. кв. м свободных торговых площадей, что составляет 37% от совокупного объема свободного предложения на территории делового центра.
 
Ограничительные меры из-за пандемии и, как следствие, пониженный спрос способствовали тому, что в целом по итогам 2020 года объем свободных площадей во всех башнях ММДЦ «Москва-Сити» либо увеличился, либо остался неизменным. Кроме того, в прошлом году было зафиксировано заметное высвобождение площадей в бизнес-центре «Северная башня», где уровень вакантности вырос с нуля до 42%.
 

 
Торговые помещения пользуются высоким спросом у операторов сопутствующей торговли, ориентированных на обслуживание дневного контингента посетителей делового центра. Это объекты food&beverage, магазины FMCG и различные услуги: фитнес-клубы, салоны красоты, медицинские центры и прочее.
 
На конец 2020 года инфраструктура ММДЦ была представлена 295 предприятиями торговли и услуг, на которые в совокупности приходится 35,5 тыс. кв. м от общего объема предложения торговых помещений. При этом 44% от общего объема занимают операторы общественного питания (рестораны, кафе, столовые, кофейни и кулинарии.
 
На нулевом уровне башни «Эволюция» расположен крупный оператор индустрии развлечений – семейный тематический парк профессий «Мастерславль», за счет которого доля сегмента развлечений в структуре спроса достигает 18%. Из-за ограничительных мер в связи с распространением коронавируса арендатор приостановил свою деятельность.
 
Предприятия сферы услуг (например, химчистки, отделения банков, туроператоры) занимают третью позицию в рейтинге совокупного объема площадей и второе место по количеству помещений – их доля составляет 14% и 24% соответственно.
 
Совокупно за 2020 год на территории делового центра прекратили свою деятельность 77 предприятий торговли и услуг: из них 38 заведений общественного питания, на которые приходится порядка 68% от общего объема закрытых торговых площадей. В то же время появились 43 новые торговые точки, при этом 72% открытий пришлось на первое полугодие 2020 года. Число вакантных торговых мест на момент окончания года составило 99 единиц, из них 26 оставались свободными с начала года.
 

 
Средний размер торгового помещения составляет 123 кв. м, что меньше аналогичного показателя предыдущего года на 17%.
 
Практически две трети занятых помещений – блоки площадью 50 кв. м и меньше. Большое количество таких помещений расположено в подземных переходах между башнями. Их занимают кофейни/бистро/бары, салоны красоты, туристические агентства, химчистки.
 
Арендаторами помещений площадью более 500 кв. м являются рестораны, фитнес-клубы и медицинские центры.
 

 
Коммерческие условия
 
Средний диапазон арендных ставок на торговые помещения составляет 40 000 – 100 000 руб./кв. м/год.
 
Наблюдается падение верхней границы ставки аренды на 9% по сравнению с началом года, что является реакцией на снижение деловой активности и высвобождение площадей.
 
Кроме того, во время пандемии и в постпандемийный период арендодатели придерживались гибкой арендной политики, соглашаясь на различные уступки (рассрочка платежей, скидка, арендные каникулы) арендаторам. Этим собственникам удалось сохранить своих арендаторов с наименьшими финансовыми потерями, и уже сейчас они возвращаются к ставкам начала 2020 года.


Помимо внешних факторов влияние на ставку аренды оказывают такие параметры, как площадь помещения, этаж, близость к пешеходным потокам, тип отделки и др. В связи с этим можно наблюдать разнонаправленную динамику показателя для отдельных типов помещений. По максимальной ставке аренды предлагаются помещения площадью менее 50 кв. м, расположенные в проходной торговой галерее на -1 и 1 этажах.  
 
 
Ирина Козина, директор направления стрит-ретейла Knight Frank: «2020 год был ознаменован пандемией Covid-19, что отразилось на всех сферах бизнеса.  Учитывая, что территория ММДЦ “Москва-Сити” в большей степени зависит от деловой активности, введение ограничительных мер, в особенности переход многих сотрудников на удаленный режим работы, негативно повлияло на работу операторов торговли и сферы услуг. В середине года, после отмены режима самоизоляции, мы наблюдали рост числа свободных торговых помещений. С III квартала отмечается некоторое снижение вакансии ввиду восстановления бизнес-трафика и увеличения числа сотрудников, вернувшихся на работу в офисы. Однако окончательное восстановление трафика и снижение уровня вакансии стоит ожидать не ранее конца 2021 года».
 
 


Материалы по теме

Источник: new-retail.ru
Исследования рынка

В 2020 году в стрите Петербурга больше говорили, чем открывались

По данным исследования компании JLL, за год на основных торговых коридорах Северной столицы открылось на 36% меньше новых кафе и ресторанов, чем в 2019 году. При этом вакантность увеличилась менее чем на 3 п.п., а основным трендом стали переговоры арендаторов и арендодателей.

14.01
Исследования рынка

Как себя чувствует московский стрит после пандемии?

Объем операторов общественного питания на столичных улицах сократился на 9%.
 
20.08
Экспертный анализ

Москвичи сокращают траты, стрит-ритейл страдает

Аналитики CBRE провели с 6 по 15 мая опрос около 250 потребителей Москвы. 63% опрошенных планируют сократить расходы, более чем у половины снизился доход. В компании отмечают, что около 5% заведений в центральных торговых коридорах уже закрылись, а еще большее количество находится в состоянии неопределенности.

13.08

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre