По состоянию на конец марта 2022 г. более 95 крупнейших иностранных ретейлеров заявили о приостановке своей деятельности на территории России, при этом более 75% из них имеют собственные розничные магазины в России, а остальные поставляют товары своих брендов в мультибрендовые сети. В большинстве торговых центров данные ретейлеры являются ключевыми трафикогенерирующими арендаторами. Стоит отметить, что магазины всех ключевых российских франчайзи, развивающих иностранные бренды, и некоторые международные франчайзи продолжили операционную деятельность магазинов на территории России.
По профилю арендаторов на первом месте – fashion (47%), на втором - «косметика и парфюмерия» (25%), на третьем – «часы и ювелирные изделия» (10%).
Основной сферой приложения сил и экспертизы собственников торговых центров и управляющих компаний в ближайшее время станет поиск компромиссов в арендных отношениях и пересмотр пула арендаторов. Часть иностранных брендов, взявших паузу в своей деятельности, в первую очередь те, для кого российский рынок составляет весомую долю в выручке, транслируют желание со временем возобновить деятельность. Для других брендов придется искать альтернативу, однако азиатские и турецкие сети в ближайшее время не смогут в полной мере компенсировать уход компаний, которые решат окончательно покинуть рынок России. Одним из вариантов возвращения на российский рынок может стать передача управления сетью на территории России местным франчайзи (единичные примеры которых уже появились на рынке), а также организация логистических цепочек через страны-партнеры России и т.д.
По итогам I квартала коммерческие условия в торговых центрах в целом не перетерпели изменений, так как квартальные арендные бюджеты были авансированы ретейлерами ранее. Однако стоит отметить, что из-за «ажиотажного» спроса, в первую очередь на товары fashion-якорей, арендные платежи в крупных торговых центрах в I квартале могут даже превысить прошлогодние.
По профилю арендаторов на первом месте – fashion (47%), на втором - «косметика и парфюмерия» (25%), на третьем – «часы и ювелирные изделия» (10%).
Основной сферой приложения сил и экспертизы собственников торговых центров и управляющих компаний в ближайшее время станет поиск компромиссов в арендных отношениях и пересмотр пула арендаторов. Часть иностранных брендов, взявших паузу в своей деятельности, в первую очередь те, для кого российский рынок составляет весомую долю в выручке, транслируют желание со временем возобновить деятельность. Для других брендов придется искать альтернативу, однако азиатские и турецкие сети в ближайшее время не смогут в полной мере компенсировать уход компаний, которые решат окончательно покинуть рынок России. Одним из вариантов возвращения на российский рынок может стать передача управления сетью на территории России местным франчайзи (единичные примеры которых уже появились на рынке), а также организация логистических цепочек через страны-партнеры России и т.д.
По итогам I квартала коммерческие условия в торговых центрах в целом не перетерпели изменений, так как квартальные арендные бюджеты были авансированы ретейлерами ранее. Однако стоит отметить, что из-за «ажиотажного» спроса, в первую очередь на товары fashion-якорей, арендные платежи в крупных торговых центрах в I квартале могут даже превысить прошлогодние.
Анна Никандрова, партнер «Коллиерз Интерншнл»: «На протяжении II квартала мы сможем наблюдать различные результаты в договоренностях собственников и арендаторов: часть из них уже нашли компромиссные решения, некоторые только находятся в процессе поиска. По укрупненной оценке, на долю иностранных ретейлеров, приостановивших свою деятельность в России в марте 2022 г., приходится до половины от площадей торговой галереи в ТЦ, при этом ряд из этих ретейлеров осуществляет арендные платежи в форме процента от товарооборота. С некоторыми ретейлерами из данной группы арендодателям и управляющим компаниями уже удается находить компромиссные решения. Тем не менее, остается еще весомый пул арендаторов, пересмотр арендных условий с которыми потребует максимальной экспертизы и профессионализма собственников торговых центров и управляющих компаний».