Квартальные офисы – тенденции, цифры, прогнозы

Совокупная площадь малоэтажных офисов в Москве достигла четверти миллиона кв. м.
 
812
Изображение взято из источника: «Товарищество Рябовской Мануфактуры»
В девелопменте малоэтажные кварталы уже давно воспринимаются как идеальная модель застройки. Она сочетает в себе комфорт, безопасность, сбалансированную плотность, связность с городской средой и вовлеченность в уличную жизнь. Согласно подсчетам аналитической группы «Товарищества Рябовской Мануфактуры», в столице сейчас функционируют менее 60 офисных проектов, включающих несколько малоэтажных зданий (причем лишь половина из них может считаться классическими кварталами). В сумме они содержат около 600 лотов общей площадью 237,7 тыс. кв. м.

На сегодняшний день в Москве насчитывается около 1,5 тыс. офисных центров. В рамках этого пула аналитическая группа «Товарищества Рябовской Мануфактуры» выделяет категорию бизнес-кварталов (52 адреса без учета полностью реализованных). Это проекты, которые включают не менее двух корпусов малой высотности (до пяти этажей) и обладают благоустроенной территорией. Среди них сравнительно не много новых проектов, появившихся после 2010 г. В основном бизнес-кварталы  возникают путем реконструкции промышленных зон, как дореволюционных, так и сложившихся в 50-70-е гг. прошлого века. Неудивительно, что этот жанр офисной индустрии особенно распространен в прибрежных локациях «ближнего юга» – Даниловском и Донском районах. Эта часть Москвы в свое время формировалась как базовый промышленный хаб, который в дальнейшем прошел через успешную джентрификацию.

На сегодняшний день в шести бизнес-кварталах Даниловского района сосредоточено 20% офисных лотов и 22% офисных площадей. Показатели Донского района измеряются, соответственно, 9% и 6%. Затем в рейтинге идут районы Дмитровский и Богородское, на каждый из которых приходится по 6% выборки. Обе локации также отличаются богатой промышленной историей. Большой выбор офисной недвижимости в бизнес-кварталах характерен для центра Москвы. В первую очередь это районы Басманный (доля 6%), Таганский (доля 6%) и Хамовники (доля 5%). Таким образом, семь упомянутых локаций замыкают на себя 60% предложения.

За счет отдельных офисных блоков со сверхкрупным метражом заметную роль играют бизнес-кварталы еще в нескольких столичных локациях. Так, от 10 до 20 тыс. кв. м площадей экспонируется в Савеловском, Беговом и Войковском районах.

В малоэтажных офисных центрах класса B (23 адреса) сконцентрировано 47% всех лотов из общего пула. Как правило, их площадь сравнительно невелика, поэтому удельный вес этой категории в метражной структуре сводится к 32%. Проектов класса A среди бизнес-кварталов не много – 11 (причем в 2-х все лоты уже реализованы). Они вмещают 12% юнитов, но покрывают 29% офисных площадей в границах выборки.

В категории офисных центров, которая позиционируется как B+ (20 активных адресов плюс 2 реализованных), наблюдается практически идеальный баланс - 41% лотов, 39% площадей.

Самый распространенный вид предложения, предназначенного для аренды или продажи, - это небольшие по площади лоты. Объекты с площадью до 100 кв. м расположены по 35 адресам. Офисы площадью 100-200 кв. м и 200-300 кв. м встречаются несколько реже. Более чем в половине бизнес-кварталов есть помещения с площадью от 300 до 500 кв. м или от 500 до 1000 кв. м. Крупная нарезка (от 1000 до 2000 кв. м)  офисных помещений предлагается только в одном проекте из трех, а сверхкрупная (от 2000 кв. м) – в одном из пяти. Следует добавить, что аналитическая группа «Товарищества Рябовской мануфактуры» зафиксировала на рынке только шесть офисных юнитов, чьи площади превышают 3000 кв. м.

В больших бизнес-парках на периферии минимальные значения колеблются на уровне 6000-10000 руб. за квадратный метр, а среди проектов, расположенных на ближних подступах к ЦАО, - в диапазоне от 18000 до 35000 руб.
«Квартальный тип бизнес-центра – один из самых интересных и перспективных. Он рассчитан не только на крупные компании, которые могут взять целые этажи и блоки, но и на широкую аудиторию малого и среднего бизнеса независимо от специализации. Зачастую предпочтение бизнес-кварталам отдают предприниматели, чье дело связано с творчеством – от флористов и фотографов до медиа и типографий. К ним примыкают гастрономия, бьюти-индустрия, магазины одежды, обуви, аксессуаров. Способ организации пространства позволяет всем резидентам продуктивно взаимодействовать, образуя полноценное комьюнити. Кроме того, такие проекты способны активно притягивать уличный трафик и быть органичной частью городской среды», - резюмирует Мария Дорохова, управляющий директор «Товарищества Рябовской Мануфактуры».
 


иГРОКИ РЫНКА

Управление и эксплуатация недвижимости

Товарищество Рябовской мануфактуры

Материалы по теме

Источник: CMWP
Исследования рынка

CMWP: Рынок гибких офисов вырос на 25% за полгода

По данным аналитиков, новый ввод уже составил 81 тыс. кв. м при средних 60-65 тыс. кв. м в прошлые годы. Выборка компании включает 154 пространства совокупной площадью около 360 тыс. кв. м.
02.09
Источник: Deworkacy
Экспертный анализ

Фокус на высокотехнологичные офисные пространства

Большинство сотрудников, работающих в офисах Москвы, поддерживает гибридную стратегию и делает акцент на обучении и общении, как наиболее важных ценностях. Значимость дизайна и использования высоких и «зеленых» технологий растет. Deworkacy и Knight Frank провели совместное исследование рынка.
01.09
Источник: ИТКОЛ
Точка зрения

Кризис площади: как вернуть арендаторов в офисы и ТЦ

Рынок аренды коммерческой недвижимости резко снизил показатели на фоне санкций, в основном — из-за того, что иностранные компании стали покидать офисы высокого класса. При этом помещения класса «В» и «С» столкнулись с ростом конкуренции за арендаторов. О перспективах рынка и эффективных инструментах продвижения коммерческой недвижимости класса «В» и «С» рассказала Марина Кононенко, коммерческий директор компании «ИТКОЛ».

31.08

журнал CRE 16 (415)

Сентябрь 2
Очередной номер журнала CRE вышел из печати. Журнал выпущен при поддержке: ADG group Лаврушинский   УК «Сити»   MD Facility Management   Raven Russia   Radius Group   O1 Standard   В НОМЕРЕ:   Актуально БИЗНЕС ПОЛЮБИЛ ТИШИНУ Депутаты закрепили термин «контрсанкционная информация» - что это означает для рынка?     Тема номера ЗЕЛЁНЫЙ И УСТОЙЧИВЫЙ Актуальна ли сегодня ESG-повестка?   Тенденции КТО НА НОВЕНЬКОГО? Станут ли бондовые склады «убийцами российского рете...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (26 сентября - 2 октября)

Складские новости от «Сима-ленд», ПЭК, AliExpress, Radius Group и FixPrice, офисная сделка Росгосстрах в Петербурге и новый проект БЦ в Краснодаре, итоги дебатов, новые статьи из журналов CRE и CRE Retail – в нашей традиционной подборке самых читаемых новостей на сайте CRE.ru за прошедшую неделю.
02.10
Источник: Ghelamco
Сделка

AliExpress отказалась от части будущих складов

Компания пересмотрела договор с девелопером «Адва» по строительству в подмосковном Обухове. Вместо запланированных изначально 180 тыс. кв. м интернет-ритейлер будет довольствоваться 40-60 тыс. кв. м.
30.09
Источник: cre.ru
Игроки рынка

ПЭК открыл филиал в Таджикистане

Мультисервисный оператор логистических услуг проводит экспансию на рынок Средней Азии и открывает первый филиал в столице Таджикистана — Душанбе. 

29.09
Источник: Пресс-служба Radius Group
Проект

Radius построит еще один склад в «Южных Вратах»

Radius Group получил разрешение на строительство нового склада.
 
30.09
Источник: CRE
Экспертный анализ

Плечевой пояс

После 21 сентября и объявления в России частичной мобилизации у бизнеса и рынков, по словам экспертов, два состояния - «в панике» или «на стопе». Мы спросили игроков, какие меры поддержки торговой недвижимости, ритейлу, e-commerce и логистике необходимы прямо сейчас.
 
Текст: Евгений Арсенин. CRE Retail, сентябрь 2022

 
28.09
Источник: Пресс-служба «Доминион-юг»
Проект

В Краснодаре появится высокотехнологичный БЦ

Группа Компаний «БЭЛ Девелопмент» строит новый бизнес-центр в Краснодаре.
 
29.09
Источник: CRE
Экспертный анализ

Шопинг по-соседски

На фоне сокращения присутствия международных брендов в торговых центрах уходит в историю и многолетний тренд так называемого «соседского шопинга», когда жители из малых городов или регионов, где некоторые марки не были представлены, ездили за покупками в соседние, более крупные населенные пункты.

Текст: Евгений Арсенин. Журнал CRE, сентябрь 2022.
29.09

подпишись НА эксклюзивные новости cre