Новое время – новый офис

Рынок офисной недвижимости переживает непростые времена. Но для профильных специалистов это означает лишь то, что пришла пора искать новые решения. О том, как будет выглядеть офис будущего, а заодно и весь соответствующий сегмент рынка, рассказала директор департамента аренды ГК «Галс-Девелопмент» Светлана Мазур.
2203
Изображение взято из источника: Галс-Девелопмент
На плечи арендодателей ложатся непростые задачи
 
Сегодня профессиональное сообщество с осторожностью оценивает долгосрочные перспективы развития рынка офисной недвижимости. Но очевидно, что они будут зависеть от развития ситуации в экономике не только в России, но и в мире.

В настоящий момент офисный рынок Москвы имеет один из самых минимальных показателей за последние семь лет объем вакансии в классе «А» (8,1% площадей на конец первого полугодия) и дефицит качественных офисов в целом. Если говорить о кризисах 2014 и 2018 года, то уровень вакансии в классе «А» в тот момент достигал внушительных 25%. Это основное и, безусловно, позитивное отличие текущей ситуации.  Сегодня этот показатель почти в 3 раза ниже, и я с оптимизмом смотрю в будущее.

Позитивным также является то, что формат удаленной работы теряет своих сторонников, компании активно возвращают сотрудников в офисы, что дополнительно поддержало спрос на качественные рабочие пространства.

Кроме того, российские компании сегодня активно развиваются на внутреннем рынке в рамках процесса импортозамещения, что приводит к закономерному росту числа сотрудников. 

Также стабильным остается интерес крупных государственных и коммерческих структур к полностью готовым помещениям с выполненной отделкой. Запросы на аренду офисов «в бетоне» стремятся к нулю, сегодня клиенты активно интересуются рабочими местами, где уже все готово к переезду. Тенденция такова: арендаторы, не обладая ресурсами для выполнения отделки, хотят возложить эту непростую задачу на арендодателей. При этом те далеко не всегда обладают необходимыми компетенциями. Соответственно, в текущей ситуации выигрывают те, кто готов предложить эту опцию.

По моему мнению, деловые центры, которые сейчас находятся в стадии строительства, возможно, с небольшой задержкой, но будут введены. А вот запуск новых проектов на фоне роста себестоимости, разрушенных логистических цепочек и повышенной стоимости денег будет, скорее всего, приостановлен, поскольку девелоперы предпочитают не рисковать и не входить в проекты, где выгода не очевидна на данный момент. Как результат, в ближайшие годы мы сможем наблюдать рост дефицита новых современных высококлассных офисов.


Роль офиса в жизни компании меняется прямо на глазах
 
Современный офис – это место для встреч и переговоров, проектной командной деятельности, проведения семинаров. Квадратные метры нужны не только для работы, но и для общения — для встреч с партнерами требуются имиджевые переговорные, а для отдыха сотрудников – неформальная лаундж-зона.

В связи с этим растет популярность трансформируемых пространств. Гибкий офис (не путать с коворкингом) — это отдельный тип недвижимости, под который невозможно приспособить ни кабинетный формат, ни open space. Ключевую роль здесь играют инженерные решения, которые при необходимости полностью преображают интерьер. Среди них: передвижные перегородки, распределенные «мокрые точки», средства персонализации рабочего места.

Этими соображениями мы руководствовались, когда создавали в линейке офисной недвижимости новый продукт — гибкий трансформируемый офис с готовой отделкой. От традиционного формата он отличается и особым распределением «мокрых точек», схемами инженерных систем. Подключения рабочих мест рассчитаны на максимальную плотность рассадки сотрудников. Однако арендатор при желании может изменить формат офиса и назначение помещений: увеличить количество кабинетов, выделив отдельные рабочие места, добавить или убрать перегородки. Таким образом, с минимальными усилиями офисное пространство может трансформироваться под нужды конкретного пользователя.

В 2022 году  «Галс-Девелопмент» реализовал несколько проектов готовых офисов в БЦ «Искра-Парк», которые за счет своих характеристик вызвали большой интерес клиентов и моментально были сданы в аренду по окончанию отделочных работ. В дальнейшем мы планируем развивать этот формат пространства и, несмотря на непростую ситуацию, продолжаем предлагать рынку новые продукты с высококлассной отделкой, которые, несомненно, будут востребованы.

 
Секрет привлекательности
 
Мы очень тщательно работаем над созданием продукта: изучаем объекты конкурентов и лучшие мировые и отечественные практики, постоянно общаемся с клиентами, чтобы еще лучше изучить их потребности. На основе нашего опыта я могу сформулировать несколько ключевых моментов, которые девелоперу стоит учитывать при работе над продуктом.
 
Во-первых, для реализации проекта нужны надежные партнеры – поставщики материалов и подрядчики – и по-настоящему инновационные решения. При этом новая экономическая ситуация диктует нам еще два важных обстоятельства: импортозамещение без ухудшения качественных характеристик и строгое соблюдение баланса цены и качества.
 
Во-вторых, нужно иметь в виду, что основные атрибуты успешного офисного fit-out-продукта – это экологичность и забота о благополучии сотрудников – wellness. Их определяют соответствующие отделочные материалы, климатические решения, инсоляция, звукоизоляция, противоэпидемические меры и пр. Не менее важна и технологичность офиса: трансформируемость пространства, гибкость в возможности уплотнять рассадку сотрудников, доступность опций по модификации оборудования и оснащения. Актуален activity-based дизайн, когда для всех рабочих процессов предусмотрена соответствующая зона. С точки зрения самого дизайна все стабильно: клиентам нужен современный стиль — минимализм или лофт, презентабельные гостевые и оптимальные рабочие места.
 
В-третьих, для повышения привлекательности лотов, к примеру, с низкой освещенностью или не самыми удачными видами из окон, стоит выполнить отделку в светлых тонах или добавить яркие акценты там, где это уместно. Можно увеличить количество осветительных приборов, выполнить монтаж рулонных штор, сделать жалюзи на витражах и т. д.
 
При этом растущий год от года спрос на сервисные офисы демонстрирует, что арендаторы не слишком стремятся к индивидуальным интерьерным решениям и прекрасно обходятся элементами корпоративного брендинга. Бизнес оптимизируется и рационализируется. Подход к fit-out должен быть таким же.


иГРОКИ РЫНКА

ГК «Галс-Девелопмент»

Светлана Мазур

Девелопмент

ГК «Галс-Девелопмент»

Материалы по теме

Источник: Knight Frank Russia
Исследования рынка

Knight Frank Russia: Ввод коворкингов уже поставил годовой рекорд

За восемь месяцев в Москве открылось 15 новых коворкингов совокупной площадью более 100 тыс. кв. м, что на треть больше показателя 2021 года. Доля свободных площадей с мая увеличилась на 6 п.п. и составила 29%, при этом средние ставки продемонстрировали рост, пусть и незначительный.
12.09
Источник: СУ-87
Точка зрения

Актуальна ли сегодня ESG-повестка?

В августе месяце на мероприятии CRE «Барометр рынка: зеленые стандарты в строительстве» было объявлено о создании Ассоциации устойчивого развития рынка коммерческой недвижимости. Это первое отраслевого ESG-объединения в девелопменте, которое планирует работать с национальными «зелеными» стандартами во всех сегментах.

Хотя «зеленая повестка» в России всегда вызывала неоднозначную реакцию и со стороны участников рынка коммерческой недвижимости, да и конечных пользователей, за последние годы объем рынка «зеленых» проектов неизменно увеличивался. О перспективах «зеленого» девелопмента рассуждает аудитор-эколог, менеджер по устойчивому развитию СУ-87 Юлия Дзюба.
09.09
Источник: ARCHKON
Точка зрения

Штаб-квартира для российского бизнеса: особенности проектирования и актуальность в новых условиях

Российские компании продолжают свое развитие в тренде консолидации собственных подразделений: созданием штаб-квартир озабочены не только такие IT-гиганты, как «Яндекс» и OZON, а также и крупные банки, производственный и государственный сектор. Кроме того, освобождающиеся западными компаниями большие офисы в престижных локациях и современных зданиях могут быть заняты российскими игроками уже в ближайшее время – а, значит, штаб-квартиры будут создаваться не только путем строительства новых объектов, но и реновации уже существующих.
 
О том, в чем особенности проектирования штаб-квартир для российских компаний, офис какого масштаба может считаться штаб-квартирой и что предпочтительнее для бизнеса - строить здание с нуля под себя или взять готовые площади под реновацию, рассказывает руководитель архитектурного бюро ARCHKON Илья Мейтыс.
05.09

журнал CRE 10 (444)

Ноябрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегические партнеры журнала: компания Pioneer  компания  ADG group  ИНТЕРВЬЮ Основатель и акционер ГК «Ориентир» Елена Бондарчук: мать, жена, инвестор, девелопер. Именно в таком порядке ТЕМА НОМЕРА Дорого и немило: Как инфляция влияет на рынок коммерческой недвижимости ОФИСЫ - Игра в классиков: первые итоги офисной классификации - Ландшафт как преимущество ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА - Курортный роман: появятся ли в России города-мега...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (25 ноября - 1 декабря)

Активное развитие оренбургского ТРЦ «Мармелад», новые лоты от московских властей, планы по экспансии Avdeev Crystal, сделка по продаже БЦ «Амальтея» и ТЦ «Петровский», назначения в ФСК и Самолете, а также новая статья из журнала CRE - в нашей традиционной подборке за неделю.
01.12
Источник: Whitewill
Назначения

Whitewill открывает направление продажи офисов

Новый департамент займется реализацией офисных помещений площадью от 300 кв. м, а возглавит его Анна Трушкина, ранее занимавшая руководящую должность в ILM. 
02.12
Источник: Пресс-служба Ricci
Назначения

Андрей Постников перешел в Ricci

Андрей Постников назначен управляющим партнером и генеральным директором компании Ricci.
 
03.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Особенности национальной охоты: почему российским бизнесам дома лучше

На рынке коммерческой недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах заканчивается второй год активных, громких и демонстративных выходов российских игроков в другие страны – от бывших республик СССР и ОАЭ до Уругвая и Бали. Очевидно, что парад экспансий начался из-за глобального передела активов в России, частичного закрытия локальной экономики в условиях усиливающегося санкционного давления и необходимости диверсификации бизнеса. Однако результаты эксперты оценивают сдержанно: успешными оказались лишь отдельные и точечные выходы, большинство же сбавляет темпы или вовсе сворачивается – лучшие рынки уже освоены, для захвата остальных требуются совсем другие ресурсы, бизнесу даже скрытого российского происхождения или с российскими основателями за спиной не рады, а в сегмент вышла армия «диванных хомячков» с критической для отрасли денежной массой. Но главное – доходность недвижимости в России с другими странами сейчас просто несопоставима.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
04.12
Источник: Tekta Group
Проект

Tekta Group выводит на рынок БЦ Air на Ходынке

Строительство бизнес-центра начнется в 2025 году. Сейчас предлагаются в покупку лоты площадью от 56,5 до 761,5 кв. м.
02.12
Источник: CRE
Проект

Михайловский Девелопмент построит склад в Красной Поляне

Площадь первого этапа строительства кластера на севере Подмосковья составит 96 000 кв. м. Генеральный подрядчик - компания Megastroy.
04.12
Источник: CRE
Игроки рынка

Дом ленинградской торговли внесли в ЗПИФ

Основатели Mercury передали исторический объект площадью 32 000 кв. м в управление УК «Инновационный капитал».
02.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre