Новое время – новый офис

Рынок офисной недвижимости переживает непростые времена. Но для профильных специалистов это означает лишь то, что пришла пора искать новые решения. О том, как будет выглядеть офис будущего, а заодно и весь соответствующий сегмент рынка, рассказала директор департамента аренды ГК «Галс-Девелопмент» Светлана Мазур.
2343
Изображение взято из источника: Галс-Девелопмент
На плечи арендодателей ложатся непростые задачи
 
Сегодня профессиональное сообщество с осторожностью оценивает долгосрочные перспективы развития рынка офисной недвижимости. Но очевидно, что они будут зависеть от развития ситуации в экономике не только в России, но и в мире.

В настоящий момент офисный рынок Москвы имеет один из самых минимальных показателей за последние семь лет объем вакансии в классе «А» (8,1% площадей на конец первого полугодия) и дефицит качественных офисов в целом. Если говорить о кризисах 2014 и 2018 года, то уровень вакансии в классе «А» в тот момент достигал внушительных 25%. Это основное и, безусловно, позитивное отличие текущей ситуации.  Сегодня этот показатель почти в 3 раза ниже, и я с оптимизмом смотрю в будущее.

Позитивным также является то, что формат удаленной работы теряет своих сторонников, компании активно возвращают сотрудников в офисы, что дополнительно поддержало спрос на качественные рабочие пространства.

Кроме того, российские компании сегодня активно развиваются на внутреннем рынке в рамках процесса импортозамещения, что приводит к закономерному росту числа сотрудников. 

Также стабильным остается интерес крупных государственных и коммерческих структур к полностью готовым помещениям с выполненной отделкой. Запросы на аренду офисов «в бетоне» стремятся к нулю, сегодня клиенты активно интересуются рабочими местами, где уже все готово к переезду. Тенденция такова: арендаторы, не обладая ресурсами для выполнения отделки, хотят возложить эту непростую задачу на арендодателей. При этом те далеко не всегда обладают необходимыми компетенциями. Соответственно, в текущей ситуации выигрывают те, кто готов предложить эту опцию.

По моему мнению, деловые центры, которые сейчас находятся в стадии строительства, возможно, с небольшой задержкой, но будут введены. А вот запуск новых проектов на фоне роста себестоимости, разрушенных логистических цепочек и повышенной стоимости денег будет, скорее всего, приостановлен, поскольку девелоперы предпочитают не рисковать и не входить в проекты, где выгода не очевидна на данный момент. Как результат, в ближайшие годы мы сможем наблюдать рост дефицита новых современных высококлассных офисов.


Роль офиса в жизни компании меняется прямо на глазах
 
Современный офис – это место для встреч и переговоров, проектной командной деятельности, проведения семинаров. Квадратные метры нужны не только для работы, но и для общения — для встреч с партнерами требуются имиджевые переговорные, а для отдыха сотрудников – неформальная лаундж-зона.

В связи с этим растет популярность трансформируемых пространств. Гибкий офис (не путать с коворкингом) — это отдельный тип недвижимости, под который невозможно приспособить ни кабинетный формат, ни open space. Ключевую роль здесь играют инженерные решения, которые при необходимости полностью преображают интерьер. Среди них: передвижные перегородки, распределенные «мокрые точки», средства персонализации рабочего места.

Этими соображениями мы руководствовались, когда создавали в линейке офисной недвижимости новый продукт — гибкий трансформируемый офис с готовой отделкой. От традиционного формата он отличается и особым распределением «мокрых точек», схемами инженерных систем. Подключения рабочих мест рассчитаны на максимальную плотность рассадки сотрудников. Однако арендатор при желании может изменить формат офиса и назначение помещений: увеличить количество кабинетов, выделив отдельные рабочие места, добавить или убрать перегородки. Таким образом, с минимальными усилиями офисное пространство может трансформироваться под нужды конкретного пользователя.

В 2022 году  «Галс-Девелопмент» реализовал несколько проектов готовых офисов в БЦ «Искра-Парк», которые за счет своих характеристик вызвали большой интерес клиентов и моментально были сданы в аренду по окончанию отделочных работ. В дальнейшем мы планируем развивать этот формат пространства и, несмотря на непростую ситуацию, продолжаем предлагать рынку новые продукты с высококлассной отделкой, которые, несомненно, будут востребованы.

 
Секрет привлекательности
 
Мы очень тщательно работаем над созданием продукта: изучаем объекты конкурентов и лучшие мировые и отечественные практики, постоянно общаемся с клиентами, чтобы еще лучше изучить их потребности. На основе нашего опыта я могу сформулировать несколько ключевых моментов, которые девелоперу стоит учитывать при работе над продуктом.
 
Во-первых, для реализации проекта нужны надежные партнеры – поставщики материалов и подрядчики – и по-настоящему инновационные решения. При этом новая экономическая ситуация диктует нам еще два важных обстоятельства: импортозамещение без ухудшения качественных характеристик и строгое соблюдение баланса цены и качества.
 
Во-вторых, нужно иметь в виду, что основные атрибуты успешного офисного fit-out-продукта – это экологичность и забота о благополучии сотрудников – wellness. Их определяют соответствующие отделочные материалы, климатические решения, инсоляция, звукоизоляция, противоэпидемические меры и пр. Не менее важна и технологичность офиса: трансформируемость пространства, гибкость в возможности уплотнять рассадку сотрудников, доступность опций по модификации оборудования и оснащения. Актуален activity-based дизайн, когда для всех рабочих процессов предусмотрена соответствующая зона. С точки зрения самого дизайна все стабильно: клиентам нужен современный стиль — минимализм или лофт, презентабельные гостевые и оптимальные рабочие места.
 
В-третьих, для повышения привлекательности лотов, к примеру, с низкой освещенностью или не самыми удачными видами из окон, стоит выполнить отделку в светлых тонах или добавить яркие акценты там, где это уместно. Можно увеличить количество осветительных приборов, выполнить монтаж рулонных штор, сделать жалюзи на витражах и т. д.
 
При этом растущий год от года спрос на сервисные офисы демонстрирует, что арендаторы не слишком стремятся к индивидуальным интерьерным решениям и прекрасно обходятся элементами корпоративного брендинга. Бизнес оптимизируется и рационализируется. Подход к fit-out должен быть таким же.


иГРОКИ РЫНКА

ГК «Галс-Девелопмент»

Светлана Мазур

Девелопмент

ГК «Галс-Девелопмент»

Материалы по теме

Источник: Knight Frank Russia
Исследования рынка

Knight Frank Russia: Ввод коворкингов уже поставил годовой рекорд

За восемь месяцев в Москве открылось 15 новых коворкингов совокупной площадью более 100 тыс. кв. м, что на треть больше показателя 2021 года. Доля свободных площадей с мая увеличилась на 6 п.п. и составила 29%, при этом средние ставки продемонстрировали рост, пусть и незначительный.
12.09
Источник: СУ-87
Точка зрения

Актуальна ли сегодня ESG-повестка?

В августе месяце на мероприятии CRE «Барометр рынка: зеленые стандарты в строительстве» было объявлено о создании Ассоциации устойчивого развития рынка коммерческой недвижимости. Это первое отраслевого ESG-объединения в девелопменте, которое планирует работать с национальными «зелеными» стандартами во всех сегментах.

Хотя «зеленая повестка» в России всегда вызывала неоднозначную реакцию и со стороны участников рынка коммерческой недвижимости, да и конечных пользователей, за последние годы объем рынка «зеленых» проектов неизменно увеличивался. О перспективах «зеленого» девелопмента рассуждает аудитор-эколог, менеджер по устойчивому развитию СУ-87 Юлия Дзюба.
09.09
Источник: ARCHKON
Точка зрения

Штаб-квартира для российского бизнеса: особенности проектирования и актуальность в новых условиях

Российские компании продолжают свое развитие в тренде консолидации собственных подразделений: созданием штаб-квартир озабочены не только такие IT-гиганты, как «Яндекс» и OZON, а также и крупные банки, производственный и государственный сектор. Кроме того, освобождающиеся западными компаниями большие офисы в престижных локациях и современных зданиях могут быть заняты российскими игроками уже в ближайшее время – а, значит, штаб-квартиры будут создаваться не только путем строительства новых объектов, но и реновации уже существующих.
 
О том, в чем особенности проектирования штаб-квартир для российских компаний, офис какого масштаба может считаться штаб-квартирой и что предпочтительнее для бизнеса - строить здание с нуля под себя или взять готовые площади под реновацию, рассказывает руководитель архитектурного бюро ARCHKON Илья Мейтыс.
05.09

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre