Чего не хватает проектам редевелопмента в России

В последние 2,5 года популярность проектов редевелопмента среди покупателей апартаментов в Москве растет. Потребитель понимает, что с каждым годом уровень таких комплексов повышается вместе с конкуренцией на рынке, мифы о домах после редевелопмента, вроде отсутствия лифтов, парковок, отопления и так далее постепенно уходят в прошлое. Однако свои трудности в этом сегменте все еще остаются. О том, какие проблемы нужно решить, чтобы бизнес активнее включался в проекты редевелопмента, рассказывает коммерческий директор девелоперской компании Glincom Кристина Дудко.
2554
Изображение взято из источника: Glincom
Дефицит качественных участков в центре Москвы наряду с ростом цен на жилую недвижимость и высоким спросом на элитное жилье стимулирует застройщиков обращать внимание на редевелопмент старых промышленных, административных и даже жилых зданий, ведь данное направление становится более привлекательным с точки зрения окупаемости инвестиций.

Однако более активное развитие редевелопмента в России, на мой взгляд, тормозят сразу несколько факторов.

Административные барьеры

Во-первых, недостаточная нацеленность органов власти на согласование разрешительной строительной документации. Во время пандемии проблема лишь усугубилась, так как многие государственные учреждения по факту не работали.

И если при капитальном ремонте, подразумевающем лишь проведение работ в рамках существующего проектного решения, например, изменение фасадов без конструктивных вмешательств, все относительно просто, то в случае с редевелопментом (реконструкция здания с изменением площади/высотности объекта и его назначения) нужно получать разрешение на реконструкцию и иную градостроительную документацию.

Так, при реновации промышленных зон подготовка проекта планировки территории может занять до 2 лет. В случае необходимости изменений плотности застройки или назначения земельного участка придется заложить еще около 1 года на изменения в правила землепользования и застройки.

Действительность такова, что на рынке увеличивается количество «компаний одного проекта». Как правило, это региональные инвесторы, которые решили попробовать заняться редевелопментом и готовы вкладывать в него деньги, особенно на фоне роста стоимости жилья.

Однако первый же проект в Москве показывает, что для эффективной реализации проекта редевелопмента требуется больше опыта и ресурсов. Особенно в случае с объектами культурного наследия, где работы зачастую растягиваются на более длительный срок и являются более капиталоемкими, чем планировалось.

Редевелопмент требует не только финансовых ресурсов, но и компетенций в поиске подходящих площадок, работе с документацией, в том числе архивной, наличия грамотно выстроенного PR и GR и многого другого.

Нет единого закона

Вторая проблема заключается в отсутствии однозначных механизмов регулирования деятельности участников рынка редевелопмента. Зачастую в градостроительном законодательстве встречаются противоречащие друг другу нормы и совершенно различная практика.  Исходя из чего далеко не все понимают процедуру фактического получения разрешения на реконструкцию объектов и каким требованиям они должны соответствовать.

На Западе законы о редевелопменте существуют десятки лет: в США — с 1945 года, в Великобритании — с 1990 года, В Германии до объединения федеральных программ реновации на востоке и западе страны в 2017 году почти 20 лет действовали различные региональные программы.

В России же законодательная база таких проектов еще недостаточно развита, из-за чего согласование проекта может длиться годами. Особенно если участки на территории промзоны принадлежат разным собственникам — тогда девелоперу придется договариваться об освобождении площадей с каждым из них.

Наличие коллизии норм в законодательстве приводит к неоднозначности гарантий права собственности и, как следствие, к сложностям с привлечением финансирования в проект. В итоге девелоперу крайне сложно использовать объект недвижимости в качестве обеспечения по кредиту.

А есть ли плюсы для девелоперов

Еще один аспект — отсутствие реальных, а не теоретических  льготных программ реновации исторических объектов. В то время как за рубежом благодаря содействию городских властей целые районы получают новую жизнь, девелоперы в России неохотно берутся за памятники архитектуры, находящиеся в плачевном состоянии, даже в наиболее дорогих с точки зрения стоимости квадратного метра центральных районах.

Это можно объяснить не только высокой стоимостью реализации таких проектов, но и их недостаточной поддержкой со стороны местных и региональных органов власти.

Для сравнения: в Европе и США если застройщик работает с историческими зданиями, он может получать значительные налоговые льготы (20−40% общего объема выплат в бюджет, от продажи или сдачи обновленного здания в аренду).

Так, в Вене в рамках программы обновления порядка 150 тыс. апартаментов, запущенной в середине 1980-х годов, власти предоставляли девелоперам обширные государственные субсидии, в некоторых случаях доходившие практически до 100% стоимости работ.

Вместо заключения

В ближайшие годы востребованность проектов редевелопмента будет расти. Россия в целом и Москва в частности — не исключение. Мест под новое строительство, особенно в центральных частях городов, почти не остается, поэтому обновление существующей застройки является очень перспективным направлением.

Однако для того чтобы бизнес активнее включался в проекты редевелопмента, нужно решить ряд важных проблем, о которых говорилось выше.

Без единых правил игры, гарантий и дополнительных льгот средние и небольшие девелоперы будут в значительно меньшем объеме входить такие проекты.


Колонка подготовлена при участии MRC-Club


Материалы по теме

Источник: ТРИНФИКО
Точка зрения

Каковы перспективы редевелопмента в центре Москвы?

Редевелопмент промзон и реконструкция ветхих зданий в центре Москвы под элитное жилье стали уже закрепившимися трендами. Почему именно жилая недвижимость, кому интересны такие проекты и каковы дальнейшие перспективы этого направления, рассказал Станислав Жуков, директор рыночного развития инвестиционной группы ТРИНФИКО.

03.06
Экспертный анализ

Почему редевелопмент офисов выгоднее нового строительства?

Согласно исследованию Colliers International, в первом квартале 2019 г. офисный рынок Санкт-Петербурга не пополнился ни одним спекулятивным объектом.
20.06
Экспертный анализ

Офисный редевелопмент «серого пояса» Петербурга

Специалисты компании IPG.Estate отмечают, что на сегодняшний день порядка 400 га «серого пояса» Петербурга прошли процесс редевелопмента, из них 45% площадей были переформатированы под коммерческие функции, в том числе под административно-производственное назначение.

20.10

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 октября)

Новый проект Capital Group, распродажи Газпрома и Траста, сразу две крупные сделки Aspace, крупный апарт-отель в Петербурге, развитие ТЦ «Фили Град», а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Электронная очередь: проиграет ли e-commerce «каменной рознице»?

В 2024-м впервые в истории российского рынка продажи одежды и обуви онлайн де-факто догнали оффлайн. С одной стороны, очевидно, что модель омниканальности в том виде, в котором игроки продвигали её много лет подряд – «онлайн не конкурирует, а дополняет оффлайн» – не работает: e-commerce не только конкурирует и уводит клиентов из «каменной розницы», но давно изменил доходность, форматы магазинов, потребительское поведение и расстановку сил. В пользу маркетплейсов традиционно говорят удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и цена. В пользу оффлайна – более высокое качество клиентского опыта, возможность примерки и тактильного контакта с товарами, «атмосферность», социализация и пр. С другой стороны, инфляция, удорожание и усложнение логистики, транзакций, падающий уровень сервиса, ценовая гонка, ужесточение условий работы и проблемы бизнес-модели самих маркетплейсов и электронной торговли в целом уже в ближайшие полгода могут сделать покупки в сети не такими привлекательными. Это, возможно, позволит отвоевать «каменной рознице» у онлайна не всё, но многое, а у e-commerce с середины 2025-го начнётся спад.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.10
Источник: Пресс-служба October Group
Открытие

В Питере открылся Well

Партнер October Group открыл первый апарт-отель Well формата well-being.
 
18.10
Источник: Lynks Property Management
Открытие

В ТЦ «Фили Град» будут «Дети и радости»

Детский клуб площадью 80 кв. м разместился на первом этаже торгового центра.
17.10
Источник: Пресс-служба «Железно»
Игроки рынка

«Железно» построит для регионов

Федеральный девелопер «Железно», чья штаб-квартира размещается в Кирове, планирует увеличить портфель КРТ проектов до 1 000 000 кв. м в 2024 г.
18.10
Источник: Aspace
Сделка

МТС Ads стала якорным арендатором Aspace Никольская

Компания заняла 622 рабочих места во флагманском пространстве Aspace, таким образом обеспечив практически 100%-ю заполняемость проекта. Консультантом сделки выступила компания Ricci.
17.10
Источник: cre.ru
Аукцион

«ТРАСТ» продает права требования

Банк «ТРАСТ» выставил на торги права (требования) к владельцам коммерческой недвижимости в Москве.
 
17.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre