Activity Based Office: уйдут ли практики глобальных корпораций вслед за бизнесом?

Крупнейшие международные компании за последние несколько лет изменили понимание офисного пространства. Именно они являются пионерами в использовании гибких офисов и в применении подхода Activity-based working. Однако, уход мировых брендов заставил задуматься о будущем всех наработок в сфере организации рабочего места. Ведь по последним данным, менее 5% российских офисов полностью отказались от классической кабинетной работы и еще меньше компаний имеют незакрепленные рабочие места. Будут ли практики глобальных корпораций доступны широкому кругу компаний и какое развитие ждет гибкие форматы в России, - рассказывает Елизавета Голышева, директор по стратегии Multispace.
2060
Изображение взято из источника: Multispace
Еще лет пять назад рабочее пространство ассоциировалось исключительно со стационарным столом или индивидуальным кабинетом. Постепенно мобильные технологии и автоматизация процессов трансформировали требования к офисам, а период самоизоляции сделал абсолютной нормой удаленную работу и ускорил глобальный переход от фиксированного к гибкому. На этом фоне компании начали активно внедрять стратегию Activity-based working (ABW), которая подразумевает адаптацию офисного пространства под потребности и деятельность сотрудников.

ABW – это архитектурная концепция, в основе которой лежит интеграция в офис различных функциональных пространств, соответствующих бизнес-процессам в компании.  Вместо стандартных смешанных планировок и закрепленных мест принцип agile предлагает различные типологии рабочих зон, которые каждый может выбирать в свободном режиме и использовать в зависимости от особенностей своей деятельности. Это могут быть открытые пространства, индивидуальные закрытые комнаты для сосредоточенной работы, переговорные различной вместимости, бизнес-лаунджи, командные зоны, soft-пространства для отдыха и неформального общения, звукоизолированные помещения для ВКС-сессий, телефонные кабины для тихих звонков, библиотеки и др.

Основными идеологами концепции выступали международные корпорации, которые имеют длительный опыт применения ABW, тогда как российские игроки только начали вставать на этот путь. В текущей ситуации мировые бренды приостанавливают свою деятельность в России либо и вовсе покидают рынок, что заставляет задуматься о будущем всех новых практик.

Только 5% офисов отказались от кабинетов

Готовы ли российские игроки внедрять концепцию ABW? Мы видим, что многие локальные компании все еще воспринимают идею гибкого офиса с осторожностью. Топ-менеджеры нередко считают, что, оказавшись в open-space, лишатся личного пространства. Плюс, кабинетная система (начальник отдельно, сотрудники отдельно) обеспечивает субординацию.

По последним данным, менее 5% исследуемых российских офисов полностью отказались от кабинетной работы, еще меньше компаний имеют незакрепленные рабочие места и отказываются от классических кабинетов для руководства.

Но тренд меняется и сегодня необходимость оптимизировать затраты на содержание офисов и обеспечить эффективность бизнес-процессов в условиях гибридной работы уже заставляет компании все больше задумываться о переходе на гибкие форматы. Темой трансформации увлечен весь топ-менеджмент, от руководителей крупнейших госкорпораций до небольших стартапов. Уверена, что успешное тестирование этими компаниями концепции ABW в самое ближайшее время создаст новый положительный опыт, обеспечивая популяризацию agile-подхода. 
 
Однако, для внедрения agile необходимо не только перестроить пространство офиса, но и провести глубокую аналитику всех бизнес-процессов со сбором большого количества данных, а также подготовить команду для внедрения новых подходов.

Полмиллиона в год за каждый лишний стол

В обычных офисах, даже без учета гибридной формы работы, ежедневно занято около 80-90% рабочих мест (кто-то в этот день на встречах или переговорах, кто-то - в командировке, в отпуске или на больничном). При этом стоимость одного рабочего места в Москве может достигать 500 тыс. рублей в год. Применение гибкого подхода к организации офиса позволяет компаниям не переплачивать – в офисе, спроектированном по принципам ABW, есть ровно столько рабочих мест, сколько нужно на текущий момент.

Допустим, в компании 500 человек. При расчете пиковых значений загрузки офиса оказалось, что единовременно в офисе присутствуют около 350 человек. Очевидно, что можно уменьшить этот офис на 15% либо выделить часть этой площади под дополнительную инфраструктуру. Если же расчетное значение иногда будет превышаться, предусматриваются рабочие места за счет неформальных зон или лаунж-пространств.

Собранная из разных источников BIG DATA помогает определить, насколько эффективно используется каждое рабочее пространство и почему, каких пространств не хватает сотрудникам. В результате такая информация помогает оптимизировать «квадратные метры». Общая площадь офиса может быть в два раза меньше, но при этом сотрудники будут чувствовать себя комфортно. В итоге офис, рассчитанный на 400 рабочих мест, при правильной планировке вместит 700 человек, а аренда обойдется на 20-30% дешевле.

Важно понимать, какой процент рабочего времени люди тратят на тот или иной вид задач. Например, в рамках анализа работы различных подразделений выясняется, что они бы хотели 100% работы с документацией делать в отдельных кабинетах. Подсчитав, что такие специалисты тратят на этот вид деятельности около 50% времени, мы понимаем, что на 10 человек нужно пять кабинетов. Если же на эту работу у каждого уходит 10–15% времени, то им достаточно одного-двух кабинетов. Или альтернативно, можно создать тихое пространство для сконцентрированной работы на необходимое количество человек, решив эту задачу одной типологией и удовлетворяя запрос от разных подразделений. 

В целом, сегодня в большинстве офисных зданий эффективно утилизируется менее 50% площадей, а значит расходы компании на сотрудника, который не использует свое рабочее место, являются пустой издержкой.

100 тысяч новых метров для гибрида

Российский рынок специфичен тем, что площадкой для развития гибких форматов стали преимущественно сервисные, а не классические офисы. Именно они являются носителями практик глобальных корпораций и именно они, в первую очередь, будут их продолжать. Мы видим, что рынок сервисных пространств, несмотря на тяжелую кризисную ситуацию, очень активно развивается. Этот год уже стал рекордным по открытиям: за первые три квартала 2022 года объем сервисных офисов по данным NF Group вырос на 38% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Сети запустили более 15 проектов в объеме более 100 тыс. кв. метров, а с учетом строящихся площадок, 2022 год станет абсолютным рекордсменом за последние пять лет по объему нового предложения. В числе крупнейших премьер – Multispace Dinamo в БЦ Арена, Business Сlub в БЦ Искра-Парк, Flexity на Овчинниковской набережной, Code Рябовская и другие.

Более 60% всего объема сервисных офисов сейчас занимают российские компании, в том числе и государственные, а это говорит о том, что гибкие концепции принимаются российскими структурами, причем даже самыми консервативными. Концепция абсолютно точно работает для таких сфер как IT, банки, финтех, e-commerce, FMCG и в целом для большинства технологичных компаний и крупных управленческих структур.

Спрос на услуги гибких офисов сохраняется и при текущей конъюнктуре рынка, когда многие компании сокращают горизонты планирования, стремятся сэкономить на капитальных затратах и ищут гибкие условия для расширения и оптимизации площадей. Игроки, которые планируют переезды, рассматривают формат ABW в том числе как возможность повышения эффективности работы.

Думаю, рынок будет и дальше двигаться в направлении развития ABW и основным трендсеттером будут оставаться сервисные офисы и крупные технологичные компании. Спрос на agile в России есть, поэтому практики мировых корпораций останутся с нами.


иГРОКИ РЫНКА

Multispace

Голышева Елизавета

Девелопмент

Multispace

Материалы по теме

Источник: Moscow Towers
KnowHow

Как изменились технологии в строительстве небоскребов

ММДЦ «Москва-Сити» продолжает активно развиваться и реализовывать новые амбициозные проекты, в рамках которых применяются передовые инженерные и архитектурные решения. Что нового «Москва-Сити» может предложить арендаторам, на примере Moscow Towers - самого близкого к завершению небоскреба в деловом кластере – рассказывают Александр Паршин, генеральный директор ООО «Гранд Сити», компании — застройщика Moscow Towers, и Александр Енгалычев, генеральный директор компании-проектировщика инженерных систем небоскреба. Общая площадь Moscow Towers составляет 400 000 кв. м, площадь офисов по ВОМА - 260 000 кв. м, высота 62-этажного здания составит 283 метра.
09.11
Источник: CRE
Экспертный анализ

ЦИАН: Все надежды офисного рынка - на последний квартал

Директор по аналитике "Циан.Коммерческая" Александр Павленко и Мария Зимина, партнер, директор департамента офисной недвижимости NF Group,  обсудили текущую ситуацию в сегменте бизнес-центров и возможные сценарии развития. Очевидно, что многие игроки рынка сохраняют умеренную активность. При этом можно отметить оживление в октябре по сравнению с ситуацией в третьем квартале в целом. К концу года ожидается завершение ряда сделок, которые должны улучшить итоговую статистику и дать опору для возобновления роста.
03.11
Источник: m2data
Исследования рынка

m2data: Количество свободных мест в коворкингах и гибких офисах Москвы уже превышает 36 500

Выборка включает 293 проекта в разных округах столицы. Большинство коворкингов расположены в ЦАО, там же сосредоточено и наибольшее количество свободных рабочих мест. Но самые дорогие рабочие места – на западе Москвы.
02.11

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre