Ковид ударил по стрит-ритейлу сильнее, чем СВО

Эксперты компании R4S Group подвели итоги 2022 года: несмотря на экономические и геополитические потрясения, активность на рынке стрит-ритейла в Москве была выше 2021 года. Главными трендами уходящего года стали увеличение активности арендаторов и смена отраслей-лидеров.
1600
Изображение взято из источника: CRE
Спрос
 
По сравнению с 2021 годом, общее количество заключенных сделок в компании увеличилось на 53%. При этом наибольшая активность была зафиксирована во второй половине 2022 года. В IV квартале этого года количество заключенных договоров в два раза превысило аналогичные показатели прошлого года.
 

 
«Ковидные ограничения оказались для отрасли более болезненными, чем радикальные потрясения этого года. Период затишья в первом квартале впоследствии сменился гиперактивностью арендаторов», – комментирует ситуацию на рынке коммерческий директор R4S Group Ирина Буренко.
 
Наиболее стрессовыми для рынка стали март и сентябрь – в эти месяцы было заключено минимальное количество сделок, что объясняется периодом неопределенности на рынке. Тем не менее, буквально за месяц стрит-ритейл не только восстанавливал прежние позиции, но и демонстрировал активный рост. К примеру, в декабре количество заключённых сделок в три раза превысило показатели сентября. Определенно за этот год стрит-ритейл выработал резистентность к внешним факторам, что помогло ему сохранить устойчивое развитие даже в период кризиса.
 
Новой тенденцией этого года стало сокращение среднего арендуемого объема площадей. Так, относительно прошлого года размер площади сократился с 80 кв. м. до 50 кв. м. Как результат – если количество сделок в компании по итогам года увеличилось на 53%, то количество арендованных квадратных метров выросло всего на 5%. Вполне очевидно, что перед арендаторами стоит вопрос оптимизации занимаемой площади и расходной части.
 
Самыми востребованными в 2022 году стали небольшие помещения площадью до 30 кв. м. (61%), которые активно арендовались под табачные магазины, street-food и «кофе с собой». Средние площади, от 30 до 100 кв. м. (28%), пользовались спросом у магазинов одежды и продуктовых ритейлеров. На помещения площадью свыше 100 кв. м пришлось лишь 11% от всех заключенных договоров по итогам года.
 

 
Предложение
 
В этом году произошла полная смена отраслей-лидеров среди арендаторов. Самыми динамично открывающимися сегментами стали табачные магазины, точки street-food и российский fashion-ритейл. Магазины табачной продукции заключили 20% от общего количества сделок в R4S Group. Этот бизнес стал настоящим лидером года: по сравнению с 2021 годом количество табачных магазинов возросло вдвое. В IV квартале 2022 года активность данного сегмента достигла небывалых показателей и составила 55% от общего объема сделок. По мнению Ирины Буренко, при таком агрессивном развитии табачных форматов, в какой-то момент этот сегмент закроет практически все локации, и тогда ожидаем процесс ротации и оптимизации.
 

 
Второе место по популярности заняли заведения форматов street-food и «кофе с собой», заключившие 19% договоров аренды. Но динамика их открытий существенно сократилась во втором полугодии – отчасти это может являться признаком переизбытка предложения на рынке. Динамика открытий заведений форматов street-food и «кофе с собой» в 2022 г.
 

 
На третьем месте в структуре открытий – российский fashion-ритейл с показателем в 9% от всех сделок. Данное направление практически не было представлено в стритритейле до 2022 года. Однако с июня этого года российские бренды начали активно занимать площади покинувших Россию западных брендов.
 
«На протяжении второй половины 2022 года мы наблюдаем постепенное восстановление рынка стрит-ритейла, что дает нам основания для оптимистичных прогнозов. Я не думаю, что рост вакантности в следующем году принципиально изменится. Она останется в разрезе 7-12%, при этом ликвидные помещения в локациях с хорошей проходимостью и эффективными планировками как были, так и останутся дефицитом.
 
Потенциала для изменения арендных ставок я тоже не вижу. То снижение ставки, которое мы фиксировали на ряде объектов в 2022 году было продиктовано, скорее, характеристиками самого помещения и операционными проблемами арендатора, нежели рыночной конъюнктурой. Конечно же, эти прогнозы реалистичны при условии отсутствия более сильных потрясений, чем произошли с нами в этом году.
 
Еще один важный вывод – стрит-ритейл зарекомендовал себя в этом году как наиболее стабильный инвестиционный инструмент, поэтому, не исключаю, что этот факт будет постепенно снижать его доходность», – заключила Ирина Буренко.


Материалы по теме

Источник: Nikoliers
Исследования рынка

Nikoliers: Рынок фуд-холлов в Петербурге за год вырос почти в три раза

С января по ноябрь 2022 года сегмент фуд-холлов в Санкт-Петербурге пополнился на 28 700 кв. м, а в ближайшем будущем планируется открыть еще семь проектов на более 12 000 кв. м. Основной вклад в рост предложения внес крупнейший фуд-холл Vokzal 1853 компании «Адамант», площадь которого больше совокупной площади всех петербургских проектов, открытых до 2022 года.
22.12
Источник: CRE
Исследования рынка

Торговая недвижимость Петербурга – рекордный рост вакансии

К концу 2022 г. вакантность в торговых центрах Санкт-Петербурга может вырасти до 13%.
 
 
09.12
Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Новый ввод ТЦ в Москве впервые будет состоять из одних «районников»

Аналитики консалтинговой компании NF Group (ex-Knight Frank Russia) подвели предварительные итоги 2022 года на рынке торговой недвижимости Москвы. Суммарный объем ввода по итогам года может составить 148,2 тыс. кв. м при условии открытия всех заявленных объектов, а совокупный объем предложения торговой недвижимости в этом случае достигнет 7,4 млн кв. м арендопригодных площадей. Показатель обеспеченности москвичей торговыми площадями оценивается в 582 кв. м на 1 000 человек. Максимальные базовые ставки аренды в ТЦ Москвы могут доходить до 180 тыс. руб./кв. м/год, при этом тренда на рост данного показателя не наблюдается.
08.12

журнал CRE 2 (436)

февраль 2024
Стратегическим партнером журнала в 2024 году является компания PIONEER Ознакомиться с PDF-версией номера можно ЗДЕСЬ Вышел из печати CRE №2 (436) соредактором в котором выступил Игорь Коновалов, председатель правления Группы Инпром Эстейт. Номер посвящен прогнозам на 2024 год.  В НОМЕРЕ: Летучка Игорь КОНОВАЛОВ: "Русские люди могут и должны создавать капитал в России" Инвестиции ТИХАЯ ГАВАНЬ Недвижимость останется главным защитным и самым надежным в условиях падающего рубля и в...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (19-25 февраля)

Переход Андрея Постникова из Ориентира в CORE.XP, выход скандинавского бренда в Петербург, новости девелопера Stone, коворкинг TheOffice в DM Tower, БЦ от Газпромбанка и отель от Газпрома, пилотный проект в «Сити-2», еще одна очередь в проекте «Строительного Альянса» и другие новости - в нашей традиционной подборке. 
25.02
Источник: Пресс-служба Lassie
Открытие

Питеру добавили скандинавского духа

Бренд детской одежды из Скандинавии Lassie открыл первый фирменный магазин в Санкт-Петербурге.
 
21.02
Источник: MAD Architects, Роман Алексеев
Открытие

В DM Tower открылся коворкинг TheOffice в японском стиле

Коворкинг занял полностью 10-й этаж площадью около 2 тыс. кв. м. Офис выполнен по проекту MAD Architects.
21.02
Источник: cre.ru
Проект

Газпромбанк построит офис

Газпромбанк построит бизнес-центр на Садовом кольце.
 
20.02
Источник: cre.ru
Сделка

«Алеан» зашел в Подмосковье

«Алеан» купил гостиницу Hilton Garden в Истре.
 
20.02
Источник: CRE
Проект

В «Сити-2» летят «Птицы»

Компания Birds может построить 450-метровый небоскреб на улице Антонова-Овсеенко, рядом с «Москва-сити». 
21.02
Источник: cre.ru
Сделка

«Газпром» построит гостиницу на Марсовом поле

Структура «Газпрома» купила проект гостиницы на Марсовом поле.
 
21.02

подпишись НА эксклюзивные новости cre