CMWP: Тренд на «районные» ТЦ добрался до регионов

В 2022 году доля малых ТЦ среди всех введенных объектов по России составила рекордные 89%. Среди заявленных к открытию на 2023 год ТЦ в регионах около половины приходится на малый формат.

2572
Изображение взято из источника: CMWP
В 2022 году доля торговых объектов площадью до 20 тыс. кв. м в структуре нового строительства в России достигла рекордных 89% из-за отсутствия ввода новых крупных объектов, следует из отчета, который подготовили аналитики Commonwealth Partnership (CMWP).

Снижение строительной активности на рынке торговой недвижимости в целом по России наблюдается с 2017 года. Так, по сравнению с 2013-2016 гг. в 2017-2021 гг. среднегодовой объем ввода крупных и средних объектов (с площадью более 20 000 кв. м) упал примерно в 4 раза. В то же время для малых объектов (до 20 000 кв. м) этот показатель увеличился на 12%. По предварительным итогам 2022 года в столице вводились только объекты малого формата (самый крупный – 26 000 кв. м).

В 2020 году из-за пандемии задержался ввод нескольких средних и крупных объектов. В результате, когда эти объекты были введены в эксплуатацию в 2021 году, совокупная площадь средних объектов выросла в 5 раз.

 
«Смена парадигмы потребления, покупательских ожиданий и восприятия торговых центров от мест сосредоточения магазинов в сторону объектов досуга и развлечений отражается на динамике рынка. Средние и крупные ТЦ ожидает смена концепции. А базовые потребности сейчас закрывают районные торговые центры, доля которых в структуре нового строительства заметно выросла в последние годы», - отметила руководитель департамента исследований и аналитики CMWP Татьяна Дивина.
 
«Увеличение числа малых объектов нового строительства обусловлено тем, что рынок торговой недвижимости уже насыщен объектами крупного формата, а среди потребителей растёт запрос на удобство в совершении покупок. При этом, на фоне активного развития микрорайонов и строительства новых ЖК растет запрос на торговые центры в пешей доступности от места жительства. Ощутимый вклад в увеличение доли районных ТЦ в структуре нового строительства в Москве внес редевелопмент бывших советских кинотеатров в торговые центры под брендом «Место встречи», - прокомментировала динамику Ольга Антонова, партнер, руководитель департамента торговой недвижимости CMWP.

В регионах средняя площадь существующих торговых объектов падает более медленно по сравнению со столицей. На региональном уровне аналитики CMWP видят тренды, которые были отмечены в Москве пять лет назад. Поэтому можно прогнозировать, что популярность районных торговых центров в регионах мы увидим позднее. При этом, уже сейчас около 50% анонсированных новых торговых объектов в городах России относятся именно к формату районных ТЦ.

В 2022 году, по данным Focus Technologies, наблюдалось снижение посещаемости торговых центров относительно прошлого года. Наиболее ощутимым было падение числа посетителей торговых центров крупного и очень крупного формата. Причина: закрытие дверей международных брендов, рост популярности онлайн-шоппинга и падение покупательской способности населения.

Несмотря на общее снижение числа посетителей, по расчётам Commonwealth Partnership на основе данных Mall Index,только для формата районных ТЦ средняя посещаемость осталась положительной, превысив результаты прошлого года на 1%. В среднем посещаемость для средних, крупных и очень крупных торговых центров снизилась на 2%, 8%, и 25%, соответственно.

Такая устойчивость районных ТЦ к кризису обусловлена концепцией, ориентированной на удовлетворение базовых ежедневных потребностей  – основными «якорями» в таких ТЦ являются крупные продуктовые ритейлеры, а основная доля арендаторов торговой галереи – сервисы, небольшие магазины и пункты выдачи заказов, которые отчасти выполняют функцию магазинов.



иГРОКИ РЫНКА

Commonwealth Partnership [CMWP™]

Антонова Ольга

Консалтинг и брокеридж

Commonwealth Partnership [CMWP™]

Материалы по теме

Источник: CRE
Экспертный анализ

Ковид ударил по стрит-ритейлу сильнее, чем СВО

Эксперты компании R4S Group подвели итоги 2022 года: несмотря на экономические и геополитические потрясения, активность на рынке стрит-ритейла в Москве была выше 2021 года. Главными трендами уходящего года стали увеличение активности арендаторов и смена отраслей-лидеров.
22.12
Источник: Nikoliers
Исследования рынка

Nikoliers: Рынок фуд-холлов в Петербурге за год вырос почти в три раза

С января по ноябрь 2022 года сегмент фуд-холлов в Санкт-Петербурге пополнился на 28 700 кв. м, а в ближайшем будущем планируется открыть еще семь проектов на более 12 000 кв. м. Основной вклад в рост предложения внес крупнейший фуд-холл Vokzal 1853 компании «Адамант», площадь которого больше совокупной площади всех петербургских проектов, открытых до 2022 года.
22.12
Источник: Инпром Эстейт
Точка зрения

Все «острова» давным-давно открыты?

На фоне других проблем ТЦ и ритейла очень мало внимания уделяется «островной торговле», хотя она также является важной частью торгового объекта, как с точки зрения дохода, так и с точки зрения визуальной составляющей торговой галереи. О работе с «островами» и их значимости рассказывает Игорь Коновалов, генеральный директор АО «ИНПРОМ ЭСТЕЙТ».
13.12

журнал CRE 1(446)

Февраль 2025
Из печати вышел традиционный ежегодный номер прогнозов журнала Commercial Real Estate. Более шестидесяти топ-менеджеров российских компаний рассуждают о будущем рынка недвижимости, ритейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства. Инвестиции. Коллективное и сознательное Девелопмент. Рубль сберегут Управление недвижимостью. В имени тебе моём Консалтинг. Команда молодости нашей Право. По закону и по душе

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (10-16 февраля)

Еще один бизнес-центр построят на Белорусской, NF Group закрепится на Бали, в Level Box Терехово состоялась крупная сделка, Becar FM расширяет сотрудничество с DDX, у Nikoliers новый проект в Петербурге. Эти и другие новости, а также отчет о первом мероприятии CRE Events в новом году - в нашей традиционной подборке.
16.02
Источник: NF Group
Игроки рынка

NF Group открывает офис на Бали

Новое подразделение возглавил Мэттью Джорджсон, имеющий 35-летний опыт работы в Азии. На Бали работает с 2005 года, где был партнером Elite Havens. 
11.02
Источник: Level Group
Сделка

В Level Box Терехово арендовали блок на 41 000 кв. м

Арендатором логистического комплекса стала компания специализирующаяся на логистике продуктов питания. Брокером сделки выступила компания CORE.ХР. 
12.02
Источник: Space 1
Игроки рынка

Space 1 вошла в АРКН

Space 1 присоединилась к Ассоциации участников рынка коммерческой недвижимости (АРКН).
 
11.02
Источник: CRE
События

What's The Plan 2025: Хотели стабильности? - Получите, распишитесь

С 2022 года игроки рынка не надеялись на возвращение "жирных" нулевых, уповая только на стабилизацию и отсутствие новых внешних потрясений, которые стали уж слишком частыми в последнее время. Что ж, в той или иной степени пожелания сбываются, ключевая ставка стабилизировалась, и похоже, надолго. 

Как жить с "ключом" выше 20%? Есть ли инвесторы, кроме госкомпаний? Где искать офисы в аренду? Кто покупает офисы и зачем? Где взять денег на строительство склада? Сколько нужно платить, чтобы девелоперы хотели строить? Что нужно производству? - эти и многие другие вопросы обсудили лидеры рынка на открывающей конференции CRE Events 2025 года.

Полное видео здесь, фотоотчет здесь

Текст: Павел Назаркин 
12.02
Источник: DDX Fitness
Игроки рынка

Becar FM занялась фитнесом

Компания взяла в управление еще три клуба DDX Fitness - в Ижевске, Челябинске и Липецке.
10.02
Источник: CRE
Игроки рынка

«Перекрёсток» запустил вендинг в офисах

Вендинговые аппараты и микромаркеты расположены в офисах таких компаний как ВТБ Лизинг, Столото, Bosco, Хоум Кредит, Самолёт, VK, Т-Банк, Райффайзен, Мегафон, Озон, Red Bull, Ингосстрах, Росгосстрах, а также в ТЦ Цветной, Северной Башне территории ММДЦ «Москва-Сити» и др. 
11.02

подпишись НА эксклюзивные новости cre