NF Group: Общепит вышел на допандемийный уровень по открытиям за 2022 год

Аналитики консалтинговой компании NF Group провели исследование сегмента общественного питания в Москве. Согласно последним данным, в 2022 году число новых открытий качественных ресторанов и кафе в пределах Садового кольца приблизилось к показателю 2021 и 2019 годов, когда было запущено порядка 120 новых заведений. При этом значение оказалось на 44% выше пандемийного показателя 2020 года. Большая часть открытий пришлась на рестораны (48%), 20% составили бары, а оставшиеся 32% сформировали кафе, кофейни, бистро и другие форматы. В структуре открытий по типу кухни по-прежнему лидируют заведения с авторской и европейской концепцией.
 
 
2413
Изображение взято из источника: CRE
Несмотря на то, что начало 2022 года выдалось непростым для сектора общественного питания ввиду усложнения внешнеполитической ситуации, когда рестораторы столкнулись с перебоями в поставках и повышением цен на закупочную продукцию, на этот период выпало большое количество ключевых открытий на рынке Москвы. Быстрая адаптация рестораторов, в том числе благодаря ребрендингу, обновлению меню, пересмотру концепции и поставщиков, способствовала тому, что сегмент продолжил активно развиваться – за год было открыто 122 новых заведения. Таким образом, показатель вышел на уровень 2021 и 2019 годов, когда стартовали около 125 и 120 новых ресторанов и кафе соответственно, и превзошел значение 2020 года, когда было открыто 85 новых точек.
 
Ирина Козина, директор направления стрит-ретейла NF Group: «Зачастую закрытия заведений общественного питания в этом году были обусловлены устареванием их формата или непродуманной концепцией, тогда как успешные и яркие проекты в наименьшей степени были подвержены рискам. Кроме того, не все смогли приспособиться к новым условиям: многие “новички” испытывали сложности с арендой из-за неправильно выстроенной бизнес-стратегии. К таким заведениям относятся небольшие бистро, кафе и кофейни, формат take away. Стоит отметить развитие форматов общепита, нацеленных на временные тренды, так называемых pop-up заведений, которые изначально предусматривают функционирование в течение краткосрочного периода, причем данный тренд усиливается на рынке столичного стрит-ретейла последние несколько лет. Причин для открытия таких заведений много: гостям нравится эффект неожиданности, это стимулирует всплеск временного ажиотажа, которым можно воспользоваться в моменте. Таким образом, с помощью pop-up проектов владельцы бизнеса могут знакомить посетителей со своей концепцией, а также тестировать новый дизайн или меню».
 
Ирина отмечает, что самыми устойчивыми и качественными проектами в столице в 2022 году являются заведения ценового сегмента «люкс» и «премиум». У премиальных ресторанов есть своя целевая аудитория: чаще их посещают постоянные клиенты, поэтому они незначительно зависят от внешних факторов. В таких ресторанах публика, которая сформировалась в прошлом, может сохраняться на протяжении многих лет, а смена формата и концепции происходит нечасто. Тем не менее, большая часть таких ресторанов была вынуждена скорректировать меню ввиду санкций, а некоторые из заведений даже сделали акцент на блюда из локальных продуктов. Ротация в высокобюджетном сегменте также значительно ниже, чем среди сетевых операторов категории «средний» и «средний+» или заведений take away (шаурмечных, кофеен и пр.), так как конкуренция в первом случае значительно ниже.
 
В этом году многие рестораторы столицы продолжали рассматривать новые варианты сотрудничества и экспансии, открываясь в других городах России и за ее пределами. Например, петербургская команда бара El Copitas с июня управляет московским рестораном Sangre Fresca. Во второй половине года в столицу пришел еще один знаковый проект из Северной столицы –Saviv, который трансформировался из бистро в утонченный московский ресторан. Кроме того, в 2022 году на рынке Дубая были открыты такие проекты, как PIMS, Angel Cakes, бар-клуб Eden и другие. Ресторатор Александр Орлов планирует открыть в Дубае три проекта– «Мия», DragonFly, Frou Frou, причем последние два будут расположены в отеле Dorchester. Антон Винер, Future Group и Александр Сысоев в 2023 году планируют открыть танцевальный ресторан Leo в локации Пальма Джумейра: он расположится вблизи других проектов – «Шале Березка» и Smch. Борис Зарьков анонсировал выход ресторана «Сахалин» в дубайском районе La Mer.
 

 
Чаще всего новые заведения реализуются в формате классического стрит-ретейла – 71% (-18 п. п. по сравнению с показателем 2021 года). Также был зафиксирован рост числа открытий в составе бизнес-центров и гостиниц – 9% против 2% в 2021 году, что связано с ослаблением ковидных ограничений в начале 2022 года и выводом сотрудников на рабочие места.
 
Большая часть открытий пришлась на рестораны (48%), 20% составили бары, а оставшиеся 32% сформировали кафе, кофейни, бистро и другие форматы.  
 

 
Рейтинг открывшихся заведений по типу кухни претерпел незначительные изменения по сравнению с 2021 годом: лидируют концепции с европейской и авторской кухней, за ними следуют заведения смешанной кухни, рестораны и бары. Примечательно, что ранее смешанной кухней отличались сетевые заведения или небольшие кафе и рестораны без определенной концепции, но сейчас этот тренд развивается. Все больше крупных и именитых рестораторов и шеф-поваров делают ставку на креативное сочетание кухонь разных народов и современное прочтение некоторых блюд в своих новых проектах. Такие гастрономические эксперименты становятся все популярнее на фоне трудностей, связанных с внешнеполитической ситуацией, в период дефицита впечатлений и снижения туристического потока.
 
По словам Ирины Козиной, за четыре года сменился лидер по типу кухни – мясные концепции уступили место заведениям с авторской и европейской кухнями, и можно прогнозировать, что этот тренд сохранится в 2023 году. Сейчас для успеха заведения важным является сочетание интересной концепции, стильного интерьера и вкусной еды.
 

 
Тенденции
 
На сегодняшний день в Москве наблюдается несколько гастрономических тенденций, самой популярной среди них остается открытие ресторанов авторской кухни. Такие заведения экспериментируют с блюдами comfort food и их подачей, а также отличаются сочетанием различных кухонь и концептуальным дизайнерским интерьером. Средний счет в них составляет около 2 500 рублей на посетителя.
 
Кроме того, в Москве продолжает увеличиваться число ресторанов, кафе, корнеров и закусочных, в том числе формата стрит-фуд, с аутентичной кухней из разных стран мира: израильской, паназиатской, индийской, греческой, корейской, китайской, скандинавской и особенно турецкой. В таких местах основной акцент делается на меню и интерьеры, выполненные в рамках общей концепции. Средний счет в таких заведениях достигает 1 500 рублей на посетителя.
 
На московском рынке продолжается популяризация гастрономических баров, которые являются новым прочтением классических коктейль-баров. Лучшие бартендеры России придают современное прочтение классическим напиткам из барной карты, а интерьеры заведений напоминают гастрономическую лабораторию с минималистичной эклектикой. Однако такие заведения не забывают про основное меню, акцент которого также чаще всего сделан на гастрономических трендах в совокупности с классическими блюдами. Стоит отметить, что бар перестает быть отдельным форматом – зарождается тренд на объединение двух форматов в составе одного помещения. Средний чек в таких заведениях варьируется от 1 500 до 3 000 рублей.
 
Среди ключевых трендов 2022 года – растущая популярность заведений, открытых не только игроками ресторанной индустрии, но и в коллаборациях с медийными личностями. Также спросом пользуются летние площадки и рестораны, которые имитируют близость с природой и создают курортную атмосферу.
 

 


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Козина Ирина

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Материалы по теме

Источник: CRE
Рейтинг

Топ-10 событий в отрасли торговых центров за 2022 год

Эксперты Российского совета торговых центров (РСТЦ) представили свою версию самых знаковых событий в отрасли торговых центров, произошедших в 2022 году и оказавших существенное влияние на весь рынок.
09.01
Источник: CMWP
Исследования рынка

CMWP: Тренд на «районные» ТЦ добрался до регионов

В 2022 году доля малых ТЦ среди всех введенных объектов по России составила рекордные 89%. Среди заявленных к открытию на 2023 год ТЦ в регионах около половины приходится на малый формат.

26.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Ковид ударил по стрит-ритейлу сильнее, чем СВО

Эксперты компании R4S Group подвели итоги 2022 года: несмотря на экономические и геополитические потрясения, активность на рынке стрит-ритейла в Москве была выше 2021 года. Главными трендами уходящего года стали увеличение активности арендаторов и смена отраслей-лидеров.
22.12

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: Пресс-служба Business Club
Игроки рынка

Business Club построит премиальный БЦ на Ходынке

Business Club презентовал бизнес-центр нового формата.

24.07
Источник: Pridex
Открытие

Штаб-квартира «Уральской Стали» переехала на Пресню

Головной офис одного из лидеров металлургического рынка площадью 4 тыс. кв. м реализован компанией Pridex на территории бывшего лакокрасочного завода братьев Мамонтовых.
23.07
Источник: CRE
Открытие

YoBody Fitness пришел на ЗИЛ

Фитнес займет свыше 1 900 кв. м в ТРЦ ЗУМ. 
22.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre