Bright Rich: 73% новых спекулятивных офисных площадей в Москве были арендованы на этапе строительства

Только 27% об общего объема введенных в эксплуатацию в 2022 году спекулятивных офисных объектов в Москве доступны к аренде, рассказали в консалтинговой компании Bright Rich | CORFAC International. Большая же часть этих площадей была арендована еще на этапе строительства. Вероятно, в 2023 году эта тенденция сохранится. Площади высокого класса по-прежнему востребованы среди арендаторов.
1555
Изображение взято из источника: CRE
Всего столичный офисный рынок в 2022 году пополнился 340 840 кв. м новых площадей, из которых спекулятивных – 79%. Большая их часть была арендована еще на этапе строительства. На 2023 год к вводу заявлено 485 тыс. кв. м, однако, по прогнозам аналитиков компании, реальный показатель не превысит 310 тыс. кв. м. При этом к вводу ожидаются прежде всего бизнес-центры в высокой стадии готовности – DM Tower, Stone Towers (Tower B, C), Alcon 3, «Парк Легенд», II очередь Ostankino business park.
 
 

Объем вакансии за год вырос на 11,3%, до 1,82 млн кв. м. При этом значительная часть предложения представлена классом А, где фиксировался наиболее значительный отток арендаторов – прежде всего, зарубежных, покинувших российский рынок.
 

 
С точки зрения локации по объему незанятых площадей лидирует деловая зона между ТТК и МКАД. Любопытно, что на эту деловую зону пришелся также наибольший совокупный объем сделок за год – 452 730 кв. м, или 36,8% от всех арендованных и купленных площадей. 
 
Наиболее активная динамика ставок аренды за второе полугодие 2022 г. была зафиксирована в А-классе, к концу 2022 года этот показатель составил 27 230 руб./кв. м/ год, снизившись на 4,2%. В классе В+ средневзвешенная арендная ставка за второе полугодие снизилась на 0,8%, а класс В – на 1,1%.
 

 
Объем сделок аренды и продажи, заключенных в 2022 году, оказался близок к пандемийному 2020 г. и составил 1 230 480 кв. м. Основной интерес к офисной недвижимости демонстрировали компании сегментов «Торговля и производство» и IT / Media / Телекоммуникации. Суммарно на них пришлось почти 34% от общего объема сделок за период, за год компании этих сегментов заняли 417 670 кв. м. В 2023 году, вероятно, среди драйверов мы увидим компании госсектора, в том числе IT, а также игроков, ориентированных на партнеров из восточных стран. Кстати, как видно по итогам 2022 года, госкомпании демонстрировали наибольший интерес к офисам класса А, 19% всех арендованных в этом классе в прошлом году площадей пришлось на представителей этого сегмента.  
 
Наиболее востребованным форматом аренды традиционно оказались небольшие офисные блоки площадью 100-250 кв. м, почти половина от общего количества сделок пришлась на них. Сделки с крупными блоками площадью от 1 000 кв. м в структуре поглощения составили 13,2% от общего количества совершенных за год.


Материалы по теме

Источник: IBC Real Estate
Экспертный анализ

IBC Real Estate: Пик субаренды пройден

Предложение площадей в субаренду на офисном рынке Москвы сократилось за полгода в 2,5 раза. При этом всего за 2022 год было заключено сделок по субаренде на общую площадь 23 тыс. кв. м против 880 тыс. кв. м арендованных напрямую.
03.03
Источник: CRE
Экспертный анализ

IPG.Estate: Вакантность в офисах Москвы может достичь 15% в 2023 году

Консалтинговая компания IPG.Estate проанализировала рынок офисной недвижимости Москвы. Вакантность в офисном сегменте Москвы на конец 2022 года находится на уровне 11,2% (в классе А – 13,2%, в классе В/В+ составляет 9,1%). По оценкам экспертов, показатель продолжит расти в 2023 году.
01.03
Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Значительного высвобождения офисов в Москве не произошло. В 2023 году вакантность в классе А сохранится на уровне 13%

Аналитики консалтинговой компании NF Group подвели итоги 2022 года на рынке офисной недвижимости Москвы. Согласно исследованию, с начала года показатель доли свободных площадей вырос на 3,6 п. п. и 1,8 п. п. в классах А и В соответственно, до 13% и 7,4%. Свободными на рынке оказалось около 690 тыс. кв. м офисных площадей класса А, а также более 1,6 млн кв. м офисов класса B. Объем годового чистого поглощения класса А, несмотря на опасения начала года, оказался положительным и составил 46,8 тыс. кв. м. В офисах класса B чистое поглощение достигло -154 тыс. кв. м. В 2022 году было введено 340,8 тыс. кв. м качественной офисной недвижимости, что на 42% ниже, чем в 2021 году (587,4 тыс. кв. м); при этом 76% появившихся проектов относятся к классу А. Запрашиваемая средневзвешенная ставка в офисах класса А снизилась на 3,3% и составила 26 044 руб./кв. м/год (без учета операционных расходов и НДС), в классе B – выросла на 1,2% и составила 17 581 руб./кв. м/год (без учета операционных расходов и НДС).
01.02

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre