NF Group: Стрит-ритейл. Международные бренды уходят, локальные - растут

По итогам 2022 года свою деятельность в России ограничили 36 международных брендов, работающих в формате стрит-ретейла. При этом на улицах Москвы открылись 18 магазинов локальных игроков и один проект ретейлера из страны СНГ (Беларусь) – это более чем в два раза превышает показатель 2021 года, который составил всего восемь локальных брендов. По данным консалтинговой компании NF Group, по итогам 2022 года доля вакантных площадей на рынке стрит-ретейла Москвы в среднем составила 14,8%, сократившись на 0,3 п. п. за год и на 0,9 п. п. за полгода. На пешеходных улицах показатель вырос до 18,7% против 11,9% на конец 2021 года. В остальных торговых коридорах вакансия снизилась: на транспортно-пешеходных улицах – на 0,5 п. п., на крупных магистралях – на 2,4 п. п. в годовой динамике.
1907
Изображение взято из источника: CRE, Москвичева Екатерина
Ирина Козина, директор направления стрит-ретейла NF Group: «В начале 2022 года игроки были готовы к активному восстановлению рынка стрит-ретейла после пандемии, однако геополитическая ситуация внесла свои коррективы. Несмотря на уход международных операторов, для новых и уже присутствующих на рынке брендов и компаний из стран-партнеров появилась возможность заявить о себе на центральных улицах Москвы – об этом свидетельствует число открытий локальных игроков в ключевых локациях в 2022 году. Также стоит отметить активный спрос со стороны предприятий общественного питания различных форматов – это позволяет нам прогнозировать дальнейшее развитие рынка стрит-ретейла».
  
Вакансия
 
Заявления о приостановке деятельности иностранных брендов существенно не повлияли на уровень вакантности во многих исследуемых коридорах столицы, за исключением улицы Кузнецкий Мост, которую международные операторы традиционно выбирали для размещения флагманских магазинов. Кроме того, прирост вакантных площадей отмечается на Тверской улице. По итогам 2022 года доля свободных площадей на Кузнецком Мосту составила 48,6% (+29,3 п. п. за год), а на Тверской улице – 26,1% (6,7 п. п. за год). Также рост вакансии обусловлен закрытием некоторых магазинов локальных ретейлеров.
 
По итогам 2022 года вакансия на рынке стрит-ретейла Москвы в среднем составила 14,8%, сократившись на 0,3 п. п. за год и на 0,9 п. п. за полгода, однако показатель еще не достиг докризисных значений (9%).
 
В 2022 году увеличение вакансии на 6,8 п. п. отмечено на пешеходные улицах, где доля свободных помещений составила 18,7% против 11,9% годом ранее. В остальных коридорах было зафиксировано уменьшение показателя в годовой динамике: на транспортно-пешеходных улицах он снизился на 0,5 п. п. до 13,8%, на крупных магистралях – на 2,4 п. п. до 15,2%.
 
Рост вакансии был зафиксирован на улицах Кузнецкий Мост (+29,3 п. п. за год), Никольская (+5,7 п. п. за год) и Арбат (+1,2 п. п. за год) – это связано в том числе с закрытием магазинов fashion-операторов и заведений общественного питания, например «Farш», Nike, Massimo Dutti, Rendez-Vous на Кузнецком мосту, Laduree, Kaif Burger на Никольской улице и др.
 
Восстановление спроса наблюдается в Столешниковом переулке – к концу года доля вакантных помещений здесь сократилась на 2,2 п. п. и составила 4,5%, а также в Камергерском переулке, где вакансия снизилась на 4,8 п. п. за год до 19,6%, тогда как на улице Рождественка показатель остался неизменным (9,8%).
 
Среди транспортно-пешеходных торговых коридоров Москвы снижение уровня вакантных площадей было зафиксировано на Бульварном кольце (-2,8 п. п.) и в центральных торговых коридорах (-0,3 п. п.), где среднее значение вакансии все еще находится на высоком уровне – 14,6%. Незначительное увеличение показателя зафиксировано на Садовом кольце (+0,1 п. п.).





Спрос
 
По итогам 2022 года в сегменте стрит-ретейла ограничили деятельность 36 международных брендов. Из них:
  • 56% временно прекратили деятельность на территории России (20 брендов);
  • 22% прошли через ребрендинг (8 брендов);
  • суммарно 22% (8 брендов) ушли из России или закрылись в формате стрит-ретейла.
 
Большая часть брендов, ограничивших деятельность на российском рынке, приходится на сегмент «одежда и обувь/аксессуары» – 31% (чаще люксовый сегмент), меньшая часть – на продукты и товары для дома, 6% и 3% соответственно. На бренды из США и Франции суммарно приходится 50% компаний.
 
Стоит отметить, что освободившиеся площадки некоторых ретейлеров уже были замещены другими арендаторами: на месте Hard Rock Cafe на Арбате появился демократичный мясной ресторан «The Бык», а на месте Laduree на Малой Бронной откроется белорусский fashion-бренд ZNWR.
 

 
По итогам 2022 года на столичном рынке стрит-ретейла открылось 18 магазинов локальных игроков и один проект ретейлера из страны СНГ (Беларусь). Это более чем в два раза превышает показатель 2021 года, который составил всего восемь локальных брендов.
 
Среди магазинов ретейлеров, открытых на рынке Москвы в 2022 году (включая ресейл-бутики, мультибрендовые магазины и концепт-сторы), 84% специализируются в сегменте «одежда и обувь», 11% приходятся на «аксессуары» и 5% – на «нижнее белье». Более 50% из них принадлежат ценовому сегменту «средний+».
 
Примечательно, что в центральных торговых коридорах Москвы открывались ресейл-бутики, где представлены как российские марки, так и зарубежные товары. Ранее магазины данного формата располагались исключительно на онлайн- и мультибрендовых площадках.
 
Многие локальные бренды по происхождению являются московскими, однако среди них отмечаются компании из Екатеринбурга, Казани и Костромы. Помимо этого, на рынок стрит-ретейла Москвы вышел белорусский fashion-бренд ZNWR.
 

 
 


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Козина Ирина

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Материалы по теме

Источник: CRE
Точка зрения

R4S Group: На рынок стрит-ритейла возвращаются банки и запросы на крупные площади

Об очередном витке роста на рынке стрит-ритейла Москвы свидетельствуют данные аналитического отдела R4S Group. Так, общее количество сделок по договорам аренды торговых помещений, заключенных в компании в декабре, январе и феврале, превысило показатели октября-ноября на 70%.
14.03
Источник: Maris
Исследования рынка

Maris: Вакантность в стрит-ритейле Петербурга снизилась везде, кроме Рубинштейна

Средний показатель по основным торговым коридорам составил 8,5% (- 1,3 п.п. к 2021 году). Отрицательную динамику по соотношению открытых и закрытых точек за год продемонстрировали одежный ритейл, ювелирные магазины и косметика.

01.03
Источник: CRE
Исследования рынка

Тихая гавань: как стрит-ретейл стал защитным активом среди частных инвесторов

Готовый арендный бизнес с супермаркетами остается самым привлекательным форматом в сегменте стрит-ретейла с точки зрения инвестиций в коммерческую недвижимость. По итогам 2022 года они остались наиболее доходным сегментом со средней ставкой капитализации 8,6% и окупаемостью 10,4 лет. Аналитики инвестиционной платформы коммерческой недвижимости SimpleEstate подготовили ежегодный отчет по объектам готового арендного бизнеса в сегменте стрит-ретейла.
17.02

журнал CRE 5(450)

Вышел в свет июньский номер журнала Commercial Real Estate № 450 Читайте в номере:  «Лёгкие штрихи»: в апреле правительство Москвы исключило классические склады из списка объектов, строительство которых давало право получать льготы на перевод участков под жильё. Кроме того, чиновники повысили коэффициент для объектов промышленного назначения. Теперь девелоперам будет намного интереснее строить промышленные технопарки, заводы, фабрики,  light industrial. «Лайтами» на этом фоне могут с...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 июня)

Uniqlo популярнее Zara и Nike, Минстрой фиксирует рост качества городской среды, X5 Group строит новый склад под Калугой, «Фасадные Решения» займутся строительством отелей и light industrial, а Vasilchuki запускают девять новых концепций. Эти и другие новости - в нашей традиционной подборке.
15.06
Источник: Пресс-служба ГК «Самолет»
Проект

«Самолет» займется водным туризмом

Марина на 150 яхт появится в Тверской области в рамках курорта от компании «Самолет».
 
16.06
Источник: CRE
Сделка

Mars выбрала логопарк у Level Group

Американская корпорация арендовала более 40 000 кв. м складских площадей в логопарке «Level Box Терехово», который планируется ввести в 2026 году.
16.06
Источник: CORE.XP
Игроки рынка

CORE.XP приступила к управлению эксплуатацией БЦ «Арена»

Площадь 24-этажного бизнес-центра в составе «ВТБ Арена Парк» составляет более 37 000 кв. м. Управляющая компания возьмет на себя обслуживание инженерных систем, обеспечение безопасности и проведение комплексной уборки помещений и прилегающей территории.
17.06
Источник: Интерфакс
События

Газпром продал активы на 20 млрд

За 2024 год «Газпром» продал недвижимость на сумму около 20 млрд рублей, включая ключевые объекты в Москве и Подмосковье.
17.06
Источник: «Хочу Пури»
Открытие

«Хочу Пури» откроется в ТРЦ «Жемчужная Плаза»

Ресторан площадью 400 кв. м станет третьей точкой, открытой по франшизе в Петербурге.
17.06
Источник: MR
Экспертный анализ

Выходное пособие: как пиарщики занимают авансцену девелопмента

Новый бизнес-ландшафт, усиление государственного регулирования и закрытости игроков – с одной стороны, и необходимость постоянной работы с разными аудиториями и ежедневного присутствия в медиаполе – с другой, всего за пять лет кардинально изменили ожидания девелопмента от информационной политики. Влияние PR в отрасли сегодня сопоставимо с девяностыми: не PR-стратегии идут за рынком, но рынок за PR-стратегиями, а на пиарщиков с любым «неформатным подходом» снова охотятся кадровики.

Продолжение, начало см. здесь. 

О том, как PR-стратегии изменяют консалтинг, управление недвижимостью, ритейл, логистику и индустрию гостеприимства, читайте в следующем выпуске.


Журнал CRE. Текст: Екатерина Горячева.
18.06

подпишись НА эксклюзивные новости cre