NF Group: Стрит-ритейл. Международные бренды уходят, локальные - растут

По итогам 2022 года свою деятельность в России ограничили 36 международных брендов, работающих в формате стрит-ретейла. При этом на улицах Москвы открылись 18 магазинов локальных игроков и один проект ретейлера из страны СНГ (Беларусь) – это более чем в два раза превышает показатель 2021 года, который составил всего восемь локальных брендов. По данным консалтинговой компании NF Group, по итогам 2022 года доля вакантных площадей на рынке стрит-ретейла Москвы в среднем составила 14,8%, сократившись на 0,3 п. п. за год и на 0,9 п. п. за полгода. На пешеходных улицах показатель вырос до 18,7% против 11,9% на конец 2021 года. В остальных торговых коридорах вакансия снизилась: на транспортно-пешеходных улицах – на 0,5 п. п., на крупных магистралях – на 2,4 п. п. в годовой динамике.
1636
Изображение взято из источника: CRE, Москвичева Екатерина
Ирина Козина, директор направления стрит-ретейла NF Group: «В начале 2022 года игроки были готовы к активному восстановлению рынка стрит-ретейла после пандемии, однако геополитическая ситуация внесла свои коррективы. Несмотря на уход международных операторов, для новых и уже присутствующих на рынке брендов и компаний из стран-партнеров появилась возможность заявить о себе на центральных улицах Москвы – об этом свидетельствует число открытий локальных игроков в ключевых локациях в 2022 году. Также стоит отметить активный спрос со стороны предприятий общественного питания различных форматов – это позволяет нам прогнозировать дальнейшее развитие рынка стрит-ретейла».
  
Вакансия
 
Заявления о приостановке деятельности иностранных брендов существенно не повлияли на уровень вакантности во многих исследуемых коридорах столицы, за исключением улицы Кузнецкий Мост, которую международные операторы традиционно выбирали для размещения флагманских магазинов. Кроме того, прирост вакантных площадей отмечается на Тверской улице. По итогам 2022 года доля свободных площадей на Кузнецком Мосту составила 48,6% (+29,3 п. п. за год), а на Тверской улице – 26,1% (6,7 п. п. за год). Также рост вакансии обусловлен закрытием некоторых магазинов локальных ретейлеров.
 
По итогам 2022 года вакансия на рынке стрит-ретейла Москвы в среднем составила 14,8%, сократившись на 0,3 п. п. за год и на 0,9 п. п. за полгода, однако показатель еще не достиг докризисных значений (9%).
 
В 2022 году увеличение вакансии на 6,8 п. п. отмечено на пешеходные улицах, где доля свободных помещений составила 18,7% против 11,9% годом ранее. В остальных коридорах было зафиксировано уменьшение показателя в годовой динамике: на транспортно-пешеходных улицах он снизился на 0,5 п. п. до 13,8%, на крупных магистралях – на 2,4 п. п. до 15,2%.
 
Рост вакансии был зафиксирован на улицах Кузнецкий Мост (+29,3 п. п. за год), Никольская (+5,7 п. п. за год) и Арбат (+1,2 п. п. за год) – это связано в том числе с закрытием магазинов fashion-операторов и заведений общественного питания, например «Farш», Nike, Massimo Dutti, Rendez-Vous на Кузнецком мосту, Laduree, Kaif Burger на Никольской улице и др.
 
Восстановление спроса наблюдается в Столешниковом переулке – к концу года доля вакантных помещений здесь сократилась на 2,2 п. п. и составила 4,5%, а также в Камергерском переулке, где вакансия снизилась на 4,8 п. п. за год до 19,6%, тогда как на улице Рождественка показатель остался неизменным (9,8%).
 
Среди транспортно-пешеходных торговых коридоров Москвы снижение уровня вакантных площадей было зафиксировано на Бульварном кольце (-2,8 п. п.) и в центральных торговых коридорах (-0,3 п. п.), где среднее значение вакансии все еще находится на высоком уровне – 14,6%. Незначительное увеличение показателя зафиксировано на Садовом кольце (+0,1 п. п.).





Спрос
 
По итогам 2022 года в сегменте стрит-ретейла ограничили деятельность 36 международных брендов. Из них:
  • 56% временно прекратили деятельность на территории России (20 брендов);
  • 22% прошли через ребрендинг (8 брендов);
  • суммарно 22% (8 брендов) ушли из России или закрылись в формате стрит-ретейла.
 
Большая часть брендов, ограничивших деятельность на российском рынке, приходится на сегмент «одежда и обувь/аксессуары» – 31% (чаще люксовый сегмент), меньшая часть – на продукты и товары для дома, 6% и 3% соответственно. На бренды из США и Франции суммарно приходится 50% компаний.
 
Стоит отметить, что освободившиеся площадки некоторых ретейлеров уже были замещены другими арендаторами: на месте Hard Rock Cafe на Арбате появился демократичный мясной ресторан «The Бык», а на месте Laduree на Малой Бронной откроется белорусский fashion-бренд ZNWR.
 

 
По итогам 2022 года на столичном рынке стрит-ретейла открылось 18 магазинов локальных игроков и один проект ретейлера из страны СНГ (Беларусь). Это более чем в два раза превышает показатель 2021 года, который составил всего восемь локальных брендов.
 
Среди магазинов ретейлеров, открытых на рынке Москвы в 2022 году (включая ресейл-бутики, мультибрендовые магазины и концепт-сторы), 84% специализируются в сегменте «одежда и обувь», 11% приходятся на «аксессуары» и 5% – на «нижнее белье». Более 50% из них принадлежат ценовому сегменту «средний+».
 
Примечательно, что в центральных торговых коридорах Москвы открывались ресейл-бутики, где представлены как российские марки, так и зарубежные товары. Ранее магазины данного формата располагались исключительно на онлайн- и мультибрендовых площадках.
 
Многие локальные бренды по происхождению являются московскими, однако среди них отмечаются компании из Екатеринбурга, Казани и Костромы. Помимо этого, на рынок стрит-ретейла Москвы вышел белорусский fashion-бренд ZNWR.
 

 
 


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Козина Ирина

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Материалы по теме

Источник: CRE
Точка зрения

R4S Group: На рынок стрит-ритейла возвращаются банки и запросы на крупные площади

Об очередном витке роста на рынке стрит-ритейла Москвы свидетельствуют данные аналитического отдела R4S Group. Так, общее количество сделок по договорам аренды торговых помещений, заключенных в компании в декабре, январе и феврале, превысило показатели октября-ноября на 70%.
14.03
Источник: Maris
Исследования рынка

Maris: Вакантность в стрит-ритейле Петербурга снизилась везде, кроме Рубинштейна

Средний показатель по основным торговым коридорам составил 8,5% (- 1,3 п.п. к 2021 году). Отрицательную динамику по соотношению открытых и закрытых точек за год продемонстрировали одежный ритейл, ювелирные магазины и косметика.

01.03
Источник: CRE
Исследования рынка

Тихая гавань: как стрит-ретейл стал защитным активом среди частных инвесторов

Готовый арендный бизнес с супермаркетами остается самым привлекательным форматом в сегменте стрит-ретейла с точки зрения инвестиций в коммерческую недвижимость. По итогам 2022 года они остались наиболее доходным сегментом со средней ставкой капитализации 8,6% и окупаемостью 10,4 лет. Аналитики инвестиционной платформы коммерческой недвижимости SimpleEstate подготовили ежегодный отчет по объектам готового арендного бизнеса в сегменте стрит-ретейла.
17.02

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre