В марте 2023 г. следователи заподозрили двух блогеров-миллионников в уклонении от уплаты обязательных налоговых платежей. По данным Коkос Like (агентство входит в Коkос Group), сегодня в рунете не более 30% из них уклоняются от легализации своих доходов, при этом 70% либо уже ведут бизнес «в белую», либо готовы легализовать его согласно нормам действующего законодательства – налогового и в области рекламы.
Инфлюенсеры по-прежнему являются одним из основных ресурсов по продвижению товаров и услуг среди российских компаний. Тем не менее, далеко не все из них ведут деятельность легально. Это показали последние события в индустрии – серия громких дел против блогеров, использующих схемы ухода от налогов в особо крупных размерах.
Инфлюенсеры по-прежнему являются одним из основных ресурсов по продвижению товаров и услуг среди российских компаний. Тем не менее, далеко не все из них ведут деятельность легально. Это показали последние события в индустрии – серия громких дел против блогеров, использующих схемы ухода от налогов в особо крупных размерах.
«Согласно нашим данным, подавляющее большинство, 70%, все-таки готовы беспрекословно выполнять требования нового закона, а вот 30% – это те, кто действительно отказывается маркировать посты, либо кто до сих пор не до конца разобрался в механике, – пояснила Head of business development Коkос Like Сабина Исаева. – Поэтому, на наш взгляд, важно создать условия для плавного перехода именно этой малой части в легальное поле».
Эксперт утверждает, что к настоящему времени большинство участников рынка адаптировались к новым правилам, но, поскольку в законе присутствуют слепые зоны, это осложняет работу для части потенциальных налогоплательщиков в лице инфлюенсеров.
В Kokос Like отмечают, что к таким проволочкам относится, например, маркировка отдельных рекламных форматов, которая все еще находится в стадии обсуждения. То есть ни блогерам, ни рекламодателям до конца не ясно, какую рекламу и как именно надо маркировать. Часть лидеров мнений и вовсе продолжают работу в запрещенных социальных сетях (Meta), в то время как крупные рекламодатели не могут в них присутствовать официально, что подталкивает обе стороны к нарушению закона. Еще часть тянет с процессом легализации рекламных интеграций, так как боится потерять нативный формат своего контента, и, как следствие, лишиться аудитории и заработка.
«Безусловно, в среде инфлюенсеров есть обоснованные опасения, обусловленные несовершенством существующей законодательной базы. В первую очередь речь идет о нативных постах, которые потеряют свою актуальность, если блогеры начнут помечать все без исключения рекламные интеграции. В таком формате высока вероятность, что следом пропадет и доверие подписчиков. И тут законодатели не идут навстречу, – добавляет Исаева. – Поэтому остаются те, кто продолжит нарушать закон по инерции и работать как физлица».
Несмотря на ряд сложностей с соблюдением нового закона о рекламе, эксперты Kokос Like отмечают, что блогеры все-таки стали более внимательно относиться к платному контенту и даже соглашаются на рекламные интеграции чаще, чем это было раньше.
«Сегодня активно развиваются российские площадки, например, ВК, которые работают с инфлюенсерами по всем направлениям – привлекают к созданию сообществ, предлагают нестандартные условия сотрудничества. А главное, готовы взять на себя издержки по соблюдению условий закона или предоставить удобные инструменты для их выполнения. Например, блогер создает свое сообщество, где официально размещается реклама, а владелец группы получает гонорар, – резюмирует Сабина. – В целом, индустрия в России готова к нововведениям на 90%, 10% – это как раз слепые пятна, которые предстоит проработать РКН и ФАС: включить определение, описать все возможные форматы рекламных интеграций, определить, как работать с иностранными площадками, как быть с вечными постами и т.д.».