Что ждет рынок коворкингов в перспективе до 2030 года

Коворкинги (сервисные офисы, смарт-офисы и др.) — продуманные, полностью меблированные, оборудованные, высокотехнологичные офисные пространства, в пользу которых все чаще делают выбор как фрилансеры, так и крупные компании. Для резидентов коворкингов это не только возможность аренды рабочего места, но и общение и коллаборации с единомышленниками. О том, какие изменения на рынке коворкингов в России ожидаются в ближайшие годы, рассказывает Татьяна Шараева, партнер консалтинговой и управляющей компании OfficeFlex, президент Национальной ассоциации отрасли коворкингов (НАОК).
2459
Изображение взято из источника: OfficeFlex


Драйверы отрасли коворкингов 


Есть веские причины прогнозировать, что к началу тридцатых коворкинги станут не альтернативой, а стандартом рабочей среды для сегодняшних офисных работников и самозанятых. Признаки трансформации в этом направлении очевидны уже сегодня. Приведу список главных драйверов рынка коворкингов в мире.

Экономические потрясения

Здесь не буду вдаваться в подробности, думаю, все всё понимают. Но для коворкингов в текущей экономической ситуации есть свои плюсы. В условиях экономической турбулентности и неопределенности, задача любой компании — это оптимизация операционных расходов, максимальный уход от капитальных затрат. Прямая аренда становится более рискованной, чем аренда рабочих мест, и только тех, которые действительно нужны. И коворкинги со своим продуктом здесь вне конкуренции.

Переход на гибридный формат работы

Если сегодня зайти на рекрутинговую платформу HeadHunter, можно увидеть, что большинство вакансий анонсирует или частичную, или полную удаленную занятость. Практически не осталось компаний, которые бы не практиковали гибридные форматы работы. Мы также наблюдаем повсеместную децентрализацию найма удаленных сотрудников во многих секторах экономики. У компаний появляются сотрудники, которые ходят в офис, и те, кто там появляется перманентно. Согласно исследованию и прогнозам Nira, к 2025 году 70 % работников по всему миру будут трудиться удаленно как минимум пять дней в месяц.   

Новое поколение сотрудников

Новое поколение неумолимо становится самостоятельными платежеспособными потребителями товаров и услуг. Спрос будут определять зумеры, будущие и действующие молодые специалисты в возрасте до 27 лет. Они предпочитают цифровые профессии, не привязываются к локациями и вещам, ценят комфорт и неформальное взаимодействие в команде, предпочитают традиционной пятидневке свободный график и ограниченное количество рабочих часов.

Цифровая революция

Четвертый этап индустриальной революции и прогрессирующая цифровая среда уже сейчас заметно меняют принцип организации бизнес-процессов в компаниях и, что важно для нас, принципы организации офисного пространства.Цифровая трансформация изменила главную задачу офиса: теперь он не служит рабочим местом. Его задача — объединять и укреплять команды, развивать личные и рабочие коммуникации. Из утилитарного рабочего пространства со столами и компьютерами он превратился в место для сотрудничества, творчества и созидания. 

Развитие количества стартапов и самозанятых

В кризисных условиях предприниматели и инвесторы становятся более толерантными к рискам, поэтому в ближайшие годы нас ждет расцвет стартапов. В США на фрилансе работает около 60 миллионов человек (резидентов и иностранных граждан). Это четверть работоспособного населения страны! А в целом в мире фрилансеров уже более 160 миллионов. По данным ФНС России, к концу 2023 года ожидается увеличение числа самозанятых до 10 миллионов человек. 

Совмещение работы по найму с собственным бизнесом

Статистика по самозанятым показывает, что все больше людей находят возможность совмещать работу в найме с параллельным развитием малого бизнеса. Например, работая на полставки или в гибридном графике. Это позволяет расти в совокупном доходе, но в то же время требует дополнительных расходов на организацию рабочего пространства, печать документов, отправку корреспонденции и пр. Для многих эти потребности закрывают коворкинги. Исследование «Юлы» и «Бизнес.ВКонтакте» показало, что 28 % россиян совмещают ведение бизнеса с работой в найме. 

Рост экономики совместного потребления

Развивающаяся культура шеринга будет трансформировать многие привычные схемы потребления. Мы видим это на примере приложений каршеринга, сервисов аренды жилья на короткий срок, прачечных самообслуживания, буккроссинга и т. д. Людям нравится, когда за меньшие деньги можно получить больше возможностей. Это относится и к офисам. Коворкинги растут как грибы после дождя во всем мире.

 

Бизнес и не только


Если для малого бизнеса коворкинги — это рабочие места по низкой цене и отсутствие капитальных затрат, то для крупных компаний, кроме перечисленного, это еще и свой комплекс возможностей:
  • диверсифицировать затраты на недвижимость;
  • оптимизировать и зафиксировать операционные затраты;
  • внедрить инновации в бизнес-процессы;
  • повысить производительность команды;
  • реализовать бэк-офисную стратегию. 
Уже сейчас заметна тенденция на переезд или размещение части сотрудников крупных компаний в коворкингах. Из известных примеров: Озон, Сбер, Яндекс и другие гиганты.
 

Куда будут двигаться коворкинги


Как будут меняться коворкинги в ближайшие годы? На что будут делать упор в своем развитии? Ответы на эти вопросы я вижу в вышеперечисленных драйверах. Новые поколения сотрудников, новые экономические реалии будут диктовать новые векторы развития:
  1. Изменение планировочных решений и дизайна помещений. Доминировать будут варианты планировок, которые позволят адаптировать пространства под нужны любого бизнеса. Будут применяться новые мебельные решения: стоячие рабочие места, трансформируемые лаундж-зоны и т. п. Архитекторы считают, что офисы будущего будут радикально отличаться от обычных рабочих пространств. Белые стены превратятся в плоскость для организации процессов, а офис станет местом встреч и обсуждений. В моде будет минималистичный дизайн и много зелени.
  2. Развитие инфраструктуры. Пространство коворкинга выстраивается с учетом различных сценариев активности. Упрощенная универсальная формула «опенспейс +  офисы + переговорные комнаты + лаундж + кухня» обогатится новыми компонентами. Учет большего количества сценариев станет весомым конкурентным преимуществом,  Компании-операторы будут стремиться модернизировать инфраструктуру коворкинга, искать новые возможности на стыке физического и цифрового пространства. Очевидно, что также появится больше мест для коллаборации и встреч сотрудников, включая тех, кто периодически появляется в офисе.
  3. Развитие бизнес-сервисов. На заре возникновения коворкингов, когда основной их ЦА были фриланс и самозанятые, коворкинги предлагали большой набор бизнес-услуг: курьеры, бухгалтер, юрист, IT-специалист, консьерж и пр. С переориентацией на корпоративных клиентов многие из этих сервисов ушли в прошлое. Сейчас наблюдается тенденция к их возвращению, но уже в другом формате: через партнерские программы, через приложение оператора. Идет трансформация в сторону того, чтобы коворкинги сами начали превращаться в мини-экосистемы.
  4. Развитие операционных систем управления офисным пространством. В этом направлении уже сделано многое, но недостаточно. На рынке сегодня присутствуют несколько игроков, ПО которых позволяет оперировать офисным пространством: бронировать рабочие места и переговорные, заказывать пропуска. Но бизнес управления коворкингом гораздо более многогранен, и, к сожалению, абсолютное большинство этих продуктов не закрывает все потребности. Сегодня многие операторы вкладываются в собственные разработки, а большинство небольших пространств по всей России по-прежнему работают «на коленке». Дальнейший путь развития программ управления будет направлен в сторону большей автоматизации и меньшей значимости человеческого фактора. 
  5. Развитие комьюнити. Когда операционные вопросы закрываются за счет цифровых технологий, все большее значение приобретает работа с резидентами, создание комьюнити. Операторам придется вступать в коллаборации с HR компаний-резидентов для выработки совместных программ и решений, направленных на увеличение лояльности к бренду работодателя.
  6. Диверсификация портфеля услуг.  Операторы коворкингов будут продолжать разрабатывать новые продукты. Помимо ежемесячной, дневной и почасовой аренды, будут появляться новые варианты: вечерняя, ночная, выходного дня и т. п. Есть и будут предлагаться пакетные продукты: офис + абонемент для удаленных сотрудников, виртуальный офис + незакрепленные рабочие места и пр.
  7. Развитие новых форматов. Ожидается увеличение доли нишевых коворкингов с сегментацией по отраслям деятельности: IT-инкубаторы, сервисные офисы для разработчиков и программистов, научные коворкинги и т. д. Будут активнее развиваться  новые интегрированные форматы, такие как коворкинг + коливинг.
  8. Диверсификация бизнеса внутри сети. Крупные коворкинг-операторы будут стараться предложить различные форматы с учетом потребностей разных целевых аудиторий: крупные сервисные офисы в бизнес-локациях, ориентированные на корпоративных клиентов; небольшие коворкинги в спальных районах для фрилансеров; эконом-коворкинги и переговорные без операционного персонала и т. п. для удаленщиков.
  9. Экспансия в новые  локации. Если сейчас коворкинги в основном размещаются в бизнес-центрах, то в скором будущем станет привычным расположение в жилых домах, торговых центрах, на территории ресторанных комплексов и промышленных объектов.
  10. Маркетплейсы коворкингов. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Появились сервисы по выбору площадок, рабочих мест и переговорных. Но к сожалению, их охват недостаточный. Кроме того, нет возможности онлайн-бронирования и онлайн-оплаты, либо реализовано что-то одно. В общем, здесь точно есть над чем работать. Надеюсь, уже скоро предложения обособленных коворкингов и сетей будут объединены на платформах-агрегаторах. Это позволит пользователям находить удобные локации и сравнивать предложения. В перспективе от этого будет выигрывать вся отрасль.   
Подводя черту, индустрию коворкингов на данный момент можно рассматривать как наиболее динамичную и перспективную, в том числе и с точки зрения инвестиций. Буду рада продолжению диалога и сотрудничеству с заинтересованными партнерами.


Материалы по теме

Источник: CRE
Исследования рынка

CORE.XP: Спрос на гибкие офисы растет

По данным компании, в первом квартале объем сделок с гибкими пространствами составил 21 тыс. кв. м при новом вводе на уровне 13 тыс. кв. м. Тем не менее, вакантность в CORE.XP оценивают в 28% по сегменту.
30.05
Источник: F2
Точка зрения

Основная миссия коворкингов Китая - вырастить резидентов-единорогов!

Татьяна Самченко, партнер управляющей компании сети коворкингов премиум класса F2, о развитии рынка коворкингов Китая, причинах «бума» и предпосылках.
26.05
Источник: CMWP
Экспертный анализ

CMWP: Арендные ставки на офисном рынке Москвы снижаются

Аналитики Commonwealth Partnership (CMWP) в середине мая зафиксировали снижение офисных арендных ставок на 9,2% по сравнению с результатом первого квартала – базовая ставка аренды по рынку составляет 19 950 рублей за кв. м в год, что соответствует уровню показателя аналогичного периода прошлого года.
23.05

журнал CRE 5 (439)

Май
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE № 5 (439).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ОТ ПОБЕДЫ К ПОБЕДЕ Фоторепортаж с церемонии премии   Тема номера ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ? «Лихие 90-ые» нам не грозят   Мнение СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ РАЗВИТИЯ СКЛАДСКОГО РЫНКА Генеральный директор «Raven Russia» Игорь Богородов делится своим видением ситуации   Офисы В ЗОНУ КОМФОРТА Будущее офисного рынка – за сервисом   Индустрия го...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (3-9 июня)

Новости с ПМЭФ, слухи о продаже Инград, сделка в Comcity, офис для фармацевтов, новое направление в NF Group, а также новые статьи из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
09.06
Источник: WildTeam
Проект

В Подмосковье построят ЦОД на 15,8 тыс. кв. м

Центр обработки данных в Дубне возводится по проекту компании WildTeam для крупнейшего маркетплейса России.
13.06
Источник: cre.ru
Игроки рынка

Mari не оправдал надежд

Московский ТРК Mari выставили на продажу за 8 млрд рублей.
 
11.06
Источник: «Дикси»
Открытие

«Дикси» тестирует ультрамалый формат

Первые магазины «Дикси GO!» были открыты в Московском регионе – один в Москве и два в области. Торговые точки расположены на первых этажах жилых домов.
10.06
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Автозаводская» сдали 2 900 кв. м офисов

В результате трех сделок уже целиком занят 10-й этаж, а также частично 1-й и 2-й этажи бизнес-центра. Сейчас на новом объекте ГК Риотэкс идет реконструкция.
11.06
Источник: Invest7
Сделка

В ДЦ Дмитровский новый арендатор

Консультантом сделки аренды более 1 тыс. кв. м офисов выступила Invest7.
10.06
Источник: cre.ru
Переговоры

Wildberries построит склад в «Максимихе»

Wildberries разместит логистический центр в ОЭЗ «Максимиха».
 
10.06

подпишись НА эксклюзивные новости cre