Как меняются требования арендаторов к офисному пространству

О том, какие изменения происходили в офисной аренде за последние четыре года, через что прошел рынок, начиная со спокойного 2019 года и заканчивая сегодняшним днем, рассуждает Екатерина Крюкова, управляющий активами офисной недвижимости Accent Capital.
1814
Изображение взято из источника: CRE
Уже который год рынок офисной недвижимости испытывает турбулентность. Казалось, только мы начали возвращаться в офисы после пандемии, проявлять активность на рынке, как на тебе: СВО, санкции, уход иностранных игроков, рост вакансии и полная неопределенность…

Безусловно так было не всегда: инвестиции в офисную недвижимость всегда были надежным, стабильным и относительно безрисковым вложением. Неразрывные договоры аренды сроком на 5-10 лет, ежегодная индексация ставки аренды, множество иностранных арендаторов, готовых арендовать помещения в бетоне, делать высококачественную отделку и расширять арендуемые площади.

На события 2022 год рынок отреагировал не только уменьшением срока договоров аренды, скидками и более мягкими условиями выхода, но и существенно изменившимся составом арендаторов и, как следствие, новыми требованиям к офисному пространству. Которые коснулись не только сокращения площадей, но и организации самого помещения.

На примере БЦ «Дельта Плаза» – офисного центра, расположенного в центре Москвы, мы, как управляющая компания, могли в полной мере наблюдать, как, в зависимости от экономической и геополитической ситуации в стране, менялись портрет «среднего» арендатора класса «А», размеры офисов и требования к помещениям.

2019: покой и благоденствие

2019 год был, как оказалось, последним годом без глобальных событий, полностью изменивших весь мир. Наиболее активными арендаторами офисной недвижимости были компании из секторов IT, финансов и консалтинга. Они предпочитали помещения класса «А»: с высокой степенью технологичности и развитой инфраструктурой, с удобным расположением и хорошей транспортной доступностью. Слово «удаленка» еще не придумали, и 100% сотрудников работали из офиса: поэтому и планировка помещения была стандартной: кабинеты, переговорные комнаты, кухня и open-space с рабочими местами для каждого линейного сотрудника. Компании с удовольствием арендовали офисы без отделки, сами делали планировку и ремонт под свои потребности. Договоры заключались на 5-10 лет, и если компания меняла офис, то в подавляющем большинстве случаев, она искала помещение бо?льшего размера. Уровень вакансии в классе «А» по итогам 2019 года был в районе 8% (по данным IBC Real Estate, ex.JLL).

2020: пандемия, «удаленка» и коворкинги

Пандемия стала первым ударом, изменившим классическое офисное пространство: четырехмесячный локдаун, последующие ограничения, затянувшиеся на два года, и активный переход компаний на удаленный режим работы полностью изменили подход к планировке офиса. Во-первых, в середине 2020 года начал расти спрос на сервисные офисы и коворкинги, в которых можно было арендовать несколько рабочих мест и не платить за неиспользуемые метры в классическом офисе.

Во-вторых, ситуация с пандемией COVID-19 привела к тому, что многие компании перевели сотрудников на полностью или частично удаленный режим работы, а часть компаний, в связи с ухудшением финансового положения, были вынуждены сократить часть сотрудников. А значит, начали или уменьшать размеры офисов, или искать помещения в более отдаленных районах города, где стоимость аренды была ниже, а условия для работы не менее комфортные. Интересно, что впервые при выборе нового офиса на первый план вышло наличие в здании современных систем вентиляции, кондиционирования и очистки воздуха.

Эти тенденции сохранились и в 2021 году, разве что к середине года сотрудников начали возвращать в офисы. Правда, в ноябре всех снова «попросили остаться дома» на неделю, однако многие научились работать удаленно, и руководители компаний поняли, что нет необходимости в ежедневном присутствии всего штата сотрудников в офисе. Поэтому в 2021 году при переезде в новый офис арендаторы и снижают количество арендуемых метров, и пересматривают количество рабочих мест. Теперь у многих сотрудников нет закрепленного рабочего места, а есть так называемые hot desks, которые занимают по необходимости. Освободившееся офисное пространство занимают collaboration zones и зоны chill-out, куда сотрудники с удовольствием приходят пообщаться с коллегами и обсудить проекты после длительного отсутствия в офисе.

2022: спецоперация, уход иностранных игроков и новые реалии

В начале 2022 года казалось, пандемия уже позади, и компании стали активно возвращаться к привычному рабочему ритму: возвращать в офис большинство сотрудников, наращивать обороты и строить планы на будущее. Однако 24 февраля вновь кардинально изменило ситуацию: с офисного рынка стали массово уходить иностранные игроки, а значит – освобождать офисы. Вакансия на конец 2022 года составляет уже около 13%.

Правда, к концу года оказалось, что уходят далеко не все и не совсем уходят. В результате оставшиеся, но заметно сократившие размеры иностранные компании переезжают в офисы меньшего размера, но стараются не менять локацию – остаются в пределах того же района и не «падают» в класс «В». Особенно это касается компаний, которые не ушли с рынка РФ, но свели к минимуму свое присутствие в России, а, соответственно, и арендуемые площади. Иностранные компании, которые продали бизнес локальному менеджменту, и теперь, по сути, являются российскими, не могут нести прежние затраты на аренду офиса из-за вынужденной трансформации бизнеса и отсутствия участия в финансировании «головной» компании. Оптимизируя бюджеты на офис, арендаторы готовы отказываться от chillout зон, оставляя только эффективные рабочие пространства, небольшие переговорные, кухню.

На смену ушедшим иностранцам в бизнес-центры класса «А» начали приходить российские компании из ТМТ, онлайн-ритейла и логистики. А вместе с ними появились и новые требования. Средняя площадь офиса не уменьшается, но деление пространства возвращается к «классике»: российским компаниям необходимы большие VIP-зоны для акционеров/директоров, солидные зоны ресепшн и переговорные комнаты. Возможно, это связано с нашим менталитетом: у руководства обязательно должен быть отдельный кабинет с санузлом и комнатой отдыха. Для иностранных компаний это было не свойственно: у двух наших арендаторов-иностранцев рабочие места директоров и руководителей расположены в open space, а для переговоров используются переговорные комнаты и телефонные кабины-комнаты со звукоизоляцией.

Помимо наличия VIP-пространств, акцент ставится на возможности гибридной работы, и распределение пространства становится принципиально другим, более рациональным: увеличивается количество рабочих мест, а рекреационные зоны, наоборот, сокращаются.

Еще один тренд, появившийся в 2022 году – компании больше не готовы арендовать «бетон», предпочитая готовый качественный ремонт.

2023: сдержанный оптимизм

2023 год сохраняет все тренды 2022: арендаторы офисной недвижимости в России продолжают ориентироваться на гибридный формат и удобства для удаленной работы; много внимания уделяют выбору локации, качеству и количеству арендуемых квадратных метров. Все это призвано снизить затраты на аренду и обеспечить более комфортные условия работы для своих сотрудников.
 
Обобщив все вышесказанное и проанализировав запросы и технические задания на подготовку тест-фитов потенциальных и текущих арендаторов БЦ «Дельта Плаза», мы вывели некую закономерность изменений арендуемого пространства за последние четыре года. Конечно, это «средняя температура по больнице», но на наш взгляд, в целом она объективно отражает ситуацию.



Что дальше

Если тенденция «поворота на Восток» сохранится, и на смену западным арендаторам придут компании из Азии, думаю, всем нам придется пересмотреть классический подход к офисному планированию.

«Азиатские» офисы отличаются максимально эффективным использованием пространства – большую часть офиса занимает open-space, в среднем, он достигает 65% всего помещения (что на 15% превышает средний показатель для рынка (Все данные взяты из исследования компании Pridex)). Кроме того, в азиатском офисе сотруднику приходится меньше квадратных метров. Так, если в американском офисе на площади 1000 кв. м размещается в среднем 80-90 человек, то в азиатской компании – 110-120. Но зато при такой плотной рассадке арендаторы уделяют особое внимание инженерным системам – вентиляции, кондиционированию и освещению.

Соответственно на привычные европейцам и американцам рекреационные зоны – кофе-поинты, chillout-пространства отводится минимум площади.

И, конечно, не будем забывать о разнице культурных традиций. Лучше всего ее продемонстрирует история, которая произошла в 2016 году. В бизнес-центр, которым я тогда управляла, заезжала китайская компания, только что пришедшая на рынок. Компания арендовала большой офис и планировала торжественное открытие, к которому мы все тщательно готовились. Каково же было наше изумление, когда, придя на этаж в день Х, мы увидели вот такую картину:



Китайским коллегам пришлось долго успокаивать менеджмент бизнес-центра, объясняя, что это не траурное мероприятие в компании, а украшение нового офиса в соответствии с традициями.
 
Так что, думаю, в ближайшее время владельцам офисов придется изучать не только динамику ставок и вакансии, но и культурные особенности новых арендаторов класса «А».


иГРОКИ РЫНКА

ACCENT CAPITAL

Крюкова Екатерина

Инвестиции

ACCENT CAPITAL

Материалы по теме

Источник: CMWP
Экспертный анализ

CMWP: Спрос на офисы составит 1,6-1,7 млн кв. м по итогам года

Аналитики Commonwealth Partnership (CMWP) прогнозируют спрос на офисном рынке по итогам 2023 года на уровне 1,6-1,7 млн кв. м. За период с января по май объем спроса в классах А и В составляет 861 тыс. кв. м и превышает показатель аналогичного периода прошлого года на 20%.
14.06
Источник: CRE
Исследования рынка

CORE.XP: Внутренняя отделка офисов остается востребованной

Компания CORE.XP проанализировала объем работ проектных и подрядных организаций, выполнивших проекты внутренней отделки за 2022 год. Общая площадь таких проектов составила более 800 тыс. кв. м, тогда как в 2018-2019 гг. она была на уровне 470 тыс. кв. м.
14.06
Источник: Apollax Space
Точка зрения

Нестандартный стандарт

Нестандартный стандарт или как управлять офисами, чтобы они эволюционировали из стандартных рабочих мест в гибкие офисные пространства work-life balance. О том, что сейчас представляет из себя современный офис, какая классификация существует, остались ли стандарты в отношении рабочих мест и как этим всем управлять, рассказывает генеральный директор Apollax Space Иван Гуськов.
09.06

журнал CRE 1(446)

Февраль 2025
Из печати вышел традиционный ежегодный номер прогнозов журнала Commercial Real Estate. Более шестидесяти топ-менеджеров российских компаний рассуждают о будущем рынка недвижимости, ритейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства. Инвестиции. Коллективное и сознательное Девелопмент. Рубль сберегут Управление недвижимостью. В имени тебе моём Консалтинг. Команда молодости нашей Право. По закону и по душе

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (27 января - 2 февраля)

Крупнейший «Термолэнд» в Оренбурге, складские подвиги NF Group, карта и классификация light industrial, продажи Coldy, анонсы открытия ТРК «Небо» в Мурино и Rublevo Business Park, крупные сделки в гостиничном и офисном сегментах, а также новые статьи из журнала CRE - в нашей традиционной подборке за неделю.
02.02
Источник: ХСА
Экспертный анализ

Лёгкие шаги: как классификации light industrial повлияют на рынок

Недавно НКО «Альянс экспертов недвижимости» (в рабочую группу вошли консультанты, оценщики, девелоперы, банкиры и пр.) представила классификацию объектов формата light industrial; параллельно актуализируют или разрабатывают собственные варианты «лёгкой» классификации другие экспертные сообщества, в том числе, Moscow Research Forum. Единый для рынка инструмент пока вообще появится вряд ли, убеждены игроки: ситуация осложняется не только тем, что light industrial – один из самых молодых и сложных форматов с кратным ростом в последние три года ввода, но и его бумом среди непрофильных интересантов, для которых, возможно, потребуются отдельное позиционирование, классификация и «упаковка» продуктов.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
29.01
Источник: CORE.XP
Игроки рынка

Итоги 2024 года FM CORE.XP

Управляющая компания увеличила портфель недвижимости более чем на 370 000 кв. м, среди крупнейших - МЦ Roomer, ЦДМ на Лубянке, штаб-квартира девелоперской компании. Направление консалтинга и аудита выполнило 10 проектов по объектам общей площадью свыше 700 000 кв. м.
04.02
Источник: 3PL-оператор NC Logistic
Экспертный анализ

Логика логистики: как самый «голодный» рынок удерживает кадры

В российской логистике шестой год – острейший дефицит кадров. Хотя на фоне бума e-commerce в отрасли кратно выросли и продолжают расти зарплаты, и сюда активно переходили соискатели из других сегментов, работников по-прежнему не хватает, а текучесть высока, как нигде. В серии материалов CRE продолжает обсуждать одну из главных проблем рынка коммерческой недвижимости последних лет.

Продолжение. Начало см. здесь и здесь.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
31.01
Источник: cre.ru
Проект

В Сочи появится остров с гостиницами

«Корпорация Остров первый» (управляющий директор – Булат Шакиров) приступает к реализации масштабного и амбициозного проекта в Сочи.
 
30.01
Источник: CRE
Сделка

Склад «Озон Волхонка» перепродали

Новым собственником комплекса на 108 тыс. кв. м стала УК «Сбережения плюс». Стоимость сделки оценивается в 7,5-8 млрд рублей.
31.01
Источник: Business Club
Игроки рынка

БЦ Obsidian получил «Золотой» Клевер

Компания «ESG-эксперт» оказала комплекс услуг экологической сертификации. Девелопер бизнес-центра - Business Club.
31.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre