Сравнение гостиничных рынков Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи

Москва, Санкт-Петербург и Сочи остаются главными туристическими направлениями России, и с каждым годом количество гостей в этих городах растет. Поскольку гостиничный рынок – это сегмент, в котором не спрос рождает предложение, а предложение стимулирует спрос, три столицы по-прежнему обладают огромным потенциалом. Описание рынка, сравнение цен и доступности городов для туриста, гостиничные открытия и факторы развития Москвы, Петербурга и Сочи – в новом специализированном отчете от департамента аналитики Nikoliers.
1110
Изображение взято из источника: CRE
Новое десятилетие принесло туристической отрасли России существенные изменения: ковидные ограничения 2020 г. дали толчок развитию внутреннего туризма, в то время как закрытие авиасообщения в 2022 г. на фоне напряженной геополитической ситуации усилило этот тренд. В результате объем внутреннего туризма по итогам 2022 г. в главных туристических зонах России превысил показатели 2019 г. Новая волна развития туристического рынка страны стимулировала девелоперскую активность в относительно новых дестинациях, таких как Дальний Восток, Байкал, Урал. Однако ключевыми направлениями, показывающими рекорды по объему туристического потока, по-прежнему остаются Москва, Санкт-Петербург и Сочи.

Исследование Nikoliers показало, что структура номерного фонда в трех городах имеет существенные различия. Так, если в Москве почти в равных долях номерной фонд распределился между категориями 3* и 4* (по 45% и 43% соответственно), то в Северной столице преобладают гостиницы 4* (48%), что обусловлено структурой туристического потока. До 2020 г. половину турпотока составляли иностранцы, которые предпочитали наиболее дорогие варианты размещения. Для Сочи же, включая пгт. Сириус, характерна другая картина. Порядка 61% номеров составляет категория 3*, в то время как на 4* и 5* суммарно приходится около 39%.
По оценкам аналитиков Nikoliers, в 2023 г. туристический рынок «трех столиц» ждут следующие гостиничные открытия. Москва пополнится 862 номерами, при этом три из шести отелей уже распахнули свои двери для гостей. В Санкт-Петербурге в текущем году появится чуть более 200 новых номеров. Сочи ожидает открытия трех гостиниц общим номерным фондом в 1 000 юнитов.

Динамика ввода гостиничных объектов, столь активная в период до ЧМ-2018, существенно сократилась в последующие годы. На данный момент наиболее остро дефицит предложения ощущается в Сочи, где в летний сезон загрузка гостиниц близ побережья стремится к 100%.
«Строительство новых качественных объектов размещения позволит увеличить емкость рынка. Альтернативой классическому гостиничному девелопменту на курортах черноморского побережья может стать строительство апарт-отелей. Такой подход успешно реализуется в Северной столице, когда в период низкого сезона данный формат размещения используется для долгосрочной аренды. Для туристов «гибридный» тип арендной недвижимости — это возможность совместить домашний комфорт и гостиничный сервис по приемлемой цене. А для региона это перспектива закрыть растущий спрос на среднебюджетные гостиницы категорий 3* и 4*», полагает Евгения Тучкова, заместитель директора департамента консалтинга Nikoliers.

В 2022 г. среднерыночная загрузка гостиниц в Москве и Сочи составила 60%, в Санкт-Петербурге результат оказался несколько ниже – 54%. Наибольшая загрузка качественных отелей по итогам I квартала 2023 г. оказалась в Москве (63,9%), несколько ниже в Сочи — 54%, в Санкт-Петербурге разница составила -14,7 п.п. (49,2%). Стоит отметить, что как для Москвы, так и для Санкт-Петербурга в пиковый сезон загрузка может показать рост на 20-50 п.п., в то время как в Сочи особенно ярко проявляется сезонность: в июле-августе заполняемость номеров составляет более 90%, что в три раза больше показателя в начале года.

Что касается цен, рейтинг наиболее дорогих городов для размещения зависит от сезона и категории отелей. Например, в мае 2023 г., когда Санкт-Петербург пользуется особенно большим спросом у туристов, средняя цена в гостинице 3* в Северной столице составила 5 842 руб./сутки — это самая высокая стоимость среди анализируемых городов. Однако с июня ситуация меняется, и лидером по цене за проживание становится Сочи, а наиболее бюджетным для отдыха городом среди анализируемых – Москва. В июле средняя стоимость проживания в городе-курорте Сочи составит 9 373 руб./сутки, в то время как в столице - 5 459 руб./сутки (-41,8% по отношению к Сочи), а в Санкт-Петербурге - 7 797 руб./сутки (-16,8%).

По оценкам аналитиков Nikoliers, в летний период (июнь-август) средняя стоимость проживания в Санкт-Петербурге составит 7 461 руб./сутки, что на 36,3% больше, чем в Москве и на 16,9% меньше, чем в Сочи. Наиболее высокая цена ожидается в пгт. Сириус – в июне за сутки в 3* гостинице в среднем гость заплатит 8 303 руб., в то время как ночь в Сочи обойдется в 5 825 руб. (-29,8%), а в Адлерском районе и того дешевле – 5 996 руб./сутки (-44,4%).

Сравнив средние потребительские цены на три основные статьи расходов (жилье, питание и развлечение), аналитики установили, что по итогам 2022 г. наиболее дорогим городом для отдыха оказался Сочи. Самыми затратными оказались категории «питание» и «проживание». В сравнении с Москвой стоимость проживания в гостинице 3* в Сочи оказалась дороже на 16,6%, а обед в ресторане — на 26,3%. Рассматривая Москву и Санкт-Петербург, можно отметить, что в первой среди прочих анализируемых городов самая высокая цена приходится на категорию «питание». В то же время, в Северной столице самые дорогие билеты в музеи и на выставки.
«Московский регион, Санкт-Петербург и Краснодарский край обладают отличительными особенностями, своими магнитами, и каждое из направлений несомненно может предложить туристам широкий выбор досуга и отдыха. Однако гостиничный рынок – это сегмент, в котором не спрос рождает предложение, а предложение стимулирует спрос. Поэтому создание и улучшение туристической инфраструктуры, появление интересных и разнообразных концепций способствуют росту привлекательности туристических направлений», – отмечает Евгения Тучкова.

Аналитики Nikoliers выделяют несколько основных тенденций и предпосылок развития туристического рынка трех столиц. Прежде всего, это повышение качества предоставляемых услуг на фоне ухода иностранных управляющих компаний. Именно качество сервиса станет для россиян определяющим при выборе между внешними и внутренними туристическими направлениями.

Еще один фактор – качество и комфортность транспортной инфраструктуры. Если для Москвы подобная проблематика менее актуальна, то для Северной и южной столиц вопрос доступности среды еще остается острым в некоторых аспектах (доступность аэропорта, удобство поездки из удаленных локаций к туристическим местам).

Особенным потенциалом обладает сегмент санаторно-курортного туризма. Все больше людей акцентируют внимание на здоровом образе жизни, а рекреационные ресурсы, климатические условия и природные богатства России позволят создать проекты высокого уровня в уникальных местах.
 


иГРОКИ РЫНКА

Nikoliers

Тучкова Евгения

Консалтинг и брокеридж

Nikoliers

Материалы по теме

Источник: CRE
Сюжет

Гостиницы Самарской области: обзор привлекательных объектов

Самарская область принимает активное участие в реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». За последние пять лет турпоток в регионе увеличился в 2,5 раза. Это стало итогом работы по формированию комфортной туристической среды, развитию туристической инфраструктуры, мерам по повышению доступности и популяризации туризма.
31.05
Источник: CMWP
Экспертный анализ

CMWP: Глэмпинги займут свою нишу в сфере гостиничных услуг

Аналитики Commonwealth Partnership (CMWP) оценивают среднюю стоимость размещения в модульных некапитальных отелях – глэмпингах – на уровне 8 000 рублей. К началу июня 2023 года в России насчитывается 416 функционирующих глэмпингов.
28.06
Источник: CRE
Исследования рынка

ТРЦ и гостиницы – самые инвестиционно привлекательные

Торговая и гостиничная недвижимость лидируют в объеме инвестиций в коммерческую недвижимость России, подсчитали в IBC Real Estate. Текущий объем сделок с начала 2023 г. в этих сегментах торговой и гостиничной превысил годовой показатель прошлого года в 1,8 и 2,4 раза соответственно.
24.05

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: Пресс-служба Business Club
Игроки рынка

Business Club построит премиальный БЦ на Ходынке

Business Club презентовал бизнес-центр нового формата.

24.07
Источник: Pridex
Открытие

Штаб-квартира «Уральской Стали» переехала на Пресню

Головной офис одного из лидеров металлургического рынка площадью 4 тыс. кв. м реализован компанией Pridex на территории бывшего лакокрасочного завода братьев Мамонтовых.
23.07
Источник: CRE
Открытие

YoBody Fitness пришел на ЗИЛ

Фитнес займет свыше 1 900 кв. м в ТРЦ ЗУМ. 
22.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre