Премиальный ритейл в новых ЖК подорожал на 30%, опередив топовые торговые коридоры

Торговые и сервисные помещения в ряде новых премиальных жилых комплексов за год выросли в цене на 20-30%. В отдельных новостройках прайс уже превысил уровень топовых торговых локаций столицы. Как отмечают аналитики «Аеон Девелопмент» и RRG, в ряде ЖК лоты под коммерцию стали активно продаваться уже на начальных стадиях девелопмента, что нехарактерно для рынка support-ритейла. Кроме того, сама доля площадей, занимаемых торговыми операторами, в высокобюджетных ЖК продолжает увеличиваться и в новых проектах составляет более 10% от жилой площади.
1198
Изображение взято из источника: CRE
На этапе старта новых ЖК премиум-класса многие участники рынка давали консервативные прогнозы и относительно уровня цен на коммерческие помещения, и по темпам реализации. Но по ряду высокобюджетных комплексов, в отличии от рынка стрит-ритейла в целом, наблюдается ускорение темпов продаж и резкий рост ценников. В новостройках стоимость кв. метра ритейл-помещений достигает 800 тыс. – 900 тыс. рублей за кв. метр. Для сравнения, в Тверском районе средневзвешенная цена на стрит-ритейл составляет 670 тыс. рублей, в Хамовниках – около 630 тыс. рублей.
 
Понятие инфраструктурный ритейл (support-ритейл) объединяет операторов торгового и сервисного профилей, которые, как правило, размещаются на нижних этажах либо в стилобатной части жилых, офисных комплексов и МФК. На рынке высокобюджетного жилья набор ритейл-инфраструктуры традиционно был сильно ограничен, так как изначально дорогие ЖК строились в центральных локациях города, где размер участков просто не позволяет воплощать крупные проекты. Кроме того, в непосредственной близости, как правило, располагаются магазины и рестораны, которые полностью закрывают потребности жителей. Еще одна причина – индивидуальные предпочтения и привычки ЦА: резиденты посещают определенный фитнес-центр или ресторан, и девелоперам не всегда удается предложить им достойную альтернативу в составе ЖК.
 
Тем не менее, в последние годы заметно изменение тренда. Доля коммерции в составе премиальных ЖК неуклонно растет по мере появления крупных проектов за пределами исторического центра, в частности, вышли River Park Towers Кутузовский – 2062 квартиры, Luzhniki Collection – 1106 лотов, Prime Park - 3 200 лотов, High Life – 1 443 лота. Закономерно, в премиум-классе увеличивается и объем инфраструктурного ритейла. В ряде высокобюджетных новостроек доля коммерческой инфраструктуры превысила 10% от жилой площади проекта. Эта цифра даже выше показателей проектов комфорт – и бизнес-класса, которые исторически являлись основной площадкой для развития инфраструктурного ритейла. В среднем, в демократичных классах, доля коммерции составляет 5-7% от жилой площади проекта, или от 2 тыс. – до 15 тыс. кв. м (больший объем – до 15%, может создать избыточную конкуренцию и привести к снижению стоимости помещений и целесообразен для масштабных проектов КОТ).
 
«Объективно, чем выше класс жилья, тем больший процент коммерции способен поглотить внутренний спрос. Нюанс лишь в способности девелопера предложить правильный продукт. Люди с более высокими доходами чаще ходят в рестораны, больше внимания уделяют своему здоровью и внешнему виду и, в целом, чаще готовы платить за свой комфорт, будь то услуги химчистки или груминг для питомца. Что касается наиболее популярных профилей support-ритейла, то мы видим высокий спрос на общественное питание и, в частности, на хорошие видовые рестораны – в определенных локациях кафе и рестораны могут занимать до 30% от первых этажей. Также популярны фитнес, wellness, медицина и другие сервисы и услуги», - рассказывает Денис Колокольников, основатель, управляющий партнер консалтинговой компании RRG.
 
Именно в новых крупных ЖК премиум-класса с высокой долей коммерческой инфраструктуры фиксируется ускорение темпов реализации и резкий рост ценников. Этот тренд касается проектов, расположенных за пределами исторического центра Москвы.
 
«В комплексе небоскребов River Park Towers Кутузовский запроектирована премиальная торговая галерея площадью 5 тыс. кв. м.  Стратегия продаж изначально подразумевала реализацию всех коммерческих площадей до ввода ЖК в эксплуатацию, но текущие темпы оказались выше плановых и на сегодня мы продали более 50% помещений. Что касается ценовой стратегии, то мы вышли на рынок с прайсом выше изначально рекомендованных цифр на 25% и неоднократно пересматривали стоимость ряда помещений в сторону увеличения. Текущий рост от первоначального прайса составил в среднем от 20 до 30%. В первую очередь мы связываем такую динамику с нашим продуктом, так как сделки по коммерции у нас шли практически не прерываясь, даже в самые напряженное время», - рассказывает Марина Мальцева, заместитель генерального директора «Аеон Девелопмент».
 
В большинстве премиальных проектов коммерческие площади предлагаются на продажу. Чаще всего покупкой коммерции занимаются профессиональные инвесторы для последующей сдачи в аренду, но есть сделки и с предпринимателями, которые ищут выгодную локацию для собственного бизнеса, например, ресторана, детейлинг-центра.
 
«Самая популярная стратегия – продать все еще на этапе строительства. В этом варианте есть риски, что владелец помещения в последствии может выбрать арендатора, неподходящего по статусу, или состав арендаторов будет несбалансированный, также вероятно, что первые 2-3 года арендаторы будут часто сменяться, а часть помещений будет пустовать. Частичным решением является создание концепции будущего ритейла на этапе проектирования – когда помещения нарезаются под определенные форматы и закладываются технологии – например, выделенные мощности и отдельные вытяжки под общепит. Если помещение правильно спроектировано под определённую функцию по формату, то расточительно будет размещать что-то другое, в том числе для будущего инвестора. Также могут быть разные варианты партнерства с инвесторами, когда на этапе продажи достигаются договоренности о размещении определенного арендатора», -  комментирует Денис Колокольников.

Как добавляет эксперт, есть вариант и частичной продажи, когда девелопер продает основной объем коммерции, но оставляет несколько помещений, где планирует разместить основные инфраструктурные функции – к примеру, детский образовательный центр или фитнес. Впоследствии и эти помещения можно будет продать как готовый арендный бизнес, когда подходящие арендаторы будут найдены и выйдут на хорошие показатели. Третий вариант – самый редкий, когда девелопер не продает ничего и самостоятельно управляет коммерцией в составе своих ЖК, что позволяет сохранить концепцию, однако требует дополнительных компетенций со стороны девелопера.
 
«Мы предлагаем помещения на продажу, но уверены, что сохраним целостность премиального позиционирования. За счет чего это возможно? Под важные инфраструктурные проекты мы продаем лоты только опытным операторам, а не инвесторам. Наши покупатели и интересанты обладают компетенцией в сферах, которые закреплены за помещениями: фитнес-центр, супермаркеты, рестораны, кафе и др. Также мы ведем переговоры и предлагаем коммерческие условия только для премиальных и люксовых операторов. Мы понимаем, как создать сбалансированную инфраструктуру для жителей, которая при этом будет работать и на внешний трафик. К моменту ввода комплекса в шаговой доступности будет благоустроена набережная с парком и невероятным видом на небоскребы Сити, что уже обеспечит поток посетителей. Также в ближайшей перспективе - пешеходный мост к деловому центру, расширение штаб квартиры Сбербанка и остановка речных трамваем, что благоприятно повлияет на целевой трафик», - заключает Марина Мальцева.

 



иГРОКИ РЫНКА

RRG

Колокольников Денис

Консалтинг и брокеридж

RRG

Материалы по теме

Источник: Accent Capital
KnowHow

Реконцепция ТЦ: проблемы и решения

Проект реконцепции ТЦ «Сокольники» застал все потрясения последних лет – от пандемии и локдауна, до СВО и ухода западных компаний. Но несмотря на это, профессиональным сообществом он признан, как один из самых удачных среди районных торговых центров. О процессе реконцепции, о проблемах, к которыми столкнулась управляющая компания и ошибках, которых удалось избежать, рассказывает Светлана Кузьмина, директор департамента торговой недвижимости Accent Capital.
01.09
Источник: CRE
Экспертный анализ

IBC Real Estate: Новые форматы не стали ключевыми в ТЦ

Новые форматы, такие как МФЦ, выставочные залы, позитивно повлияли на заполняемость торговых центров, однако не сказались на структуре арендаторов в целом по рынку.
31.08
Источник: Авито Недвижимость
Исследования рынка

«Авито Недвижимость»: коммерческие помещения в Москве за год подешевели на 11% за объект и подорожали на 2% за квадратный метр

Аналитики «Авито Недвижимости» изучили годовую динамику рынка продажи и аренды коммерческой недвижимости в Москве и области и сравнили показатели со средними данными по стране. По сравнению с августом 2022 года спрос на приобретение коммерческих объектов в Москве вырос на 49%, в Московской области — на 28%.
29.08

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Игроки рынка

Си Цзиньпин вновь остановился в отеле Soluxe Hotel Moscow

Глава КНР и его делегация уже второй раз останавливаются во время своего визита в Россию в этом отеле под управлением CORE.XP.
 
15.05
Источник: CRE
Сделка

Владельцы «Мария-Ра» приобрели Дом Третьяковых

Особняк площадью 6 500 кв. м на Кузнецком Мосту могут переделать в офисный центр.
12.05
Источник: ПИК
Игроки рынка

CORE.XP займется управлением ОМА от ПИК

По итогам тендера компания заключила договор на оказание услуг технической эксплуатации комьюнити-центра площадью 18 тыс. кв. м у станции метро Аминьевская.
15.05
Источник: cre.ru
Проект

В Нижнем построят склад на 150 тысяч «квадратов»

В Нижнем Новгороде будет построен самый крупный логистический комплекс.
 
15.05
Источник: «Лента»
Открытие

Тюменцы получили «Супер Ленту»

«Супер Лента» открыла первый магазин в Тюмени.
 
 
15.05
Источник: CRE
Игроки рынка

CMWP завершила сделку по покупке PRO Realty

Основными заказчиками PRO Realty являются крупнейшие банки, такие как Альфа-Банк и Т-Банк, Сбербанк Технологии, НПФ Благосостояние, компании группы РЖД, Фонд Сколково и его структуры, кофеобжарочный завод МилФудс (Poetti) и другие.
12.05
Источник: Пресс-служба NF Group
Назначения

Марина Малахатько стала партнером NF Group

Марина Малахатько присоединилась к NF Group в статусе партнера и вошла в состав департамента финансовых рынков и инвестиций.
 
15.05

подпишись НА эксклюзивные новости cre