IBC Real Estate: Тренды для рынка ТЦ

Итоги 2023 года, которые показали новые векторы для развития торговой недвижимости в России.
1526
Консалтинговая компания IBC Real Estate подвела предварительные итоги 2023 года на рынке торговой недвижимости Москвы и проанализировала изменения, которые произошли за этот период. На основе полученных данных аналитики компании выделили ряд трендов, которые будут определять развитие сегмента в перспективе ближайших нескольких лет.  
  
За 11 месяцев 2023 года в Москве было открыто четыре торговых центра: ТЦ Сиеста, ТРЦ Митино Парк, ТЦ Кувшинка, ТЦ Место встречи Звездный. Их общая арендопригодная площадь составила 52 тысячи кв. м, что по объему ввода ниже показателя прошлого года на 53%. До конца календарного года девелоперами анонсировано открытие еще пяти ТЦ совокупной арендопригодной площадью 57 тыс. кв. м. Однако в условиях нестабильного рынка, увеличения ключевой ставки и роста стоимости строительства аналитики IBC Real Estate ожидают, что по датам ввода части этих проектов могут произойти корректировки с переносом на следующий год, и по итогам 2023 года прогнозируют объем ввода в пределах 80 тыс. кв. м. Кроме того сроки ввода девяти объектов совокупной арендопригодной площадью более 80 тыс. кв. м. уже официально перенесены c текущего на 2024 год.

Говоря о трендах рынка торговой недвижимости, в числе одной из ключевых долгосрочных тенденций аналитики IBC Real Estate выделяют уменьшение площади новых ТЦ. Так с 2017 года их средняя площадь уменьшилась в 4 раза – в 2017 году она составляла 51 тыс. кв. м, а в 2023 году – почти 13 тыс. кв. м. Исключением стал 2021 год, когда в результате ввода ряда объектов, открытие которых откладывалось из-за пандемии в 2019-2020 гг., совокупный объем новых площадей на рынке составил 363 тыс. кв. м, что стало рекордным значением с 2016 года. Вследствие этого доля новых ТЦ более 15 тыс. кв. м составила в 2021 году 73%, а средняя площадь увеличилась до 24,5 тыс. кв. метров. Однако, уже в следующем году показатель снизился более, чем в 2 раза – до 11,1 тыс. кв. м. На сегодняшний день доля качественных торговых объектов Москвы с арендопригодной площадью менее 15 тыс. кв. м составляет 11%.
 
«В Москве продолжается ввод новых торговых центров, строительство которых началось еще несколько лет назад. В результате интенсивного развития существующих брендов, уже хорошо знакомых и полюбившихся потребителю, а также благодаря появлению на рынке новых имен, доля приостановленных магазинов в столице составляет сегодня всего 1%, а вакансия остается на уровне июля 2023 года – 12%.  Таким образом, рынок торговой недвижимости адаптировался к новым реалиям. Существующий сток качественных площадей удовлетворяет текущей потребности населения, поэтому мы фиксируем низкие темпы ввода и минимальное количество анонсов о строительстве новых объектов. Тем не менее, развитие технологий и изменение потребительских предпочтений стимулирует рынок к появлению новых неординарных концепций и решений», – комментирует Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate.

Среди ключевых трендов, которые будут определять развитие сегмента торговой недвижимости в ближайшие годы, аналитики IBC Real Estate также выделяют:   

–  Расширение товарных линеек и ассортимента продукции оставшихся на российском рынке локальных брендов. Так, в течение последнего года многие ритейлеры, специализирующиеся на одежде, обуви, товарах для дома, аксессуарах и т. д., постепенно занимают освободившиеся ниши. Например, недавно в магазинах косметики и парфюмерии Л'Этуаль появились товары для дома под собственной маркой L'ETOILE HOME, а Gulliver открыл первый магазин GLVR, где реализует женскую одежду.

–  Увеличение площадей магазинов и их количества – один из главных трендов этого года, который продолжает радовать покупателей и собственников ТЦ. Так, бренд одежды Lime, совсем недавно производивший только женскую одежду, а теперь еще мужскую и детскую, открыл свой самый большой в РФ магазин в ТРК «Атриум» площадью 3 тыс. кв. м.

–  Появление на рынке новых российских и международных брендов
За 2023 год в России появилось более 20 новых международных брендов, преимущественно из Турции и Белоруссии. Несмотря на то, что новостей о появлении новых брендов к концу года стало значительно меньше, чем в I-II кварталах, в следующем году на рынке ожидаются новые имена, которые займут пустующие площади в ТЦ России. За первое полугодие на рынок вышло 17 новых международных брендов, а за следующие 3 месяца всего три.

–  Переориентация на Азию
Азиатские инвесторы заинтересованы в российском рынке, ритейлеры рассматривают возможности входа на него, и это создает все предпосылки увидеть в 2024 году в России новые азиатские бренды. В ряде торговых центров уже появляются новые нестандартные решения, например, в ТРЦ Авиапарк представлены китайские электрокары в формате поп-ап.

–  Коллаборации российских брендов
Если в западном ритейле коллаборации давно стали привычными, то в России такой инструмент по привлечению новой аудитории пока не так развит. Однако российские бренды также начали периодически запускать лимитированные коллекции, поскольку, на фоне ухода известных по всему миру брендов, новые игроки нуждаются в дополнительной рекламе – некоторым из них удается договориться о сотрудничестве. Так, например, в ноябре была запущена капсульная коллекция EKONIKA и NAMELAZZ, а в начале года – Zarina и Botrois.

–  Растущий интерес к термальным комплексам
С уходом международных брендов и, как следствие, массовым высвобождением площадей, значительная часть торговых объектов обладает нереализованными мощностями. Привлечение такого арендатора, как термальный комплекс, единовременно решает проблему пустующих площадей объемом до 30 тыс. кв, что превышает площадь, например, fashion-ритейлера. Однако собственнику важно учитывать, что такого типа арендатор является достаточно ресурсозатратным, так как потребляет значительно больше воды, тепла и электроэнергии, поэтому не все существующие объекты обладают подходящими техническими характеристиками. Кроме того, отличительной особенностью части термальных курортов является использование уличной части. С учетом такой специфики термы, как правило, располагаются в крупных децентрализованных объектах. Так или иначе, данный формат уже нашел свою аудиторию и набирает популярность, поэтому имеет хорошие перспективы для дальнейшего развития.


иГРОКИ РЫНКА

IBC Real Estate

Ногай Екатерина

Консалтинг и брокеридж

IBC Real Estate

Материалы по теме

Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Как отличается тенант-микс в ЖК в зависимости от класса

Аналитики NF Group в Санкт-Петербурге провели исследование рынка коммерческих площадей в составе жилой недвижимости и выяснили, что профили арендаторов, занимающих помещения стрит-ретейла на первых этажах домов, сильно различаются по классам жилья: в эконом- и комфорт-классах на первых этажах преимущественно открываются заведения общественного питания (19%), продуктовые магазины (17%) и алкомаркеты (14%). В то время как топ-3 арендаторов в объектах элитного и бизнес-классов представлены сферой красоты и здоровья (20% и 20% соответственно), общественным питанием (14% и 17%) и непродовольственными товарами (10% и 9%).
20.11
Источник: Malltech
Экспертный анализ

Какова динамика турецких брендов в ТРЦ в 2023 году?

Когда из России в 2022 году ушли мировые масс-маркет производители одежды, самыми очевидными и перспективными кандидатами на освободившуюся нишу оказались бренды из Турции. Многие из них уже были хорошо знакомы российскому потребителю, другие должны были стать для него открытием. Эксперты компании Malltech на примере своих объектов в Санкт-Петербурге и регионах проанализировали актуальную ситуацию и показали основные тенденции развития турецких брендов в отечественном ритейле.
27.11
Источник: Nikoliers
Исследования рынка

Nikoliers: Вакантность в ТЦ стремится к докризисным показателям

По данным международной консалтинговой компании Nikoliers, по итогам третьего квартала 2023 года доля свободных площадей в качественных торговых центрах Москвы достигла 11,9%. Помещения ушедших якорных арендаторов постепенно заполняют новые международные и российские бренды, таким образом восстанавливая и возвращая рынок к значениям 2021 года.
19.10

журнал CRE 2(447)

Март
Пакуют все: какие новые продукты выйдут на рынок коллективных инвестиций? Доходность депозитов в России всё ещё высока, конкуренция между управляющими ЗПИФ компаниями – всё жёстче. Удастся ли убедить «частников» в них вкладываться, и вообще изменить отношение к исторически непонятной и сложной для них commercial real estate? Высокие отношения: насколько вероятна так называемая деградация девелопмента?    За МКАДом жизнь есть: «великий офисный исход» за МКАД прогнозировался ещё двадца...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (24-30 марта)

Об упаковке квартир в ЗПИФы, новом ТЦ в Восточном Бирюлеве, офисах Аэрофлота и Лукойла, гибких проектах Aspace и AFI, крупной складской сделке в Татарстане, масштабном проекте в Анапе и новых офисах от А101, а также о том, что обсуждалось на Office & Development Brunch 2025 - в нашей традиционной подборке.
30.03
Источник: Страна Девелопмент
Открытие

В Восточном Бирюлеве построили ТЦ «Среда»

ГК «Страна Девелопмент» получила разрешение на ввод в эксплуатацию торгового центра площадью около 8,7 тыс. кв. м на Элеваторной улице. Открытие запланировано на апрель 2025 года. 
25.03
Источник: CRE
События

Office & Development Brunch 2025: "Конечникам" везде у нас дорога, инвесторам всегда у нас доход!

20 марта в Москве состоялась ежегодная встреча, посвященная офисному рынку. Ведущие девелоперы, консультанты и эксперты затронули общие тренды рынка, дали аналитику и порассуждали о портрете покупателя. Мы, журналисты, всегда любим говорить о новой реальности или нормальности, но дискуссия показала, что рынок действительно поменялся, и даже глубже, чем мы себе представляли. И в то же время есть маркеры, которые говорят о движении в обратную сторону - сторону аренды этажами и блоками (то, как всегда представляли профессиональный рынок). Причем это даже без учета возможного возвращения международных компаний. Просто в мелкую нарезку с высокими доходами уже поиграли, а клиенту теперь снова нужно, как было, только современнее, сервиснее и зеленее. Девелопмент, фокус на который казался определяющим (КРТ, МПТ и прочее), на самом деле тоже зависим от человека и от "Рынка" (именно так, с большой буквы и в несколько мистическом понимании), поэтому тезис "всё не будет как прежде уже никогда" конечно же имеет место быть, но ни отдельные проекты, ни компании, ни десятки девелоперов жилья для этого рынка уже не становятся определяющими.  
 
Полное видео ТУТ. Фотоотчет ЗДЕСЬ.
26.03
Источник: Union Brokers
Сделка

Union Brokers сдала склад в Татарстане

«Биек Тау» - складской парк в Татарстане – принял нового арендатора.
 
27.03
Источник: Курорт Лучи
Проект

В Анапе к 2030 году построят крупнейший курорт

На площади свыше 32 га курорта «Лучи» откроются отели операторов Azimut, Cosmos, Alean и Domina. Также здесь запланированы торговый центр, аквапарк, конгресс-холл и другая инфраструктура. Проект реализует СЗ «Авангард».
25.03
Источник: AFI Development
Игроки рынка

AFI Development станет более гибким

Девелопер запускает собственного оператора гибких офисов и коворкингов AFI Flex. Пилотной площадкой станет офисная часть МФК «АФИ Галерея» площадью 9,2 тыс. кв. м. Количество рабочих мест - 1300.
25.03
Источник: cre.ru
Проект

Южный порт прирастет офисами

Более 350 тыс. кв. м офисной недвижимости будет построено в Южном порту.
 
27.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre