NF Group: В 2024 году прогнозируется рост ставок на аренду офисов

Аналитики консалтинговой компании NF Group подвели предварительные итоги 2023 года на рынке офисной недвижимости Москвы. Согласно их данным, в 2023 году произошло восстановление рынка: завершился уход из РФ иностранных арендаторов, доля вакантных помещений снизилась, а объем чистого поглощения оказался положительным как в классе А, так и в классе В. Если спрос на офисные помещения останется высоким в 2024 году, то объем доступного предложения сократится, в то время как ставки на офисы в ключевых деловых районах будут расти.
1664
Изображение взято из источника: NF Group
Предварительно, ввод в эксплуатацию новых проектов в 2023 году составит более 420 000 кв. м. По состоянию на ноябрь уже введено 233 000 кв. м. Крупнейшими объектами нового строительства стали «Парк Легенд» (41 900 кв. м), Нагатино i-Land (29 100 кв. м) и DM Tower (27 100 кв. м). Из всего введенного объема в спекулятивный рынок вышло только 14% офисных площадей, остальные были реализованы до ввода или построены в формате built-to-suit.
 
В 2024 году ожидается ввод в эксплуатацию более 730 000 кв. м офисных площадей, крупнейшими заявленными объектами станут Moscow Towers (210 000 кв. м) и STONE Савеловская (93 000 кв. м). В настоящее время для реализации предлагаются только 30% всего объема 2024 года.
 
Во втором квартале 2023 года объем чистого поглощения офисных помещений стал положительным и удерживался на уровне выше нуля в течение всего года. Показатель свободных площадей в уходящем году оказался ниже, чем в прошлом: доля вакантности в объектах класса A составила 12,7% (-0,3 п.п.), класса B – 7,4% (-0,05 п.п.). Прогнозируется, что по итогам 2024 года доля вакантных помещений останется в пределах 12,5-12,7% для класса A и 7,4-7,5% для класса B.
 
Средневзвешенная ставка аренды в офисах класса А в 2023 году составила 26 469 рублей (+1,6%) за квадратный метр в год (без учета OPEX и НДС), в классе B - 18 077 рублей (+ 2,8%). Рост обусловлен как сокращением доступного предложения на фоне активного спроса на офисы, так и повышением запрашиваемых ставок аренды в отдельных объектах. В 2024 году ожидается дальнейший рост ставок, а разница между показателями в ключевых деловых районах и удаленных локациях увеличится.
 
В 2023 году основную долю спроса на офисные помещения формировали компании производственного сектора (18%), предприятия ТМТ-сектора (технологий, медиа и телекоммуникаций, на них пришлось 16%), а также сектор банки/финансы/инвестиции (12%). При этом рост доли в структуре спроса продемонстрировали производственные компании, финансовые организации и представители сферы строительства/архитектуры.
 

 
В 2023 году наблюдалось активное развитие рынка продаж офисных помещений, начавшееся с 2020 году. По состоянию на конец ноября текущего года проектный объем офисов на продажу составляет 1,5 млн кв. м. Объем предложения строящихся офисов в продажу достигает порядка 430 000 кв. м. Запрашиваемая средневзвешенная цена продажи составляет около 361 000 руб. за квадратный метр (включая НДС, если применимо).
 
Комментирует Мария Зимина, партнер, директор департамента офисной недвижимости NF Group: «В 2023 году мы наблюдали рост продаж офисных площадей, а также интересные сделки по аренде помещений ушедших из России иностранных игроков. Прогнозируем, что в 2024 году нам еще предстоит увидеть ряд заметных сделок по продаже. Одновременно с этим ожидаем снижение активности в сделках аренды, при этом ставки на этом рынке вряд ли будут снижаться».

 


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Зимина Мария

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Материалы по теме

Источник: CMWP
Экспертный анализ

CMWP: Объем сегмента гибких офисов вырос до 393 тыс. кв. м

По итогам 3 квартала 2023 года объем сегмента гибких рабочих пространств в Москве составил 393 тыс. кв. м, следует из отчета #Marketbeat, который подготовили аналитики Commonwealth Partnership (CMWP). Это полностью соответствует объему рынка по итогам 2022 года – за 9 месяцев площадь открытых гибких рабочих пространств оказалась равна площади закрытых гибких офисов за этот же период.
28.11
Источник: Nikoliers
Исследования рынка

Nikoliers: В Москве могут построить 2, 8 млн кв. м офисов за три года

На разных стадиях строительства находятся уже 1,8 млн кв. м арендопригодных офисных площадей, 75% из них предлагается на продажу. По прогнозам, наибольший объем нового ввода должен прийтись на 2024 год.
27.11
Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate: Спрос на столичные офисы превзошел ожидания начала года

По предварительным данным в конце 2023 года показатель вакантности на офисном рынке Москвы может зафиксироваться на уровне 8%, что на 4,4 п.п. ниже итогового значения 2022 года. Минимальную более чем за 10 лет долю свободных площадей обеспечивает рекордный спрос на фоне низких объемов нового строительства.
22.11

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 октября)

Новый проект Capital Group, распродажи Газпрома и Траста, сразу две крупные сделки Aspace, крупный апарт-отель в Петербурге, развитие ТЦ «Фили Град», а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Электронная очередь: проиграет ли e-commerce «каменной рознице»?

В 2024-м впервые в истории российского рынка продажи одежды и обуви онлайн де-факто догнали оффлайн. С одной стороны, очевидно, что модель омниканальности в том виде, в котором игроки продвигали её много лет подряд – «онлайн не конкурирует, а дополняет оффлайн» – не работает: e-commerce не только конкурирует и уводит клиентов из «каменной розницы», но давно изменил доходность, форматы магазинов, потребительское поведение и расстановку сил. В пользу маркетплейсов традиционно говорят удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и цена. В пользу оффлайна – более высокое качество клиентского опыта, возможность примерки и тактильного контакта с товарами, «атмосферность», социализация и пр. С другой стороны, инфляция, удорожание и усложнение логистики, транзакций, падающий уровень сервиса, ценовая гонка, ужесточение условий работы и проблемы бизнес-модели самих маркетплейсов и электронной торговли в целом уже в ближайшие полгода могут сделать покупки в сети не такими привлекательными. Это, возможно, позволит отвоевать «каменной рознице» у онлайна не всё, но многое, а у e-commerce с середины 2025-го начнётся спад.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.10
Источник: Пресс-служба October Group
Открытие

В Питере открылся Well

Партнер October Group открыл первый апарт-отель Well формата well-being.
 
18.10
Источник: Lynks Property Management
Открытие

В ТЦ «Фили Град» будут «Дети и радости»

Детский клуб площадью 80 кв. м разместился на первом этаже торгового центра.
17.10
Источник: Пресс-служба «Железно»
Игроки рынка

«Железно» построит для регионов

Федеральный девелопер «Железно», чья штаб-квартира размещается в Кирове, планирует увеличить портфель КРТ проектов до 1 000 000 кв. м в 2024 г.
18.10
Источник: Aspace
Сделка

МТС Ads стала якорным арендатором Aspace Никольская

Компания заняла 622 рабочих места во флагманском пространстве Aspace, таким образом обеспечив практически 100%-ю заполняемость проекта. Консультантом сделки выступила компания Ricci.
17.10
Источник: cre.ru
Аукцион

«ТРАСТ» продает права требования

Банк «ТРАСТ» выставил на торги права (требования) к владельцам коммерческой недвижимости в Москве.
 
17.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre