По оценкам экспертов, потенциал роста внутреннего и въездного туризма составляет до 53 млн новых поездок в год к 2030 г. Однако во многих регионах селить туристов некуда, и номерной фонд требуется нарастить почти на четверть. Власти делают ставку на быстровозводимые модульные отели, однако многим туристам, особенно семейным, с маленькими детьми, гораздо комфортнее бронировать апартаменты. Девелоперы, уловившие данный тренд, уже начали возводить апарт-отели в разных регионах страны.
По данным Дом.РФ, за последние два с половиной года объем предложения апартаментов в России увеличился на 73% (или на 2,9 млн кв. м), приближаясь к 7 млн кв. м. При этом апарт-комплексы сосредоточены главным образом в Москве (на нее приходится треть предложения), Подмосковье, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае и в Крыму, хотя точек притяжения для туристов в нашей стране значительно больше. Вместе с тем аналитики отмечают, что южные регионы демонстрируют самые высокие темпы роста предложения, и это связано с развитием сегмента рекреационных апартаментов.
Люди приобретают апартаменты с разными целями, поэтому и характеры рынков в разных регионах отличаются. Например, в Москве зачастую апартаменты покупают для собственного проживания, выбирая несервисные, и здесь площади, с учетом высокой стоимости земли, могут начинаться всего от 8 кв. м.
В Петербурге апартаменты превращают в объект для инвестиций (сервисные), как и в южных регионах. Но во втором случае статус у них, как правило, иной – рекреационные, что подразумевает более широкий набор гостиничных и развлекательных сервисов по сравнению с теми, что предлагаются в стандартном апарт-отеле.
Курортные апартаменты можно назвать одним из самых привлекательных инвестиционных активов, поскольку спрос на них высок, а предложение - ограниченно. Доходность от сдачи оценивается в 9-15% годовых, и это хороший показатель, особенно если его сравнивать с жилой недвижимостью, у которой к тому же и сроки окупаемости велики.
Ввиду активного развития внутреннего туризма рекреационные апартаменты начинают перемещаться в новые туристические регионы. Так, путешественники все охотнее приезжают в Дагестан, который ранее не славился наличием даже минимально необходимой гостиничной инфраструктуры. Ожидается, что к 2030 г. поток туристов, желающих отдохнуть на Каспийском море, вырастет до 2,4 млн в год.
Первое место по росту турпотока сейчас занимает Каспийск. Отдых здесь пользуется все большей популярностью, что объясняется доступным уровнем цен и возможностью провести отпуск на море в тихой и умиротворенной атмосфере. Многие туристы едут сюда за нетронутой природой и богатыми достопримечательностями. На пляжах нет столпотворения, как в Сочи и на других черноморских курортах. Кроме того, на Каспии большинство пляжей - песчаные, они имеют пологий вход в воду, что высоко ценят родители с маленькими детьми.
Курорты Дагестана, в том числе Каспийска, обладают большим потенциалом, но строится там пока немного. Масштабный проект по возведению курортных объектов в рамках прибрежного кластера был презентован на ПМЭФ-2023 – планируется застроить побережье в Дербенте, Махачкале, Каспийске, Избербаше. Несколько проектов уже в процессе строительства, в том числе - комплексы апартаментов. Скоро, например, нами будет запущен первый в Каспийске апарт-отель бизнес-класса «AURA apartments». Также в августе 2022 году Ростуризм анонсировал создание нового курорта в Дагестане, соизмеримого по уровню инфраструктуры с Сочи. Бюджет проекта оценивается в 5 млрд долларов.
Еще одно перспективное направление – бизнес-туризм, предпосылками для развития которого является «Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2030 года». Она включает в себя увеличение показателей по таким параметрам, как население, ВРП, сельское хозяйство, промышленное производство, строительство, инвестиции и занятость населения. Это значит, что поток предпринимателей в республику в ближайшие годы существенно вырастет, а значит, гостиничный сектор и сегмент апарт-отелей тоже будет развиваться вслед за увеличением спроса.
Уже сегодня частные инвесторы, выбирая объекты, обращают внимание в том числе на наличие управляющей компании, причем с успешным опытом работы. Такая УК должна обладать компетенциями в разных областях, так как она взаимодействует и с девелопером, и с собственниками номеров, обеспечивая им доход от их активов, и с гостями, комфорт которых - залог коммерческого успеха объекта. И, конечно, никто не отменял функции по эксплуатации и техническому обслуживанию здания. Отмечу, что до развития в России сегмента апартаментов компаний, которые сочетали в себе подобный функционал, не существовало. Были гостиничные операторы, те, кто управлял жилым фондом, и те, кто занимался коммерческими объектами. Поэтому отрадно, что с возникновением апарт-отелей зарождаются УК нового формата.
По данным Дом.РФ, за последние два с половиной года объем предложения апартаментов в России увеличился на 73% (или на 2,9 млн кв. м), приближаясь к 7 млн кв. м. При этом апарт-комплексы сосредоточены главным образом в Москве (на нее приходится треть предложения), Подмосковье, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае и в Крыму, хотя точек притяжения для туристов в нашей стране значительно больше. Вместе с тем аналитики отмечают, что южные регионы демонстрируют самые высокие темпы роста предложения, и это связано с развитием сегмента рекреационных апартаментов.
Люди приобретают апартаменты с разными целями, поэтому и характеры рынков в разных регионах отличаются. Например, в Москве зачастую апартаменты покупают для собственного проживания, выбирая несервисные, и здесь площади, с учетом высокой стоимости земли, могут начинаться всего от 8 кв. м.
В Петербурге апартаменты превращают в объект для инвестиций (сервисные), как и в южных регионах. Но во втором случае статус у них, как правило, иной – рекреационные, что подразумевает более широкий набор гостиничных и развлекательных сервисов по сравнению с теми, что предлагаются в стандартном апарт-отеле.
Курортные апартаменты можно назвать одним из самых привлекательных инвестиционных активов, поскольку спрос на них высок, а предложение - ограниченно. Доходность от сдачи оценивается в 9-15% годовых, и это хороший показатель, особенно если его сравнивать с жилой недвижимостью, у которой к тому же и сроки окупаемости велики.
Ввиду активного развития внутреннего туризма рекреационные апартаменты начинают перемещаться в новые туристические регионы. Так, путешественники все охотнее приезжают в Дагестан, который ранее не славился наличием даже минимально необходимой гостиничной инфраструктуры. Ожидается, что к 2030 г. поток туристов, желающих отдохнуть на Каспийском море, вырастет до 2,4 млн в год.
Первое место по росту турпотока сейчас занимает Каспийск. Отдых здесь пользуется все большей популярностью, что объясняется доступным уровнем цен и возможностью провести отпуск на море в тихой и умиротворенной атмосфере. Многие туристы едут сюда за нетронутой природой и богатыми достопримечательностями. На пляжах нет столпотворения, как в Сочи и на других черноморских курортах. Кроме того, на Каспии большинство пляжей - песчаные, они имеют пологий вход в воду, что высоко ценят родители с маленькими детьми.
Курорты Дагестана, в том числе Каспийска, обладают большим потенциалом, но строится там пока немного. Масштабный проект по возведению курортных объектов в рамках прибрежного кластера был презентован на ПМЭФ-2023 – планируется застроить побережье в Дербенте, Махачкале, Каспийске, Избербаше. Несколько проектов уже в процессе строительства, в том числе - комплексы апартаментов. Скоро, например, нами будет запущен первый в Каспийске апарт-отель бизнес-класса «AURA apartments». Также в августе 2022 году Ростуризм анонсировал создание нового курорта в Дагестане, соизмеримого по уровню инфраструктуры с Сочи. Бюджет проекта оценивается в 5 млрд долларов.
Еще одно перспективное направление – бизнес-туризм, предпосылками для развития которого является «Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2030 года». Она включает в себя увеличение показателей по таким параметрам, как население, ВРП, сельское хозяйство, промышленное производство, строительство, инвестиции и занятость населения. Это значит, что поток предпринимателей в республику в ближайшие годы существенно вырастет, а значит, гостиничный сектор и сегмент апарт-отелей тоже будет развиваться вслед за увеличением спроса.
Уже сегодня частные инвесторы, выбирая объекты, обращают внимание в том числе на наличие управляющей компании, причем с успешным опытом работы. Такая УК должна обладать компетенциями в разных областях, так как она взаимодействует и с девелопером, и с собственниками номеров, обеспечивая им доход от их активов, и с гостями, комфорт которых - залог коммерческого успеха объекта. И, конечно, никто не отменял функции по эксплуатации и техническому обслуживанию здания. Отмечу, что до развития в России сегмента апартаментов компаний, которые сочетали в себе подобный функционал, не существовало. Были гостиничные операторы, те, кто управлял жилым фондом, и те, кто занимался коммерческими объектами. Поэтому отрадно, что с возникновением апарт-отелей зарождаются УК нового формата.