FM-рынок в 2023 году: дефицит кадров, удорожание услуг и другие тренды

В 2023 г. в сфере FM-услуг преобладали тенденции, связанные с нехваткой персонала, увеличением расходов и необходимостью экономить средства на эксплуатацию зданий, рассказали в MD Facility Management.
1248
Изображение взято из источника: CRE
Дефицит специалистов

Он в той или иной степени проявляется во всех отраслях экономики. На рынке FM-услуг больше всего не хватает «синих воротничков» — по трем причинам. Во-первых, из-за ослабления рубля в страну приезжает мало трудовых мигрантов. Во-вторых, низко квалифицированные работники из числа граждан России часто переходят в более оплачиваемые сферы, вроде промышленного производства или стройки. В-третьих, те, кто имеют престижную специальность или большой опыт в своей профессии, стремятся остаться в ней даже в условиях безработицы. Частично проблема решается индексацией зарплат: их прирост в сфере FM за год составил примерно 35%.

Обслуживание нескольких объектов одной командой

В 2023 г. у FM-компаний все более актуальна новая практика распределения трудовых ресурсов. Если в одном городе или районе оператор обслуживает несколько зданий, графики для персонала составляются таким образом, чтобы по максимуму задействовать одну и ту же мобильную группу, перемещая ее с одного объекта на другой. Это увеличивает загруженность каждого сотрудника и позволяет решить сразу две задачи: с нехваткой кадров и финансовой мотивацией.

Удорожание профессиональной уборки

Значительный рост цен характерен как для столицы, так и для некоторых регионов. К примеру, стоимость уборки квадратного метра в крупных торгово-развлекательных центрах Москвы (площадью 100 000 кв. м) за 2023 год увеличилась на 15,4 рубля — до 132,4 рубля. Для сравнения: годом ранее прирост составил всего 1,6 рублей.

В Казани цены на профессиональную уборку в крупных ТРЦ превысили московские на 9,5% и достигли уровня в 146,4 рубля за 1 кв. м. А в Ульяновске они сопоставимы со столичными — 129,7 рублей.

Главные причины удорожания — индексация зарплат персоналу, удорожание импортных запчастей и расходных материалов, влияние инфляции на стоимость топлива и продукции отечественных производителей, рост ключевой ставки и, следовательно, процентов по кредитам для бизнеса. Также рост связан и с тем, что в предыдущие периоды стоимость услуг подвергалась слишком жесткой оптимизации.

Замедление темпов развития «зеленой» эксплуатации

Этот негативный тренд, скорее всего, не продлится долго, однако сейчас он ярко выражен. Собственники объектов пока не готовы к дополнительным тратам, когда растут все остальные расходы в их бизнесе. Использование экологичных средств для уборки, биоразлагаемой упаковки, инвентаря и «расходников» из вторсырья, эко-техники и других «зеленых» технологий удорожает FM-услуги на 10-20%. Это связано не только с более высокими ценами на закупку «зеленой» продукции, но и с необходимостью дополнительно обучать персонал, пополнять штат работниками с необходимым опытом и другими ограничениями.

Тем не менее, игроки рынка надеются, что массовый запрос на экологичную эксплуатацию вернется в 2024 г., поскольку он решает глобальную для общества задачу по сохранению окружающей среды.

Исчерпание возможностей оптимизации

Со времен пандемии FM-компании искали возможности для оптимизации своих расходов, чтобы стоимость контрактов для заказчиков удерживать на текущем уровне или если поднимать, то по минимуму. Однако к настоящему времени все варианты сокращения затрат уже исчерпаны. Дальнейшая экономия приведет к заметному, а в некоторых случаях и критичному, снижению качества FM-услуг, ускоренному износу инженерных систем и оборудования, внеплановым авариям. Находиться в таких зданиях станет небезопасно и некомфортно, соответственно, собственник будет терять прибыль.
«В начале года мы прогнозировали, что техническая эксплуатация в среднем по рынку подорожает на 20%, и в целом эти ожидания оправдались. В зависимости от объекта и опыта управляющей компании, рост составил 15-20%, — сказал Борис Мезенцев, операционный директор MD Facility Management. — В случае с профессиональной уборкой этот рост еще больше. Предполагаем, что в 2024 г. тенденция к удорожанию сохранится».


иГРОКИ РЫНКА

MD Facility Management

Мезенцев Борис

Управление и эксплуатация недвижимости

MD Facility Management

Материалы по теме

Источник: CRE
Экспертный анализ

FM-услуги в торговых центрах подорожают

Эксперты прогнозируют рост стоимости FM-услуг в ТЦ в 2023 г. до 20%.
 
20.03
Источник: CRE
Точка зрения

Ввод офисов в Москве обеспечит рост рынка FM-услуг более чем на 350 млн рублей

К такому выводу пришли аналитики компании MD Facility Management на основе данных об ожидаемом годовом вводе новых офисных площадей в столице. При этом обозначенный уровень является минимальным. На практике объем столичного рынка Facility Management в финансовом выражении может вырасти на 0,5 миллиарда рублей и более.
12.12
Источник: УК Zeppelin
Точка зрения

Что ждет FM-рынок в 2022 году: 6 трендов

Курс рубля и рост инфляции напрямую влияет на FM-рынок и рынок недвижимости в целом. По данным исследования аналитического агентства PWC, главными рисками своей деятельности участники рынка недвижимости считают повышение цен на строительные материалы, нехватку рабочих кадров и сокращение доходов населения. Однако, при этом участники рынка не теряют оптимизм — 47% респондентов ждут улучшений условий для бизнеса в 2022 году.

О тенденциях на рынке управления недвижимостью в новом году рассказал Генеральный директор и партнер УК Zeppelin Андрей Кротков.
28.02

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre