Arenda-trk: Итоги рынка торговой недвижимости России за 2023 год

За 2023 год было введено 34 торговых комплекса. На конец года фиксируется отложенный ввод ряда крупных проектов. На основе размещенной информации о новом строительстве и открытиях торговых и торгово-развлекательных центрах на аналитическом ресурсе Arenda-trk подготовили краткую справку о введенных торговых комплексах за 2023 год.
1808
Изображение взято из источника: CRE
За прошедший период рынок лишился ряда проектов: В Ижевске были закрыты и перепрофилированы ТРЦ «Италмас», «ТЦ Столица» и «Новый дом», Казанский ЦУМ был расформирован для реконструкции под «Центр ремесл», в Петрозаводске старейший универмаг города «Карелия-Маркет» перепрофилирован под городской спортивный центр, а в Краснодаре ТРК «Карнавал» был продан аптечной сети «Апрель» и находится в стадии реконструкции под офисный центр. Также появилась информация о передаче тамбовского «Гостиного двора» в руки ТГУ имени Г.Р. Державина. Читинский торговый комплекс «Подсолнух» был передан под склад интернет-магазина Wildberries.

В Москве и Московской области открылось 5 торговых комплексов, что является наименьшим показателем ввода за все время. Объем ввода торговых площадей (GLA) в Москве и МО за 2022 год составил 54 942 кв.м, что составляет чуть ли не четверть от объема ввода в прошлом 2022 году.

Прирост торговых площадей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области составил 36 273 кв.м. По сравнению с предыдущим 2022 годом, этот показатель выше на 64%.



Региональный рынок, за исключением столиц, пополнился 261 973 кв.м, что незначительно превысил показатель прошлогоднего ввода качественной торговой недвижимости (таблица ниже).

Самыми крупными и знаковыми открытиями стали: череповецкий ТРЦ «Мармелад», тюменский ТРЦ «ARSIB TOWER» в составе одноименного МФК. В топ-5 крупных и/или значимых реализованных проектов года также входят ТРЦ GRANI в Новосибирске, ТРЦ WEST MALL в Краснодаре, ТРЦ ГАЛЕРЕЯ во Владикавказе, ТЦ NORTH STAR SKY в Нижневартовске и ТРЦ НЕБО в Воронеже, который возник вследствие реконструкции бывшего гипермаркета «Окей».



Бум фудхоллов и гастропроектов

В течении 2023 года фиксируется активный рост проектов современных фудхоллов, как отдельно, так и в составе торговых центров. Мода на современные гастро-пространства особенно остро влияет на деятельность фудкортов в региональных и федеральных проектах, что стимулирует их реновацию. Впервые можно констатировать, что общий объем ввода фудхоллов приблизился к годовому вводу качественных ТЦ в Москве. В рамках 20 новых проектов открылось совокупно более 440 арендаторов.



Модные бани

Одним из значимых трендов на рынке качественной торговой недвижимости является популярность термальных комплексов, которые берут на себя «якорную» функцию для моллов. За 2023 год было открыто 5 проектов, 4 из которых разместились в торговых комплексах. Самым крупным стало открытие «Самарских Терм» в LETOUT Аутлет Молл. Его площадь составила 23 800 кв.м. Общая площадь введенных проектов составила более 47 тыс. кв.м.


Материалы по теме

Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate: Торговые центры столицы освобождаются от вакансии

За вторую половину 2023 года 41% ТЦ с вакансией более 20% смогли заместить ушедших арендаторов и снизить долю пустующих площадей. Сейчас средняя вакансия составляет 12%, а более половины качественных объектов имеют долю свободных площадей ниже 10%.
26.01
Источник: CRE
Исследования рынка

Nikoliers: Ввод ТЦ в регионах растет

По данным международной консалтинговой компании Nikoliers, в 2023 году в России было введено порядка 252,3 тыс. кв. м качественной торговой недвижимости, рост по сравнению с предыдущим годом составил 15%. Из них 158,9 тыс. кв. м – объем нового предложения в регионах страны. По прогнозам аналитиков, в 2024 году объем ввода может вырасти еще на 62,6%.
26.01
Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Питерские ТЦ заняты российскими арендаторами на 81%

Аналитики консалтинговой компании NF Group проанализировали изменения состава арендаторов в торговых центрах Санкт-Петербурга. Доля российских ретейлеров с 2022 года на площадках увеличилась с 70% до 81%. В 2023 году на петербургский рынок вышло 12 иностранных брендов, в 2022 году – восемь, в 2021 году – девять. Наибольший объем площадей среди международных ретейлеров в торговых центрах города занимают французские, китайские, турецкие, итальянские и ливанские ретейлеры. По итогам 2023 года отмечается положительная динамика открытий в сегменте одежды и аксессуаров (47% против 37%) и в сегменте детских товаров (9% против 3%). Отрицательная динамика открытий наблюдается в сегменте товаров для дома (5% против 29%). 
24.01

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre