В 2023 году в городе Мурино в декабре была запущена первая очередь ТЦ «ЭкоПарк» (арендопригодной площадью 18 000 кв. м). Девелоперская активность постепенно смещается в пригороды: в 2024 году в Ленинградской области анонсировано открытие торгового центра «Небо» (25 700 кв. м) и второй очереди «ЭкоПарка» (5 600 кв. м) в Мурино, а также ТЦ «Лунапарк» (10 700 кв. м) в Новогорелово, при этом в черте города ожидается открытие только одного торгового центра – «Парк Молл» (35 000 кв. м) на пр-те Просвещения.
Рынок торговой недвижимости развивается не только в количественном, но и в качественном ключе за счет реконцепции устаревших форматов. В 2023 году частичная реконцепция завершена в ТЦ «Июнь» и ТЦ River House, где в результате перепланировок и обновления состава арендаторов удалось существенно увеличить показатели заполняемости.
Доля иностранных собственников торговых центров продолжила снижаться. Так, в конце 2021 года на них приходилось 33% торговых площадей, а в конце 2023 года – только 14%. За последние два года были проданы торговые центры «Мега Дыбенко» и «Мега Парнас», «Невский центр», «Охта Молл», «Парк Хаус». К концу 2024 года доля может уменьшиться до 8%, если будут реализованы другие торговые центры, находящиеся в продаже.
Рынок торговой недвижимости развивается не только в количественном, но и в качественном ключе за счет реконцепции устаревших форматов. В 2023 году частичная реконцепция завершена в ТЦ «Июнь» и ТЦ River House, где в результате перепланировок и обновления состава арендаторов удалось существенно увеличить показатели заполняемости.
Доля иностранных собственников торговых центров продолжила снижаться. Так, в конце 2021 года на них приходилось 33% торговых площадей, а в конце 2023 года – только 14%. За последние два года были проданы торговые центры «Мега Дыбенко» и «Мега Парнас», «Невский центр», «Охта Молл», «Парк Хаус». К концу 2024 года доля может уменьшиться до 8%, если будут реализованы другие торговые центры, находящиеся в продаже.
Собственники торговых центров в Санкт-Петербурге (по площади)
Источник: NF Group Research
К концу 2023 года доля свободных площадей в качественных торговых центрах Санкт-Петербурга снизилась с 10,6% до 7,1% благодаря активному развитию российских фэшн-ретейлеров. Только шесть торговых центров из 56 заполнены менее, чем на 90%.
При этом заполнение площадей отмечалось во всех типах торговых центров. Высокий процент вакантности (13,6%) сохраняется в аутлетах, но этот показатель все же меньше, чем в конце 2022 года на 5,7 п. п. Основные изменения произошли в том числе за счет открытия в Outlet Village Pulkovo магазинов двух иностранных брендов, которые ранее не были представлены в Санкт-Петербурге: итальянской марки одежды Replay и турецкой – Mudo. Стоит отметить, что высокие показатели заполняемости сохраняются у тех объектов, которые имели минимальную вакантность и до февраля 2022 года.
В торговых центрах суперрегионального формата вакантность постепенно снижается, но тем не менее все еще находится на высоком уровне – 12,4%. Это обусловлено тем, что в «Мега Парнас» и «Мега Дыбенко» пустуют более 20% площадей.
Доля свободных площадей в окружных, районных и региональных торговых центрах сокращается. Так, в окружных объектах свободно 5,4% площадей, в районных – 4,6%, в региональных – 1,4%. Потребители отдают предпочтение шоппингу в близлежащих торговых центрах, в связи с чем фиксируется стабильно высокий спрос со стороны арендаторов на торговые помещения в спальных районах.
Доля свободных площадей в разных типах торговых центров Санкт-Петербурга
Источник: NF Group Research
Посещаемость торговых центров в 2023 году выросла на 1% во всех форматах ТЦ по сравнению с показателями 2022 года. Этому способствовали экспансия российских ретейлеров и высокие темпы заполняемости свободных площадей, так и относительная стабилизация экономической ситуации. С другой стороны, торговые центры увеличивают количество мероприятий на своих площадках для привлечения дополнительного трафика.
Посещаемость торговых центров Санкт-Петербурга, 2023/2022
Источник: Focus Technologies
В среднесрочной перспективе ожидается восстановления вакантности до уровня 2018–2019 гг., когда было свободно 3–3,5% площадей. Однако к концу 2024 года прогнозируемая доля свободных площадей в среднем по рынку достигнет 5–6%.
Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group: «Рынок торговой недвижимости в 2023 году развивался под влиянием ряда факторов. Отмечался рост числа посетителей торговых центров, что связано с заполнением пустующих площадей, усилением лояльности покупателей к российским брендам и изменением покупательской модели поведения на менее рациональную. Несмотря на то, что посещаемость все еще ниже допандемийных показателей, конверсия растет за счет более целевого трафика».