Казалось бы, всегда актуальная тема для любого архитектора, но в этот раз мы сосредоточили свое внимание на трех вопросах:
- Что думают сотрудники о возвращении в офис?
- Как изменился офис после пандемии?
- Какая мебель подходит для сосредоточенной работы?
Спустя 3 года от начала пандемии пустые офисы снова заполняются сотрудниками – такая тенденция прослеживается в 2023 году все чаще, в связи с чем работодатели вынуждены предлагать специалистам более комфортные условия с наличием и просторных рабочих зон, и зон для сосредоточенной работы, и, конечно же, мест для отдыха.
Тенденция возвращения сотрудников в офис подтверждается также опросами, проведенным Gensler: 58% работодателей и 25% сотрудников хотели бы посещать офис чаще. (Gensler.The Studio Lab: An Experimental Approach to Transform the Workplace. September 20, 2023 | By Jeni Martin and Kelly Moore )
При этом уже полюбившийся многим гибридный формат работы все еще не позволяет достичь полноценного присутствия сотрудника в офисе 5 дней в неделю, и по результатам вышеупомянутого исследования, лишь 70% опрошенных готовы придерживаться полного рабочего дня.
Увы, пандемия навсегда изменила привычный нам формат работы и теперь, когда сотрудники лучше знают, в каких условиях и пространствах они могут быть эффективнее, выяснилось, что далеко не все офисы готовы к этим новым форматам работы.
И всё же результаты опросов показывают, что большинство из нас выбирает офис как место максимальной продуктивности.
Но вернемся к статистике, на которую ссылается Gensler: помимо новых форматов работы мы также стали отдавать существенное предпочтение совместной работе с другими людьми – в среднем это 42% от стандартной рабочей недели. (Gensler.The Studio Lab: An Experimental Approach to Transform the Workplace. September 20, 2023 | By Jeni Martin and Kelly Moore). Это означает, что офисное пространство также должно измениться согласно новым потребностям сотрудников, и теперь работодателю недостаточно просто предоставить офис, как место для продуктивной работы. Обновленный офис – это разнообразие подходов к планированию пространств, которые теперь напрямую привязаны к различным сценариям работы: совместная деятельность, сосредоточенная работа, учебные моменты, социальное взаимодействие, парная работа, общение через видеосвязь или телефонные звонки.
Итак, из всего вышеперечисленного следует вывод, что сотрудники, которые используют различные типы офисных пространств, наиболее вовлечены и в бизнес-процессы, и в корпоративную культуру компании, а это оказывает более значительное влияние на бизнес на всех уровнях - от личной производительности и благополучия сотрудников до более эффективного принятия решений и качества работы руководителей.
Тем не менее далеко не все компании успевают трансформировать офисные пространства под текущие потребности бизнеса. Достаточно гибкий подход к выбору рабочего места зачастую обусловлен характером работы или типом решаемых задач – именно поэтому концепция современного офиса должна состоять из активных и тихих зон.
Как всем уже известно, тихая рабочая зона отличается от активной наличием пространств для сосредоточенной или уединенной работы, возможностью проведения видеовстреч без шумовых помех для остальных сотрудников, в то время как в активной зоне можно работать как самостоятельно, так и в команде.
Погружаясь в детали эффективного планирования офисных пространств, мы обратили внимание на то, как поменялись предпочтения сотрудников относительно мебели в офисе. Например, согласно исследованию JLL, (Three things workers now want from the office. August 03, 2023 ) одна крупная финансовая корпорация создала тестовое офисное пространство, где сотрудники могли проверить свою эффективность за традиционным «рабочим» столом. Пространство было спланировано таким образом, что тест показал: сотрудники гораздо чаще использовали удобные кресла, похожие на кресла в кафе, и большие столы для совместной работы, похожие на столы в библиотеках. И снова мы понимаем, что эффективность рабочих процессов далеко не всегда зависит от традиционных условий офиса.
Как уже упоминалось ранее, выбор зоны и рабочего места зачастую привязан к совокупности факторов – стиль работы компании, тип конкретной задачи, должностные обязанности и индивидуальные предпочтения. Именно эта аналитика помогла производителям сделать выводы о необходимости более гибкого, вариативного дизайна мебели.
Если вернуться к делению пространств на тихие и активные зоны, то можно четко определить тенденции оснащения для каждой из них. Например, для тихой сфокусированной работы все чаще используются различные переговорные ниши – наличие розеток и мягких диванов позволяет проводить видео-конференции или сфокусироваться на индивидуальных задачах.
Современный офис нуждается и в альтернативных рабочих местах. Высокие столы, которые дают возможность работать стоя, удобные диваны и кресла становятся любимыми местами сотрудников и зачастую добавляют им немало продуктивности. Сюда же отнесем популярность пространств типа «библиотеки», где при грамотном зонировании и наличии free-call зоны сотрудник может сосредоточиться на индивидуальной работе.
А что насчет комнат для психологической разгрузки? Когда вы находитесь 8 часов в большом и шумном офисе, вам непременно захочется попасть в место, где можно перезагрузиться, отдохнуть и настроиться на дальнейшую работу. Такие комнаты, как правило, расположены в тихих зонах офиса, имеют звукопоглощающие стены и достаточно озеленены – это создает расслабляющую атмосферу и помогает быстрее переключиться между задачами.
В заключение обзора эволюции рабочей среды, зафиксируем наметившиеся тенденции:
- люди снова хотят работать в офисе
- при этом они хотят иметь возможность выбирать рабочее место в зависимости от типа работы и характера задач
- современные офисные пространства делятся на тихую и активную зоны
- уход от традиционных рабочих мест со столом и монитором.
В продолжение темы в следующий раз мы расскажем уже более подробно о новых поколениях сотрудников и о том, какое влияние они оказывают на рабочие пространства.