Сервисная недвижимость в Черногории: особенности продукта, необходимой инфраструктуры и инвестиционного потенциала

Формат сервисной недвижимости с конца 2010-х активно развивался в России: крупные девелоперы пробовали себя в новом типе недвижимости, который помимо строительства апартаментов подразумевал отельный сервис и управление арендными отношениями для того, чтобы обеспечить владельцам стабильный доход. Однако после пандемии и событий 2022 года интерес к формату заметно снизился: доля платежеспособного среднего класса в больших городах, который выступал ключевой целевой аудиторией продукта, сократилась, а новые проекты, рассчитанные исключительно на внутренний спрос, появляются только сейчас. На приморских направлениях также нет заметных премьер, которые указывали бы на развитие тренда.

Совсем иная ситуация с сервисной недвижимостью за рубежом. Коммерческий директор Dukley Артем Шабанов рассуждает о том, как появился и почему получил развитие формат сервисных апартаментов и резиденций в Черногории и что выступает главными драйверами спроса на рынке.
825
Изображение взято из источника: Dukley
Дом у моря

Начать стоит с того, что включает в себя понятие «сервисной» недвижимости в принципе в России и в Европе. Для российского рынка более привычен формат апарт-отелей с сервисами. Как правило, они относятся к среднему ценовому сегменту и ориентированы на молодых профессионалов, приезжающих в крупные города по работе. Их отличительные особенности – это расположение вблизи станций метро и деловых центров, а набор сервисов ограничивается регулярной уборкой, бытовыми задачами и помощи при сдаче апартаментов в аренду для собственников. Девелопер или его партнерская структура в данном случае выступает в роли агента, использует рекламные ресурсы для реализации апартаментов, а бренд сервисов может в принципе предоставляться по франшизе.

В Европе и в Черногории, в частности, сервисный формат развивался по другой модели. Черногория – это привлекательное место для отдыха, и изначально сервисная недвижимость здесь приобреталась как второй дом. Преимущества сервисного формата в сравнении с обычной покупкой квартиры в доме – это возможность без опасений оставить свою недвижимость на полгода-год надежному партнеру, который будет следить за ее состоянием и, что немаловажно, подготовит ее к приезду хозяев. Еще 5-6 лет назад эти услуги были приоритетными. Однако теперь главные ожидания покупателей сместились к получению постоянного стабильного рентного дохода от своей курортной недвижимости. 

Dukley как девелопер из топ-3 лидеров своего сегмента одним из первых начал развивать проекты с rental pool: так называют недвижимость в составе курортных комплексов, которую наибольшую часть года сдают в аренду для получения доходности. Свыше 20% владельцев наших объектов никогда не были в Черногории, еще 30% не проводят в стране дольше 60 дней в году: для них курортные апартаменты выступают дополнительным источником дохода и в первую очередь востребованы как сервисные объекты под сдачу в аренду. 

Как работают сервисы

Именно сервисная составляющая формирует инвестиционную привлекательность объекта как второй фактор после локации. Наиболее востребованные объекты в данной концепции должны располагаться в местах притяжения интереса туристов, так как деловая активность в Черногории все-таки смещена в центральную часть страны. Очевидные факторы удачных локаций – это близость природных ресурсов, то есть моря или гор. При этом, по официальным данным государства, 95% туристов по-прежнему приезжают в прибрежные районы, а горнолыжные кластеры еще пока находятся в ранней стадии своего развития и им пока предстоит завоевать популярность, чтобы встать в один ряд с европейскими Альпами.

Без сервисной концепции успешная курортная недвижимость не может существовать и быть востребованной даже при идеальных условиях расположения. Дело в том, что привычная прежде для туризма страны концепция 3S (солнце, море, песок) сейчас постепенно трансформируется в 3E (образование, развлечения, приключения). Соответствовать заявленной стратегии туристического развития помогают именно сервисные форматы недвижимости, которые сочетают инвестиционную привлекательность объектов для покупателей с гостиничным уровнем услуг. 

Клиенты Dukley среди самых необходимых сервисов, влияющих на привлекательность формата у арендаторов, выделяют консьерж-сервис, тесно интегрированный с окружающей инфраструктурой. В резиденциях должен быть такой же или даже больший набор услуг, чем в гостиничном номере. Например, ключевой является подготовка объекта к приезду гостей: консьерж-сервис нацелен на персонализированные услуги, поэтому сервисная служба заранее составляет портрет собственника и собирает информацию о его ключевых ожиданиях, и такого же подхода придерживается в отношении гостей. 

Важный фактор успеха сервисной недвижимости – наличие рядом инфраструктуры, которая позволяет реализовать запрос гостя. Например, подать изысканные морские деликатесы к приезду арендатора или владельца резиденций невозможно, не имея рядом проверенного ресторана со штатом поваров. Организовать досуг для детей нельзя без детского сада поблизости. Поэтому, формируя концепцию инфраструктуры для проектов Dukley, мы постепенно пришли к идее развития дополнительных сервисов для гостей, которые они могут получить в индивидуальном порядке, пользуясь преимуществами при бронировании развлечений и персональным консьерж-сервисом. Возможность решить все вопросы, от развлечений детей до здравоохранения и бизнес-задач на территории одного комплекса значительно облегчает даже временную релокацию или долгий отдых. Кроме того, инфраструктура позволяет решить проблему сезонности. Сейчас около 70-80% туристов в Черногории приезжают в высокий сезон, с июня по октябрь. Появление проектов с дополнительной сервисной составляющей позволяет регулировать этот процент: так, среднемесячная загрузка сервисных проектов Dukley и отелей Harmonia и Dukley Hotels&Resort составляет более 70%. 

По такому пути развития, сочетая арендную недвижимость с гостиничным сервисом, идут и другие девелоперы: именно вместе с отелем поблизости и с необходимыми мощностями для ресторанов и развлечений возможно развитие эффективной концепции доходной недвижимости.

Покупка с гарантией

Европейский подход, который пока не встречается в полной мере на российском рынке, - это гарантированная доходность недвижимости как инвестиционного продукта. В 2022 году ряд московских девелоперов попробовал данную схему при реализации коммерческой недвижимости, однако программы не продержались и года ввиду сложностей исполнения условий контракта и невозможности долгосрочного экономического планирования в стране. 

В этом смысле рынок сервисной недвижимости Черногории более зрелый и значительно более стабилен. Международная валюта евро, сравнительно невысокий уровень инфляции и экономический рост мотивируют покупателей недвижимости планировать свою инвестиционную стратегию на годы вперед. Поэтому гарантированная доходность здесь, к примеру, в проектах Dukley, фиксируется на уровне 6% и прописывается в договоре с клиентом на срок 3 года. 

Другой важный фактор, определяющий выбор клиентов, - это отсутствие «партнеров» или проще говоря посредников в управлении готовыми объектами. В России покупатели недвижимости, в том числе сервисной, часто сталкиваются с тем, что управление объектом осуществляет сторонняя или аффилированная с девелопером УК. На рынке элитной недвижимости Черногории практикуется иной подход: и строительство, и контроль за дальнейшей эксплуатацией сосредоточены в руках девелопера, что позволяет проследить за качеством оказываемых услуг и вовремя скорректировать их набор в зависимости от ожиданий клиентов. 

Сейчас доля россиян среди покупателей недвижимости с сервисом в Черногории составляет около 40-50%, но мы ожидаем дальнейшего роста их количества в 2024-2025 г.г. Отсутствие ограничений для российских покупателей, возможность использования криптовалют в сделках и безвизовый режим мотивируют клиентов к вложениям в местные объекты с сервисами, поскольку они создают дополнительную ценность качественных проектов. 


Материалы по теме

Источник: Пресс-служба D’ORO MILLE
Точка зрения

Сервисные апартаменты: уже не только для инвесторов

Рынок апарт-отелей (сервисных апартаментов) в Москве, в отличие от Санкт-Петербурга, пока представлен единичными проектами, притом что данный формат достиг пика своей популярности. Так, по данным «Intermark Городская Недвижимость», в 2023 г. формат обогнал все прочие по темпам увеличения спроса. Однако, например, на первичном рынке элитной недвижимости столицы в продаже представлены лоты всего в восьми проектах с сервисными апартаментами, и только один из них находится на стадии строительства, отмечают в Kalinka Group.
 
29.02
Источник: Nikoliers
Исследования рынка

Nikoliers: В 2023 году загрузка отелей Москвы достигла 72%

По данным международной консалтинговой компании Nikoliers, рынок качественной гостиничной недвижимости Москвы постепенно приближается к докризисным показателям. По итогам 2023 года загрузка столичных отелей выросла на 8,8 п.п. и достигла 72%. Средняя стоимость номера за сутки увеличилась на 16,7% за год, а доходность на номер – почти в 1,5 раза.
19.02
Источник: CMWP
Исследования рынка

CMWP: Строящиеся гостиницы «перебегают» в нишу кондо-отелей

2023 год снова не стал прорывным по объему введенных номеров в отелях современного качества – по его итогам в эксплуатацию было введено всего 314 единиц вместо первоначально запланированных 814, следует из аналитического отчета #Marketbeat, подготовленного аналитиками Commonwealth Partnership (CMWP). И ситуация вряд ли изменится в обозримом будущем, ведь после ожидаемого в 2024 г. открытия 9 новых проектов с общим номерным фондом в 1.180 единиц дальнейший прирост предложения до конца 2028 года будет номинальным. 
16.02

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre