Новая жизнь старинных зданий: почему в Москве сложно выбрать объекты под редевелопмент

В 2022-2023 годах стал популярен точечный редевелопмент зданий в центре Москвы. На первый взгляд, он кажется самым подходящим инструментом для решения большого количества проблем на рынке недвижимости. Однако есть нюансы, которые пока не позволяют сделать редевелопмент массовым. О них рассказала Елизавета Ильюхина, руководитель коммерческого департамента West Wind Group.
920
Изображение взято из источника: West Wind Group
Ожидание — реальность

С одной стороны, в Центральном деловом районе много зданий, требующих обновления. Если смотреть на них глазами пешехода, гуляющего по условной Ордынке, может создаться впечатление, что едва ли не любой особняк можно реновировать, создать ему интересную концепцию и вписать в архитектурный облик исторических улиц.

Если бы это было так, город смог бы привлечь инвесторов для ремонта старых построек, в них можно было бы «вдохнуть новую жизнь», адаптировать под современные задачи и использовать во благо жителей, гостей столицы и бизнеса. А для игроков рынка недвижимости решилась бы проблема дефицита площадок под создание качественных объектов коммерческой и жилой недвижимости в топовых локациях.

С другой стороны, основная задача точечного редевелопмента — не просто реновировать особняки, но и придать им новые функции. Какие именно — каждая строительная компания решает, исходя из своих бизнес-задач. С этой точки зрения объектов, действительно подходящих для редевелопмента, в центре очень мало. 


Потолки и планировки

Есть компании, которые посредством редевелопмента создают офисы, приближенные к классу А и отличающиеся от него только тем, что это не новое строительство. Чтобы бизнес-центр соответствовал параметрам премиум-класса, он должен быть не только концептуальным, иметь стильную архитектуру и дизайнерские интерьеры. Важно также, чтобы технические характеристики соответствовали требованиям рынка к высококлассным бизнес-центрам.

Только по этому критерию ряд построек не подойдут для «превращения» в качественные бизнес-центры. Среди их самых очевидных недостатков — низкие потолки и неудобная «сетка» несущих стен.

Так, здание с потолками высотой 2,8 м невозможно перепрофилировать под БЦ класса В+, а проводить затратный редевеломент в центре города с целью создания офисов более низкого класса невыгодно. 

Планировки XIX века тоже, как правило, не подходят для современных бизнес-центров. В основном внутри таких зданий много несущих стен, которые не получится демонтировать без ущерба для всей конструкции. Возможность снести часть перегородок и сделать помещения с удобными, востребованными планировками — важный критерий при выборе объекта офисным девелопером.

Планировки должны быть комфортными не только для резидентов, но и подходить бизнес-модели самой компании. Если ей, к примеру, выгодно проектировать и продавать лоты площадью 100 м2, нарезка должна получиться именно такой. Соответственно, нужно учитывать и этот момент при оценке возможностей для перепланировки.


Большие сроки и расходы

Экономика проекта — еще один параметр, имеющий решающее значение во все времена, а в кризисные — особенно.

На ликвидность вложений влияет большое количество факторов. Среди них — текущее состояние конструктивных элементов, а также тот факт, проводился ли ранее капитальный ремонт, менялись ли перекрытия. 

Компания может отказаться от покупки здания, даже если оно подходит по всем техническим характеристикам, но редевелопмент влечет слишком большие расходы. 

Также для девелоперов сейчас крайне важна быстрая оборачиваемость средств. Она зависит, в том числе, от сроков реализации проекта. 

В связи с этим важно учитывать, признано ли здание объектом культурного наследия (ОКН). Если особняк или его отдельные элементы не имеют статуса ОКН, полный цикл работ — от проектирования до ввода в эксплуатацию — может составить год-полтора. Это сравнительно немного для создания качественного бизнес-центра. Но в случае с ОКН сроки могут вырасти в два раза и более — из-за согласований документов и каждого этапа работ с профильными ведомствами.

Кроме того, статус ОКН накладывает на компанию обязательства, которые могут увеличить бюджет строительства на 5-20% — в зависимости от сложности работ и того, какая именно часть объекта имеет охранный статус. 


В 2023 году компания West Wind Group рассмотрела около 50 особняков в центре Москвы, и только каждый шестой подошел под редевелопмент в соответствии с ее требованиями. А по результатам предварительных переговоров и расчетов выяснилось, что приобрести возможно лишь один-два объекта из указанных. Таким образом, поиск здания под редевелопмент — сложный процесс, который может занять много месяцев.


иГРОКИ РЫНКА

West Wind Group

Ильюхина Елизавета

Девелопмент

West Wind Group

Материалы по теме

Источник: Ясная Поляна
Точка зрения

От Москвы до Петербурга: сравниваем рынки гибких офисов двух столиц

За последние 10 лет многие московские компании выходили на рынок Северной столицы, арендуя рабочие места в коворкингах. В свою очередь, организации из Петербурга открывали филиалы в Москве. Подобная миграция приводила к тому, что бизнес столкнулся с отличительными особенностями двух офисных рынков – Петербурга и Москвы. Об особенностях рынка гибких офисных пространств (коворкингов) в Санкт-Петербурге и разнице условий на двух ключевых рынках офисной недвижимости России рассказывает Регина Волошенко, директор департамента офисной недвижимости NF Group в Санкт-Петербурге.
07.05
Источник: Apollax Space
Точка зрения

Офис для инвестиций: как управлять площадями, чтобы получать максимум дохода

Ключевыми трендами офисной недвижимости в последние годы становятся строительство на продажу и покупка офисов в инвестиционных целях. С постепенным завершением строительства объектов все больше таких офисов будет предлагаться в аренду. О том, какие шаги предпринять инвестору, чтобы офис был не только защитным активом, но и приносил стабильный арендный доход, рассуждает Иван Гуськов, генеральный директор и основатель Apollax Space.
03.05
Источник: Stone
Экспертный анализ

Stone: Объем продаж в бизнес-центрах класса А вырос в три раза

По данным аналитического центра Stone, за I квартал 2024 г. в бизнес-центрах класса А на продажу блоками в границах МКАД реализовано почти 30 тыс. кв. м, что в три раза превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Основной объем продаж, – около 90% сделок, – совершается по договору купли-продажи будущей недвижимости (ДКПБН).
26.04

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (5-11 августа)

Сделки в Москве со складами, офисами и light industrial, в Петербурге - с БЦ, Hugo Boss возвращается в Россию, Ekonika - в Оренбург, а Газпром уходит из столицы, у ADG group очередное открытие. Эти новости, а также свежие статьи из журнала CRE - в нашей традиционной подборке за неделю.
11.08
Источник: GrowUp
Экспертный анализ

Не халявщики, а партнёры: как компании меняют подход к партнёрству

После ухода из России большинства международных консалтинговых, аудиторских, юридических и других компаний, бизнесы намного чаще и быстрее стали принимать сотрудников в партнёры. В эпоху «большой пятёрки», «большой четвёрки» и «ильфов» статус нужно было заслужить и намного более долгим сроком работы, и громкими сделками, и железными нервами в процессе длительных процедур согласования с материнскими фирмами. С 2022-го, когда у значительной части игроков рынка недвижимости не осталось ни громких международных имён, ни поставляемых глобальными офисами клиентов, а кадровый голод усиливается, главной ценностью стали люди. Вероятность приглашения в партнёры превращается в одно из условий выживания и основных конкурентных преимуществ.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
09.08
Источник: Инпром Эстейт
Открытие

Ekonika вернулась в Оренбург

Бренд занял в мегамолле «Мармелад» помещение площадью 280 кв. м. Сеть была представлена в городе до 2016 года, после чего приняла решение о закрытии магазинов. Возвращается бренд уже в обновленной концепции.
09.08
Источник: rupoezd.ru
Проект

Из дачи Долгорукова сделают гостиницу

Дачу Долгорукова в Петербурге отреставрируют под гостиницу.
 
09.08
Источник: CRE
Экспертный анализ

В автоматическом режиме: почему в России не развивается вендинг?

В последние полтора года в Москве появились сразу несколько новых вендинговых проектов – с ланч-боксами, блинами, пельменями, супами и фирменными напитками, сделанными на заводах, где до 2022-го производили кока и пепси-колу. Однако вендинг по-прежнему остаётся одним из самых неразвитых сегментов в российском ритейле. В качестве основных причин игроки называют климат, вандализм и препятствия лобби из «классического» ритейла, не желающего отдавать автоматам лакомую долю рынка еды, напитков и спонтанных покупок. Но придётся: на фоне кадрового голода, продолжающегося роста зарплат и необходимости снижения зависимости от линейного персонала, у вендинговой торговли уже появились серьёзные интересанты.

Текст: Влад Лория. Журнал CRE Retail
12.08
Источник: Bright Rich
Сделка

Логистам стало тесно в «Уткиной Заводи»

Компания «Сервис Логистика» вдвое увеличила площади, арендованные в складском комплексе «Уткина Заводь» в Петербурге. Теперь она занимает около 11 400 кв. м. Bright Rich | CORFAC International выступила брокером обеих сделок.
08.08
Источник: Remain
Игроки рынка

Remain обновился

Компания обновила фирменный стиль, сделав акцент на гибкость. За первое полугодие 2024 консультанты Remain сопроводили сделки по офисной недвижимости на совокупную площадь более 37 тыс. кв. м.
08.08

подпишись НА эксклюзивные новости cre