Новая жизнь старинных зданий: почему в Москве сложно выбрать объекты под редевелопмент

В 2022-2023 годах стал популярен точечный редевелопмент зданий в центре Москвы. На первый взгляд, он кажется самым подходящим инструментом для решения большого количества проблем на рынке недвижимости. Однако есть нюансы, которые пока не позволяют сделать редевелопмент массовым. О них рассказала Елизавета Ильюхина, руководитель коммерческого департамента West Wind Group.
1150
Изображение взято из источника: West Wind Group
Ожидание — реальность

С одной стороны, в Центральном деловом районе много зданий, требующих обновления. Если смотреть на них глазами пешехода, гуляющего по условной Ордынке, может создаться впечатление, что едва ли не любой особняк можно реновировать, создать ему интересную концепцию и вписать в архитектурный облик исторических улиц.

Если бы это было так, город смог бы привлечь инвесторов для ремонта старых построек, в них можно было бы «вдохнуть новую жизнь», адаптировать под современные задачи и использовать во благо жителей, гостей столицы и бизнеса. А для игроков рынка недвижимости решилась бы проблема дефицита площадок под создание качественных объектов коммерческой и жилой недвижимости в топовых локациях.

С другой стороны, основная задача точечного редевелопмента — не просто реновировать особняки, но и придать им новые функции. Какие именно — каждая строительная компания решает, исходя из своих бизнес-задач. С этой точки зрения объектов, действительно подходящих для редевелопмента, в центре очень мало. 


Потолки и планировки

Есть компании, которые посредством редевелопмента создают офисы, приближенные к классу А и отличающиеся от него только тем, что это не новое строительство. Чтобы бизнес-центр соответствовал параметрам премиум-класса, он должен быть не только концептуальным, иметь стильную архитектуру и дизайнерские интерьеры. Важно также, чтобы технические характеристики соответствовали требованиям рынка к высококлассным бизнес-центрам.

Только по этому критерию ряд построек не подойдут для «превращения» в качественные бизнес-центры. Среди их самых очевидных недостатков — низкие потолки и неудобная «сетка» несущих стен.

Так, здание с потолками высотой 2,8 м невозможно перепрофилировать под БЦ класса В+, а проводить затратный редевеломент в центре города с целью создания офисов более низкого класса невыгодно. 

Планировки XIX века тоже, как правило, не подходят для современных бизнес-центров. В основном внутри таких зданий много несущих стен, которые не получится демонтировать без ущерба для всей конструкции. Возможность снести часть перегородок и сделать помещения с удобными, востребованными планировками — важный критерий при выборе объекта офисным девелопером.

Планировки должны быть комфортными не только для резидентов, но и подходить бизнес-модели самой компании. Если ей, к примеру, выгодно проектировать и продавать лоты площадью 100 м2, нарезка должна получиться именно такой. Соответственно, нужно учитывать и этот момент при оценке возможностей для перепланировки.


Большие сроки и расходы

Экономика проекта — еще один параметр, имеющий решающее значение во все времена, а в кризисные — особенно.

На ликвидность вложений влияет большое количество факторов. Среди них — текущее состояние конструктивных элементов, а также тот факт, проводился ли ранее капитальный ремонт, менялись ли перекрытия. 

Компания может отказаться от покупки здания, даже если оно подходит по всем техническим характеристикам, но редевелопмент влечет слишком большие расходы. 

Также для девелоперов сейчас крайне важна быстрая оборачиваемость средств. Она зависит, в том числе, от сроков реализации проекта. 

В связи с этим важно учитывать, признано ли здание объектом культурного наследия (ОКН). Если особняк или его отдельные элементы не имеют статуса ОКН, полный цикл работ — от проектирования до ввода в эксплуатацию — может составить год-полтора. Это сравнительно немного для создания качественного бизнес-центра. Но в случае с ОКН сроки могут вырасти в два раза и более — из-за согласований документов и каждого этапа работ с профильными ведомствами.

Кроме того, статус ОКН накладывает на компанию обязательства, которые могут увеличить бюджет строительства на 5-20% — в зависимости от сложности работ и того, какая именно часть объекта имеет охранный статус. 


В 2023 году компания West Wind Group рассмотрела около 50 особняков в центре Москвы, и только каждый шестой подошел под редевелопмент в соответствии с ее требованиями. А по результатам предварительных переговоров и расчетов выяснилось, что приобрести возможно лишь один-два объекта из указанных. Таким образом, поиск здания под редевелопмент — сложный процесс, который может занять много месяцев.


иГРОКИ РЫНКА

West Wind Group

Ильюхина Елизавета

Девелопмент

West Wind Group

Материалы по теме

Источник: Ясная Поляна
Точка зрения

От Москвы до Петербурга: сравниваем рынки гибких офисов двух столиц

За последние 10 лет многие московские компании выходили на рынок Северной столицы, арендуя рабочие места в коворкингах. В свою очередь, организации из Петербурга открывали филиалы в Москве. Подобная миграция приводила к тому, что бизнес столкнулся с отличительными особенностями двух офисных рынков – Петербурга и Москвы. Об особенностях рынка гибких офисных пространств (коворкингов) в Санкт-Петербурге и разнице условий на двух ключевых рынках офисной недвижимости России рассказывает Регина Волошенко, директор департамента офисной недвижимости NF Group в Санкт-Петербурге.
07.05
Источник: Apollax Space
Точка зрения

Офис для инвестиций: как управлять площадями, чтобы получать максимум дохода

Ключевыми трендами офисной недвижимости в последние годы становятся строительство на продажу и покупка офисов в инвестиционных целях. С постепенным завершением строительства объектов все больше таких офисов будет предлагаться в аренду. О том, какие шаги предпринять инвестору, чтобы офис был не только защитным активом, но и приносил стабильный арендный доход, рассуждает Иван Гуськов, генеральный директор и основатель Apollax Space.
03.05
Источник: Stone
Экспертный анализ

Stone: Объем продаж в бизнес-центрах класса А вырос в три раза

По данным аналитического центра Stone, за I квартал 2024 г. в бизнес-центрах класса А на продажу блоками в границах МКАД реализовано почти 30 тыс. кв. м, что в три раза превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Основной объем продаж, – около 90% сделок, – совершается по договору купли-продажи будущей недвижимости (ДКПБН).
26.04

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (16-22 декабря)

«Риотэкс» досдал очередной БЦ и приобрел новый - уже 16-й, в Москве подвели итоги года для разных сегментов коммерческой недвижимости, Accent Capital завершила инвестиционный цикл СК «А-Терминал», MR Group достраивает штаб-квартиру Яндекса, новый «Термолэнд» открылся в Москве, розничной торговле подвели итоги в материале CRE Retail, Pridex Spaces усилила команду, X5 Group может заключить крупнейшую сделку по аренде офисов, а Дом.РФ выставил на продажу землю под склады.
22.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Жизнь замечательных сетей: темпы роста онлайна замедляются, а покупатели начали возвращаться в оффлайн

По итогам 2024 года, объём продаж на рынке e-commerce в России вырастет на 36%, достигнув 10,7 трлн рублей. Впервые в истории российского ритейла покупки одежды и обуви онлайн догнали оффлайн. Доля e-commerce в стране продолжает увеличиваться по всем сегментам, и по отдельным уже к 2028-му превысит 80 %, прогнозируют в INFOLine. На стороне онлайна весь 2024-й по-прежнему играли удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и более привлекательные, по сравнению с «каменной розницей», схемы налогообложения. Однако уже к концу 2024-го сразу несколько категорий покупателей начали разворачиваться в сторону «каменной розницы» с её более высоким качеством клиентского опыта, возможностями социализации и «атмосферностью». И хотя пока количество «возвращенцев» для игроков онлайна – как слону дробина, ценовая и кадровая гонка на фоне растущих претензий к сервису и товарам, инфляции, удорожания и усложнения логистики, транзакций, дефицита складских площадей, ужесточения условий работы и усиления внимания к отрасли государства, а также фундаментальных проблем самих бизнес-моделей электронных площадок, уже в 2025-м могут запустить в e-commerce кардинальные изменения.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail

Продолжение. Начало см. здесь и здесь
20.12
Источник: CRE
Переговоры

«Сберлогистика» может отказаться от части складов

На рынок может выйти более 1,5 млн кв. м площадей в складских комплексах, построенных и строящихся для компании.
23.12
Источник: Галс-Девелопмент
Переговоры

X5 Group заедет в БЦ Dubinin’Sky

Ритейлер договаривается с «Галс-девелопмент» об аренде 35 000 кв. м офисов в строящемся БЦ. Консультант сделки - NF Group.
20.12
Источник: Agalarov Development
Проект

Agalarov Development построит курортный комплекс в Узбекистане

Sea Breeze Uzbekistan расположится на 570 га на берегу озера Чарвак. Проектом предусмотрены жилье, гостиницы, рестораны, развлекательная и оздоровительная инфраструктура. 
20.12
Источник: NF Group
Игроки рынка

В ТЦ «Мой Молл» новые арендаторы заняли более 2 500 кв. м

С июля 2024 года здесь открылись Kuchenland, Familia, Kari и детский развлекательный центр «Мир детства». Ожидается открытие клуба виртуальной реальности VR Illusion и зоомагазина «Зоозавр». Коммерческим управлением объекта занимается компания NF Property Management (входит в состав NF Group).
23.12
Источник: Pergaev Bureau
Проект

Апарт-отель откроют в Белокурихе

Комплекс Rizalta отличают обширное озеленение, infiniti-бассейн с видами на горный пейзаж, конференц-центр, озеро и водопады, мультиформатные зоны для прогулок, спорта, игр, площадки для аэротакси и арт-объекты, олицетворяющие историю Алтайского края. Архитектурную концепцию, дизайн среды, интерьеры лобби и ресторана комплекса разработало архитектурное бюро Pergaev Bureau. 
20.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre