Новая жизнь старинных зданий: почему в Москве сложно выбрать объекты под редевелопмент

В 2022-2023 годах стал популярен точечный редевелопмент зданий в центре Москвы. На первый взгляд, он кажется самым подходящим инструментом для решения большого количества проблем на рынке недвижимости. Однако есть нюансы, которые пока не позволяют сделать редевелопмент массовым. О них рассказала Елизавета Ильюхина, руководитель коммерческого департамента West Wind Group.
1310
Изображение взято из источника: West Wind Group
Ожидание — реальность

С одной стороны, в Центральном деловом районе много зданий, требующих обновления. Если смотреть на них глазами пешехода, гуляющего по условной Ордынке, может создаться впечатление, что едва ли не любой особняк можно реновировать, создать ему интересную концепцию и вписать в архитектурный облик исторических улиц.

Если бы это было так, город смог бы привлечь инвесторов для ремонта старых построек, в них можно было бы «вдохнуть новую жизнь», адаптировать под современные задачи и использовать во благо жителей, гостей столицы и бизнеса. А для игроков рынка недвижимости решилась бы проблема дефицита площадок под создание качественных объектов коммерческой и жилой недвижимости в топовых локациях.

С другой стороны, основная задача точечного редевелопмента — не просто реновировать особняки, но и придать им новые функции. Какие именно — каждая строительная компания решает, исходя из своих бизнес-задач. С этой точки зрения объектов, действительно подходящих для редевелопмента, в центре очень мало. 


Потолки и планировки

Есть компании, которые посредством редевелопмента создают офисы, приближенные к классу А и отличающиеся от него только тем, что это не новое строительство. Чтобы бизнес-центр соответствовал параметрам премиум-класса, он должен быть не только концептуальным, иметь стильную архитектуру и дизайнерские интерьеры. Важно также, чтобы технические характеристики соответствовали требованиям рынка к высококлассным бизнес-центрам.

Только по этому критерию ряд построек не подойдут для «превращения» в качественные бизнес-центры. Среди их самых очевидных недостатков — низкие потолки и неудобная «сетка» несущих стен.

Так, здание с потолками высотой 2,8 м невозможно перепрофилировать под БЦ класса В+, а проводить затратный редевеломент в центре города с целью создания офисов более низкого класса невыгодно. 

Планировки XIX века тоже, как правило, не подходят для современных бизнес-центров. В основном внутри таких зданий много несущих стен, которые не получится демонтировать без ущерба для всей конструкции. Возможность снести часть перегородок и сделать помещения с удобными, востребованными планировками — важный критерий при выборе объекта офисным девелопером.

Планировки должны быть комфортными не только для резидентов, но и подходить бизнес-модели самой компании. Если ей, к примеру, выгодно проектировать и продавать лоты площадью 100 м2, нарезка должна получиться именно такой. Соответственно, нужно учитывать и этот момент при оценке возможностей для перепланировки.


Большие сроки и расходы

Экономика проекта — еще один параметр, имеющий решающее значение во все времена, а в кризисные — особенно.

На ликвидность вложений влияет большое количество факторов. Среди них — текущее состояние конструктивных элементов, а также тот факт, проводился ли ранее капитальный ремонт, менялись ли перекрытия. 

Компания может отказаться от покупки здания, даже если оно подходит по всем техническим характеристикам, но редевелопмент влечет слишком большие расходы. 

Также для девелоперов сейчас крайне важна быстрая оборачиваемость средств. Она зависит, в том числе, от сроков реализации проекта. 

В связи с этим важно учитывать, признано ли здание объектом культурного наследия (ОКН). Если особняк или его отдельные элементы не имеют статуса ОКН, полный цикл работ — от проектирования до ввода в эксплуатацию — может составить год-полтора. Это сравнительно немного для создания качественного бизнес-центра. Но в случае с ОКН сроки могут вырасти в два раза и более — из-за согласований документов и каждого этапа работ с профильными ведомствами.

Кроме того, статус ОКН накладывает на компанию обязательства, которые могут увеличить бюджет строительства на 5-20% — в зависимости от сложности работ и того, какая именно часть объекта имеет охранный статус. 


В 2023 году компания West Wind Group рассмотрела около 50 особняков в центре Москвы, и только каждый шестой подошел под редевелопмент в соответствии с ее требованиями. А по результатам предварительных переговоров и расчетов выяснилось, что приобрести возможно лишь один-два объекта из указанных. Таким образом, поиск здания под редевелопмент — сложный процесс, который может занять много месяцев.


иГРОКИ РЫНКА

West Wind Group

Ильюхина Елизавета

Девелопмент

West Wind Group

Материалы по теме

Источник: Ясная Поляна
Точка зрения

От Москвы до Петербурга: сравниваем рынки гибких офисов двух столиц

За последние 10 лет многие московские компании выходили на рынок Северной столицы, арендуя рабочие места в коворкингах. В свою очередь, организации из Петербурга открывали филиалы в Москве. Подобная миграция приводила к тому, что бизнес столкнулся с отличительными особенностями двух офисных рынков – Петербурга и Москвы. Об особенностях рынка гибких офисных пространств (коворкингов) в Санкт-Петербурге и разнице условий на двух ключевых рынках офисной недвижимости России рассказывает Регина Волошенко, директор департамента офисной недвижимости NF Group в Санкт-Петербурге.
07.05
Источник: Apollax Space
Точка зрения

Офис для инвестиций: как управлять площадями, чтобы получать максимум дохода

Ключевыми трендами офисной недвижимости в последние годы становятся строительство на продажу и покупка офисов в инвестиционных целях. С постепенным завершением строительства объектов все больше таких офисов будет предлагаться в аренду. О том, какие шаги предпринять инвестору, чтобы офис был не только защитным активом, но и приносил стабильный арендный доход, рассуждает Иван Гуськов, генеральный директор и основатель Apollax Space.
03.05
Источник: Stone
Экспертный анализ

Stone: Объем продаж в бизнес-центрах класса А вырос в три раза

По данным аналитического центра Stone, за I квартал 2024 г. в бизнес-центрах класса А на продажу блоками в границах МКАД реализовано почти 30 тыс. кв. м, что в три раза превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Основной объем продаж, – около 90% сделок, – совершается по договору купли-продажи будущей недвижимости (ДКПБН).
26.04

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre