Благодаря разнообразию концепций ресторанов и кафе Санкт-Петербург справедливо признан гастрономической столицей России. С приходом тепла жители города и туристы, выбирая место для дегустации блюд, обращают внимание на наличие у заведений оформленных уличных пространств. Большинство летних веранд у ресторанов и кафе расположено на главных гастрономических улицах города – Невском проспекте, улицах Некрасова и Рубинштейна, а также в крупных коммерческих общественных пространствах с дворами.
По состоянию на июнь 2024 года в данных локациях работает 341 заведение общественного питания на 21 200 посадочных мест. У более чем половины из них имеется уличная веранда (54%). Летние площадки чаще всего устанавливают у кафе и ресторанов, у баров и гастропабов – 64–65% проектов. Наименее распространены уличные зоны в столовых и заведениях фастфуда (16% мест).
К июню 2024 года количество посадочных мест в заведениях общественного питания, расположенных в исследуемых локациях, увеличилось на 4 600 благодаря открытию веранд. Средний прирост вместимости составил 22% по отношению к количеству мест внутри помещений. Наибольший увеличение числа мест наблюдается в кофейнях (+26%), что объясняется их относительно небольшими площадями (в среднем 34 посадочных места). Наименьший показатель – у пекарен и столовых (+7–8%), что связано с малочисленностью веранд у данных заведений в целом.
По состоянию на июнь 2024 года в данных локациях работает 341 заведение общественного питания на 21 200 посадочных мест. У более чем половины из них имеется уличная веранда (54%). Летние площадки чаще всего устанавливают у кафе и ресторанов, у баров и гастропабов – 64–65% проектов. Наименее распространены уличные зоны в столовых и заведениях фастфуда (16% мест).
К июню 2024 года количество посадочных мест в заведениях общественного питания, расположенных в исследуемых локациях, увеличилось на 4 600 благодаря открытию веранд. Средний прирост вместимости составил 22% по отношению к количеству мест внутри помещений. Наибольший увеличение числа мест наблюдается в кофейнях (+26%), что объясняется их относительно небольшими площадями (в среднем 34 посадочных места). Наименьший показатель – у пекарен и столовых (+7–8%), что связано с малочисленностью веранд у данных заведений в целом.
Анна Лапченко, руководитель отдела торговой недвижимости консалтинговой компании NF Group в Санкт-Петербурге: «Оптимизация процедуры согласования летних веранд с городской администрацией позволила значительно увеличить количество посадочных мест в заведениях, привлечь туристов, и горожан в теплый сезон. Веранды — это не только способ дополнительной визуальной рекламы гастрономического проекта, но и своего рода приглашение к посещению. Наглядность сервировки блюд, меню и общая атмосфера заведения мгновенно привлекают внимание прохожих. Те заведения, которые не имеют уличной посадки, пытаются также встроиться в тренд и используют системы раздвижных окон, устанавливают широкие подоконники и выносят уличную мебель, что позволяет расширить гостевые зоны без необходимости получения дополнительных разрешений. Поэтому нередко, когда клиенты ищут помещения под открытие заведений общественного питания, отдельное внимание они уделяют вопросу наличия площадей для летних веранд».
В оформлении летних зон рестораторы уделяют внимание различным деталям, начиная от типа мебели, заканчивая озеленением, светом и декорациями. Так, например, можно найти веранды с качелями; летние зоны с обзором на детскую площадку; веранды с дополнительно пристроенной зоной отдыха с видом на набережную; полностью огороженную зеленью, зонтиками и фонариками летнюю зону. Веранды также часто выступают отражением самой концепции заведений и пока в джазовом ресторане можно найти диваны с элегантными черными столами в окружении сиреневых клумб, в соседнем баре летняя зона состоит из столов-бочек с барными стульями под красными фонарями.