NF Group: Загрузка площадей логистических операторов России достигла рекордных 96%

Согласно данным NF Group, с конца сентября 2023 года по июнь 2024 года загрузка площадей логистических операторов России выросла на 3 п. п. и достигла рекордных 96%. Высокий спрос на услуги 3PL-провайдеров обусловлен минимальным уровнем свободных площадей на рынке складской недвижимости и существенным ростом арендных ставок. При этом с начала 2024 года объем сделок со складской недвижимостью со стороны логистических компаний сократился более чем в три раза, до 133 тыс. кв. м, ввиду отсутствия свободного предложения для аренды. Лидером по объему используемых складских объектов среди логистических компаний в Московском регионе является компания FM Logistic с суммарным объемом складов около 744 тыс. кв. м, в регионах – AP Trade, в пользовании которой находится 175 тыс. кв. м складов. Несмотря на то, что Московский регион остается основным направлением для потенциального увеличения складских мощностей, города Сибири и Дальнего Востока привлекают все больше внимания 3PL-операторов из-за изменений в логистических цепочках.
1671
Изображение взято из источника: CRE
За 9 месяцев, начиная с IV квартала 2023 года, загрузка на складах логистических операторов увеличилась на 3 п. п., до 96%. Таким образом, на начало июля 2024 года доля вакантных паллето-мест по России в среднем составила около 3%.
 
Максим Загоруйко, директор по работе с корпоративными клиентами департамента складской и индустриальной недвижимости NF Group: «Уход международных логистических компаний не оказал негативного влияния на рынок контрактной логистики. Как правило, ушедшие игроки обслуживали собственных корпоративных клиентов, которые постепенно завершают деятельность в России. Спрос на услуги 3PL растет за счет увеличения объемов грузов у российских компаний на фоне почти нулевой вакансии на складском рынке. При этом многие просто не могут арендовать дополнительные площади. По сравнению с европейским рынком доля логистических операторов в совокупном объеме сделок по итогам I полугодия 2024 года составляет всего 5%, за рубежом их доля достигает 45%».

Лидером по объему используемых складских площадей среди логистических компаний в Московском регионе является компания FM Logistic (около 744 тыс. кв. м), на втором месте – компания Tablogix (260 тыс. кв. м). В других регионах России лидерами по совокупному объему площадей, занятых под 3PL-операции, являются компании AP Trade (175 тыс. кв. м) и «ЛогЛаб» – с суммарным объемом 105 тыс. кв. м складской недвижимости. 



На сделки с транспортно-логистическими компаниями традиционно приходится в среднем до 15% от общего объема сделок со складами. В связи с недостатком свободных качественных объектов объем спроса на склады со стороны 3PL-игроков с начала 2024 года сократился в 3,2 раза и составил 133 тыс. кв. м. Логистические провайдеры не готовы арендовать новые складские комплексы, в том числе формата build-to-suit, из-за высокой ставки аренды. По данным опрошенных респондентов, при запуске нового склада площадью 10 тыс. кв. м со ставкой аренды 14 тыс. руб. за кв. м в год, включая OPEX и НДС, стоимость хранения одной палеты увеличилась бы на 26% (до 33,6 руб. за сутки), механизированных погрузочно-разгрузочных работ – на 9% (до 210,4 руб. за тонну). К тому же большая часть площадей, которые они используют для оказания услуг, является арендуемыми складами (54%). Примерно 32% складов находятся в собственности у логистов, а оставшиеся 14% – собственные склады компаний.


 
Константин Фомиченко, партнер, региональный директор департамента индустриальной и складской недвижимости NF Group: «Объем заключенных сделок с транспортные и логистические компании пока находится ниже своего потенциала и, безусловно, будет увеличиваться в ближайшие годы. Это связано с растущей потребностью в оптимизации цепочек поставок и повышением эффективности складской логистики на фоне увеличения товарооборота и развития электронной коммерции. Увеличение доли сделок с транспортно-логистическими операторами в общем объеме сделок будет не только способствовать развитию рынка складской недвижимости, но и внедрению новых технологий и повышению стандартов в отрасли».

В основном компании, обращающиеся за услугами 3PL-операторов, – это крупный (59%) и средний (22%) бизнес. Лидерами в общей структуре занимаемых площадей по сегментам остаются розничная торговля (28%) и FMCG (19%). Сегмент онлайн-торговли продуктами питания (e-grocery) занимает до 9% в общем объеме площадей клиентов 3PL. Суммарно на онлайн-торговлю продовольственными и непродовольственными товарами приходится 16% всех площадей логистических операторов.



С сентября 2023 года тарифы на услуги 3PL-операторов выросли. Самое большое удорожание наблюдалось в части отбора и подготовки товаров к отгрузке (пикингу) (66%) и ручным погрузочно-разгрузочным работам (+59%), что обусловлено ростом затрат на оплату труда. Стоимость услуг по стикеровке увеличилась на 32%, механизированных погрузочно-разгрузочных работ – на 27%. По прогнозам экспертов, стоимость логистических услуг до конца года может вырасти в среднем на 16%.



У респондентов опроса есть предположение, что стадия трансформации рынка логистических услуг в ближайшие годы перейдет в другую форму, при которой рост 3PL-логистики продолжится, при этом соотношение сегментов внутри клиентского портфеля изменится. По прогнозам аналитиков NF Group, в будущем ожидается увеличение доли среднего бизнеса в портфеле клиентов логистических операторов.

Большинство ЗPL-провайдеров, принявших участие в исследовании, заявили, что Московский регион по-прежнему остается приоритетной локацией для будущей экспансии и наращивания складских мощностей. Также логистические операторы в качестве направлений развития выбирают Санкт-Петербург, Дальний Восток, Екатеринбург и Новосибирск, отмечая привлекательность регионального рынка для предоставления 3PL-услуг. Кроме того, у отдельных игроков есть интерес к расширению присутствия в регионах Казахстана.


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Фомиченко Константин

Консалтинг и брокеридж

NF Group

NF Group

Загоруйко Максим

Материалы по теме

Источник: CORE.XP
Исследования рынка

CORE.XP: Рекордное строительство складов в регионах не догоняет спроса

Доля свободных площадей по регионам в среднем составляет около 0,1%. Новый ввод достигнет 3,9 млн кв. м, но это в основном проекты под клиента, а спекулятивные склады будут реализовываться только в 2025-2026 гг.
04.07
Источник: Instone Development
Точка зрения

Как Light Industrial превращается из субкультуры в мейнстрим

Формат Light Industrial сейчас считается новым «модным» направлением в складской недвижимости. По словам экспертов Instone Development первые статьи об объектах Light Industrial появились в 2014-2015 гг., уже через год проекты этого формата стали активно маркетироваться, к 2019 году все эти площади были успешно проданы. Однако, потребителю потребовалось время, чтобы понять, в чем преимущества и каковы перспективы формата Light Industrial.
02.07
Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate: Бум спроса на складские площади сохраняется

Онлайн-ритейлеры продолжают расширять свое присутствие по всей России. А совокупный спрос на склады за пять месяцев составил 3,6 млн кв. м, причем лишь чуть больше половины приходится на Московский регион.
27.06

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre