NF Group: Загрузка площадей логистических операторов России достигла рекордных 96%

Согласно данным NF Group, с конца сентября 2023 года по июнь 2024 года загрузка площадей логистических операторов России выросла на 3 п. п. и достигла рекордных 96%. Высокий спрос на услуги 3PL-провайдеров обусловлен минимальным уровнем свободных площадей на рынке складской недвижимости и существенным ростом арендных ставок. При этом с начала 2024 года объем сделок со складской недвижимостью со стороны логистических компаний сократился более чем в три раза, до 133 тыс. кв. м, ввиду отсутствия свободного предложения для аренды. Лидером по объему используемых складских объектов среди логистических компаний в Московском регионе является компания FM Logistic с суммарным объемом складов около 744 тыс. кв. м, в регионах – AP Trade, в пользовании которой находится 175 тыс. кв. м складов. Несмотря на то, что Московский регион остается основным направлением для потенциального увеличения складских мощностей, города Сибири и Дальнего Востока привлекают все больше внимания 3PL-операторов из-за изменений в логистических цепочках.
1159
Изображение взято из источника: CRE
За 9 месяцев, начиная с IV квартала 2023 года, загрузка на складах логистических операторов увеличилась на 3 п. п., до 96%. Таким образом, на начало июля 2024 года доля вакантных паллето-мест по России в среднем составила около 3%.
 
Максим Загоруйко, директор по работе с корпоративными клиентами департамента складской и индустриальной недвижимости NF Group: «Уход международных логистических компаний не оказал негативного влияния на рынок контрактной логистики. Как правило, ушедшие игроки обслуживали собственных корпоративных клиентов, которые постепенно завершают деятельность в России. Спрос на услуги 3PL растет за счет увеличения объемов грузов у российских компаний на фоне почти нулевой вакансии на складском рынке. При этом многие просто не могут арендовать дополнительные площади. По сравнению с европейским рынком доля логистических операторов в совокупном объеме сделок по итогам I полугодия 2024 года составляет всего 5%, за рубежом их доля достигает 45%».

Лидером по объему используемых складских площадей среди логистических компаний в Московском регионе является компания FM Logistic (около 744 тыс. кв. м), на втором месте – компания Tablogix (260 тыс. кв. м). В других регионах России лидерами по совокупному объему площадей, занятых под 3PL-операции, являются компании AP Trade (175 тыс. кв. м) и «ЛогЛаб» – с суммарным объемом 105 тыс. кв. м складской недвижимости. 



На сделки с транспортно-логистическими компаниями традиционно приходится в среднем до 15% от общего объема сделок со складами. В связи с недостатком свободных качественных объектов объем спроса на склады со стороны 3PL-игроков с начала 2024 года сократился в 3,2 раза и составил 133 тыс. кв. м. Логистические провайдеры не готовы арендовать новые складские комплексы, в том числе формата build-to-suit, из-за высокой ставки аренды. По данным опрошенных респондентов, при запуске нового склада площадью 10 тыс. кв. м со ставкой аренды 14 тыс. руб. за кв. м в год, включая OPEX и НДС, стоимость хранения одной палеты увеличилась бы на 26% (до 33,6 руб. за сутки), механизированных погрузочно-разгрузочных работ – на 9% (до 210,4 руб. за тонну). К тому же большая часть площадей, которые они используют для оказания услуг, является арендуемыми складами (54%). Примерно 32% складов находятся в собственности у логистов, а оставшиеся 14% – собственные склады компаний.


 
Константин Фомиченко, партнер, региональный директор департамента индустриальной и складской недвижимости NF Group: «Объем заключенных сделок с транспортные и логистические компании пока находится ниже своего потенциала и, безусловно, будет увеличиваться в ближайшие годы. Это связано с растущей потребностью в оптимизации цепочек поставок и повышением эффективности складской логистики на фоне увеличения товарооборота и развития электронной коммерции. Увеличение доли сделок с транспортно-логистическими операторами в общем объеме сделок будет не только способствовать развитию рынка складской недвижимости, но и внедрению новых технологий и повышению стандартов в отрасли».

В основном компании, обращающиеся за услугами 3PL-операторов, – это крупный (59%) и средний (22%) бизнес. Лидерами в общей структуре занимаемых площадей по сегментам остаются розничная торговля (28%) и FMCG (19%). Сегмент онлайн-торговли продуктами питания (e-grocery) занимает до 9% в общем объеме площадей клиентов 3PL. Суммарно на онлайн-торговлю продовольственными и непродовольственными товарами приходится 16% всех площадей логистических операторов.



С сентября 2023 года тарифы на услуги 3PL-операторов выросли. Самое большое удорожание наблюдалось в части отбора и подготовки товаров к отгрузке (пикингу) (66%) и ручным погрузочно-разгрузочным работам (+59%), что обусловлено ростом затрат на оплату труда. Стоимость услуг по стикеровке увеличилась на 32%, механизированных погрузочно-разгрузочных работ – на 27%. По прогнозам экспертов, стоимость логистических услуг до конца года может вырасти в среднем на 16%.



У респондентов опроса есть предположение, что стадия трансформации рынка логистических услуг в ближайшие годы перейдет в другую форму, при которой рост 3PL-логистики продолжится, при этом соотношение сегментов внутри клиентского портфеля изменится. По прогнозам аналитиков NF Group, в будущем ожидается увеличение доли среднего бизнеса в портфеле клиентов логистических операторов.

Большинство ЗPL-провайдеров, принявших участие в исследовании, заявили, что Московский регион по-прежнему остается приоритетной локацией для будущей экспансии и наращивания складских мощностей. Также логистические операторы в качестве направлений развития выбирают Санкт-Петербург, Дальний Восток, Екатеринбург и Новосибирск, отмечая привлекательность регионального рынка для предоставления 3PL-услуг. Кроме того, у отдельных игроков есть интерес к расширению присутствия в регионах Казахстана.


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Фомиченко Константин

Консалтинг и брокеридж

NF Group

NF Group

Загоруйко Максим

Материалы по теме

Источник: CORE.XP
Исследования рынка

CORE.XP: Рекордное строительство складов в регионах не догоняет спроса

Доля свободных площадей по регионам в среднем составляет около 0,1%. Новый ввод достигнет 3,9 млн кв. м, но это в основном проекты под клиента, а спекулятивные склады будут реализовываться только в 2025-2026 гг.
04.07
Источник: Instone Development
Точка зрения

Как Light Industrial превращается из субкультуры в мейнстрим

Формат Light Industrial сейчас считается новым «модным» направлением в складской недвижимости. По словам экспертов Instone Development первые статьи об объектах Light Industrial появились в 2014-2015 гг., уже через год проекты этого формата стали активно маркетироваться, к 2019 году все эти площади были успешно проданы. Однако, потребителю потребовалось время, чтобы понять, в чем преимущества и каковы перспективы формата Light Industrial.
02.07
Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate: Бум спроса на складские площади сохраняется

Онлайн-ритейлеры продолжают расширять свое присутствие по всей России. А совокупный спрос на склады за пять месяцев составил 3,6 млн кв. м, причем лишь чуть больше половины приходится на Московский регион.
27.06

журнал CRE 10 (444)

Ноябрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегические партнеры журнала: компания Pioneer  компания  ADG group  ИНТЕРВЬЮ Основатель и акционер ГК «Ориентир» Елена Бондарчук: мать, жена, инвестор, девелопер. Именно в таком порядке ТЕМА НОМЕРА Дорого и немило: Как инфляция влияет на рынок коммерческой недвижимости ОФИСЫ - Игра в классиков: первые итоги офисной классификации - Ландшафт как преимущество ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА - Курортный роман: появятся ли в России города-мега...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (25 ноября - 1 декабря)

Активное развитие оренбургского ТРЦ «Мармелад», новые лоты от московских властей, планы по экспансии Avdeev Crystal, сделка по продаже БЦ «Амальтея» и ТЦ «Петровский», назначения в ФСК и Самолете, а также новая статья из журнала CRE - в нашей традиционной подборке за неделю.
01.12
Источник: stroi.mos.ru
Аукцион

Москва предлагает крупные лоты в САО

Город выставил на торги три коммерческих помещения в Бескудниковском районе.
 
29.11
Источник: cre
Открытие

Avdeev Crystal расширяет сеть бутиков в Москве

До конца года компания Avdeev Crystal откроет два магазина в самых люксовых ТЦ Москвы. Таким образом, торговая сеть бренда вырастет на 40%. Сейчас в Москве работает 5 бутиков Avdeev Crystal.
29.11
Источник: Инпром Эстейт
Открытие

В Оренбург привезли Idol

Первый в городе магазин премиального бренда Melon Fashion Group занял 350 кв. м в ТРЦ «Мармелад».
28.11
Источник: CRE
События

Retail & Development Brunch 2024: Любовь и боль

Рынок торговой недвижимости и ритейла с успехом прошел возможно самый сложный период в своей истории. Однако вызовы остаются. Меняется же эмоциональный окрас этого слова: вызовы сегодня - это уже не столько про боль управляющих компаний от ухода якорных арендаторов и потери трафика, сколько про любовь к своему клиенту, своему продукту, про внимание к деталям и создание новых концепций. На ежегодном мероприятии Retail & Development Brunch эксперты рынка обсудили основные тренды в ритейле и торговой недвижимости на текущий момент.
28.11
Источник: Пресс-служба Aspace
Проект

Aspace масштабируется

Aspace анонсирует запуск двух проектов в формате BTS.

27.11
Источник: cre.ru
Сделка

Selgros все продал

Selgros продал свой российский бизнес группе «Ароса».
 
29.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre