Офисы Казани: Острый дефицит площадей и рост арендных ставок

В августе 2024 года специалисты консалтинговой компании IDEM завершили исследование рынка офисной недвижимости Казани.
1192
Изображение взято из источника: IDEM
Казань, столица Республики Татарстан, является крупнейшим городом Приволжского федерального округа с населением 1,319 тыс. человек. Это один  из самых значимых экономических центров России. По итогам 2023 года, Казань заняла 4-е место среди городов-миллионников в рейтинге «Индекс качества городской среды» по версии Минстроя РФ и 22-е место в рейтинге «РИА Новости» среди городов России по уровню зарплат. Средняя заработная плата в городе в 2023 году составила 77,5 тыс. рублей.

Рынок офисной недвижимости Казани можно считать развитым. Бизнес-центры класса «А» занимают почти четверть рынка и представлены объектами со средней площадью 11-12 тыс. кв.м. Наибольшую долю рынка занимают объекты класса «В» (64%). Все классы демонстрируют низкий уровень вакансии – менее 1-2 %.

На июль 2024 года консультанты выделяют 58 качественных объектов совокупной арендопригодной площадью 413 тыс. кв.м в классах «А», «В» и «В+».

 
«За последние два года на фоне растущей деловой активности и отсутствия ввода новых офисных площадей, наиболее востребованными на рынке являются бизнес-центры классов «А» и «В+», их доля составляет 36%», — комментирует Денис Зыков, руководитель отдела стратегического консалтинга IDEM. 

Аналитики IDEM выделяют две основные локации с наибольшей концентрацией бизнес-центров – территория около станции метро Кремлевская и восточный берег оз. Нижний Кабан. За последние несколько лет в городе прослеживается тренд на децентрализацию. Большинство новых качественных БЦ класса «А» располагается в удалении от центральной части города.

До 2016 года рынок офисной недвижимости Казани развивался постепенно и плавно. Наибольший прирост площадей наблюдался в 2006 (+23%) и в 2013 (+28%) годах. После 2016 года развитие рынка значительно замедлилось – за последние 8 лет было введено лишь 4 офисных центра суммарной площадью 46 558 кв.м (+13%). После 2020-2022 г., когда рынок в значительной степени трансформировался на фоне кризисов и последующего роста деловой активности в 2023-2024 г., дефицит лишь усилился.
 
На август 2024 г. обеспеченность качественными офисными площадями в бизнес-центрах Казани составляет 313 кв.м/1000 чел., что является довольно высоким показателем для городов-миллионников.

До конца 2024 года на рынок будет выведено еще порядка 15 тыс. кв.м площадей, которые, по оценке аналитиков IDEM, будут поглощены за год, это деловые кластеры в МФК «ART-центр» и МФК «UNO». 

Дефицит площадей привел к росту арендных ставок, даже на периферии города, где предложение может доходить до 4000 руб./кв.м.. Ставки в некоторых  БЦ высокого  класса  города выше в два раза, чем, например, в Нижнем Новгороде (1200-1700 руб./кв.м) или Калининграде (900-1100 руб./кв.м)

На июль 2024 г. разрыв в средних ставках экспозиции между объектами «А» (2337 руб./кв.м) и «В+» (1377 руб./кв.м) классов составляет 62%, что не типично для рынка офисной недвижимости в городах-миллионниках и говорит об огромном дефиците именно в А-классе.


 
Неудовлетворенный спрос, смещения фокуса арендаторов к современным объектам на периферии, высокие требования к классу и обеспеченности парковкой будут работать в пользу роста арендных ставок, что открывает перспективы для девелопмента офисной недвижимости в городе. По мнению консультантов в ближайшие 2 года рынок может поглотить более 100 тыс. кв. м. качественных офисных площадей. Однако, в краткосрочной перспективе, рынок не будет в достаточной степени насыщен. Сложившаяся ситуация вероятнее всего приведет к реконцепции уже имеющихся устаревших объектов и перепрофилированию объектов другого назначения в подходящих локациях в офисные площади. Тренд на многофункциональные центры продолжит набирать обороты.


Материалы по теме

Источник: cre.ru
Экспертный анализ

Офисы Москвы: итоги I полугодия от Ricci

По итогам I полугодия 2024 г. отмечается рекордный спрос на офисные помещения, что привело к исторически низкому уровню вакантных площадей и заметному увеличению ставок аренды.
29.08
Источник: Пресс-служба NF Group
Исследования рынка

Офисы Москвы: ставки не знают удержу

Средневзвешенная запрашиваемая цена на строящиеся офисы в Москве впервые превысила 400 тыс. руб. за кв. м.
 
28.08
Источник: cre.ru
Исследования рынка

Офисы: ставки опередили инфляцию

Рост ставок аренды на офисы в Москве обогнал инфляцию впервые с 2020 г.
 
22.08

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre