Ввод новых ТЦ – на минимуме

Объем ввода торговой недвижимости стремится к минимальным значениям.
 
778
Изображение взято из источника: cre.ru
Компании IBC Real Estate и Parus Asset Management сформировали среднесрочный прогноз по новому строительству торговой недвижимости в России с учетом макроэкономических прогнозов Минэкономразвития и демографических данных Росстата. Эксперты прогнозируют рекордное снижение среднегодового объема строительства торговой недвижимости по итогам 5 лет до 2027 г., который составит 346 тыс. кв. м, что будет на 70% ниже средних показателей в 2015–2019 гг. и на 75% ниже показателей в периоде 2002–2014 гг.

После бурного развития рынка торговой недвижимости в России с 2002 по 2014 гг., когда среднегодовой объем ввода составлял 1,4 млн кв. м, в сегменте наметилась тенденция на снижение динамики, и в период 2015-2019 гг. показатель составил 1,2 млн кв. м. По итогам 2022-2027 гг. значение среднегодовых объемов ввода составит всего 0,4 млн кв. м.
«Ближайшие несколько лет темпы нового строительства будут низкими. Новые объекты будут появляться на рынке точечно и по мере необходимости, например, при развитии города или района. Высокая стоимость строительства и заемного финансирования, а также эволюционные изменения потребительских предпочтений продолжат сдерживать активность девелоперов», – комментирует Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate.

Активное развитие торговой недвижимости России началось с 2002 г. В этом же году был открыт первый из 14 торговых объектов Мега – ТЦ «Мега Теплый Стан» в Москве. За более чем 20 лет в России был сформирован рынок качественной торговой недвижимости, объем которого на сегодня составляет практически 26 млн кв. м. На протяжении формирования этого рынка можно выделить несколько этапов развития, каждый из которых характеризовался определенными особенностями и происходил в определенном социально-экономическом контексте.

Источник: CRE

В период с 2002 по 2014 гг. в России происходил стремительный экономический рост, который повлек за собой рост доходов населения и формирование накоплений, а также зарождение ипотечного рынка. В это же время в стране формируется культура потребления и осознанного посещения торгово-развлекательных центров, которые в свою очередь начинают активно появляться на рынке. Данный период характеризуется бурным развитием девелопмента суперрегиональных ТЦ и интенсивным выходом на российский рынок международных брендов. Так, среднегодовое количество новых международных брендов в этот период составляло 41, а темпы нового строительства в среднем – 1,4 млн кв. м в год. При этом доля вакантных площадей была минимальной и в Москве составляла всего 4%.

С 2015 по 2019 гг. на фоне роста вакантности в торговых центрах последовал спад объемов нового строительства. У населения начали сокращаются реальные доходы, а экономика замедлила темпы роста. На фоне проведения в то время ряда международных спортивных мероприятий многие российские города получили свое качественное развитие, произошла региональная экспансия международных брендов. Вместе с тем численность входящих международных брендов снизилась по сравнению с предыдущим периодом, однако незначительно – среднегодовое значение составило 39 против 41 в 2002-2014 гг. Активно происходит ротация арендаторов, а фокус девелопмента постепенно начал смещаться в сторону объектов районного формата. Средняя площадь новых торговых центров составила 29,1 тыс. кв. м против 31,9 тыс. кв. м в 2002-2014 гг.

Источник: CRE

В последующие два года (с 2020 по 2021 гг.) не только Россия, но и весь мир столкнулся со значительными изменениями и трансформациями, связанными с пандемией коронавирусной инфекции. Все новое строительство на рынке недвижимости стремительно приостанавливается на неопределенный срок до отмены ограничений, посещаемость торговых центров падает до нулевых значений. На фоне тотальной изоляции свое активное развитие в России получает формат онлайн-торговли и становится неотъемлемой частью потребительских практик во всех категориях товаров и услуг, что, конечно же, становится одним из серьезных вызовов для рынка классического ретейла. В это же время получает широкое распространения формат удаленной работы, возрастает интерес к ЗОЖ и здоровью в целом, что впоследствии отражается на составе арендаторов в ТЦ.

Источник: CRE

2022-2024 гг. можно охарактеризовать как период восстановления покупательской активности в оффлайн и осмысления новых форматов потребления, которые вошли в жизнь россиян во время пандемии. Торговые центры стали местами встречи, где население совмещает шоппинг с другими развлечениями и досугом. Так, например, в России активно развиваются термальные комплексы, которые предоставляют услуги круглогодично. Также увеличивается спрос на спортивные залы на фоне роста интереса россиян к ЗОЖ. В России появляются новые международные бренды, преимущественно из Азии и Турции. За 9 месяцев 2024 г. на рынке появилось 19 новых международных брендов. Новые ретейлеры постепенно открывают новые магазины, как правило, начинают экспансию с открытия точек в Москве. Снижение темпов нового строительства связано с развитием онлайн-торговли и удорожанием девелопмента и кредитования.

В периоде 5 лет (с 2022 до 2027 гг.) аналитики IBC Real Estate прогнозируют низкие темпы девелопмента – 0,4 млн кв. м в среднем за год. Рынок качественной торговой недвижимости будет увеличиваться за счет открытия единичных больших торговых объектов, а также ТЦ районного формата на развивающихся территориях вблизи крупных ЖК. В 2002-2014 гг. средняя площадь новых ТЦ составляла 31,9 тыс. кв. м, а в 2022-2027 гг. прогнозируется на уровне 22,3 тыс. кв. м. Сейчас также у потребителей заметна накопившаяся усталость от онлайн-коммуникаций и потребность в живом общении и развлечениях.
В ближайшие годы большинство торговых центров будет нуждаться в реконцепции либо реновации, с тем, чтобы быть востребованными и привлекательными для новых поколений покупателей. Новые форматы будут появляться в торговых центрах, однако преимущественную долю в структуре арендаторов по-прежнему будут занимать fashion-ретейлеры. Российские игроки продолжат активно экспериментировать с торговыми пространствами, создавать новые форматы и решения, коллаборации, формировать дизайнерские пространства и работать с инфлюенсерами. 
«На фоне трансформации потребностей и усложнения сегментации целевой аудитории при низких темпах нового строительства собственникам ТЦ необходимо поддерживать существующие объекты на высоком уровне. Профессиональное управление, грамотная реконцепция и своевременная реновация станут ключом к успеху и экономической эффективности проектов», – резюмирует Елена Михайлова, руководитель направления маркетинговых исследований и аналитики компании Parus Asset Management.
 


иГРОКИ РЫНКА

IBC Real Estate

Ногай Екатерина

Консалтинг и брокеридж

IBC Real Estate

Материалы по теме

Источник: Blank
Точка зрения

Путь к клиенту: как, когда и зачем торговым центрам обновлять навигацию

Навигация часто рассматривается как «вишенка на торте» в процессе реновации интерьеров торговых центров или при создании новых проектов. Иногда ей уделяют внимание в последний момент, делая всего лишь частью брендинга объекта. Однако без качественной навигации ни один торговый центр не сможет создать комфортный путь для своих клиентов, которым необходимы понятные и заметные ориентиры. 

Руководитель отдела брендинга и навигации бюро Blank Юлия Завараева рассказывает о том, как и когда владельцам и управляющим торговых центров стоит задуматься об обновлении навигации, как грамотно выстроить этот процесс и каким должен получиться идеальный результат.
28.10
Источник: IBC Real Estate
Исследования рынка

IBC Real Estate: Ввод торговых центров возвращается к уровню 2020 года

За 9 месяцев 2024 года объем ввода качественных торговых площадей в России превзошел показатели аналогичного периода предыдущего года более чем на 40%. По итогам года аналитики прогнозируют около 500 тыс. кв. м качественных торговых площадей, тогда как в 2022-2023 гг. годовой ввод не превышал 300 тыс. кв. м.
11.10
Источник: УК Сампа
Исследования рынка

УК «Сампа»: До конца года российские города получат еще 0,5 млн кв. м качественных торговых площадей

С начала 2024 г. фонд арендопригодной недвижимости в общероссийском масштабе пополнился на 176 тыс. кв. м. Больше половины от этого показателя обеспечили торговые центры на территории Москвы. Согласно информации, собранной аналитиками УК «Сампа», до завершения сезона ожидаются премьеры 38 проектов. В совокупности они содержат более 500 тыс. кв. м площадей, пригодных для размещения того или иного бизнеса. Этот пул распределен по 18 городам РФ. Львиную долю в структуре новейшего предложения покрывают Москва и ее пригороды. Заметное расширение торговой инфраструктуры запланировано в Петербургской агломерации, в Приморье, на Ставрополье, а также в ряде городов Центральной России (Воронеж, Курск, Пенза, Тула).
13.09

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre