Стратегии, мастер-планы, новые подходы – как девелоперам выживать в новых реалиях?

11–13 ноября в Москве проходил IX ежегодный форум «Лучшие продуктовые решения и тренды коммерческой и жилой недвижимости», на котором в том числе спикеры обсудили стратегии сохранения бизнеса и преумножения доходов в условиях сохраняющейся неопределенности и запредельных ключевых ставок.
627
Изображение взято из источника: cre.ru
Новые подходы при работе с КРТ, основные продуктовые решения, драйверы устойчивости, расширение географии проектов, изменения в предпочтениях целевой аудитории – лишь малая часть затронутых вопросов.

Организаторы мероприятия: отраслевая обучающая платформа «Школа Девелопера» и креативный интегратор продуктовых решений в сфере девелопмента коммерческой и жилой недвижимости Key Capital.

На сессии, посвященной стратегиям девелоперских компаний, обсуждались приоритетные направления для инвестиций, выход в смежные отрасли, диверсификация проектов. Было отмечено, что жилые девелоперы в условиях сворачивания льготных ипотечных программ начинают осваивать другие виды бизнеса, связанные с коммерческой недвижимостью: офисами, складами. Набирают обороты и венчурные инвестиции. Многие рассматривают для себя развитие в новых городах, преимущественно с т.н. «низким» потенциалом, поскольку здесь нет значительной конкуренции и при этом сохраняется запрос на качественные проекты. Перспективной нишей является и туризм. Приглашенные из разных городов девелоперы рассказали про свой опыт и поделились кейсами. Были упомянуты и риски проектного финансирования, инфляционные, административные и политические. Павел Лепиш из Phonix поделился продуктивными решениями, в числе которых- умный и прозрачный для клиента девелопмент, этапность проектов, наличие цифровых платформ, локализация, импортозамещение.

Следующая сессия была посвящена новым подходам к КРТ и КОТ. «Что можно построить на 100 га, кроме жилья? Проблема в том, что многие девелоперы, которые всегда делали ставку на жилье, ничего, кроме многоквартирных домов и сопутствующей социальной инфраструктуры строить не готовы», - посетовала модератор сессии Эвелина Ишметова, директор по развитию и консалтингу Key Capital, основатель Школы Девелопера.

Сергей Григорьев, директор по развитию «Голос Девелопмент», убежден, что сегодня КРТ приходит на смену КОТ, поскольку предполагает создание конкурентного продукта, аккуратно включаясь в городскую ткань. Основным преимуществом КРТ является помощь от органов власти (регламентация сроков, возмещение части затрат по инфраструктуре, четкое соблюдение процедур). КОТ вместе с тем тоже никуда не уйдет, но будет продолжать существовать в мультиформатном режиме.  

По мнению Романа Капиноса, первого заместителя генерального директора «ФСК Регион», КРТ – это не продажа земли, а инструмент развития города. «У каждого такого проекта есть четкие цели: реновация центра, формирование полицентричности, масштабность при освоении новых территорий. При этом выдерживается баланс интересов жителей и инвесторов, применяются современные градостроительные практики», - отметил Роман.
На сессии «Критерии эффективного мастер-плана крупной территории» обсуждались стратегии эффективной реализации проектов. Модератор Ольга Гусева, генеральный директор Key Capital, в своем приветственном слове сказала: «Ядро вашего проекта – это не жилье и не социалка. Это то, что вас отличает от остальных, некая «изюминка». Конкурировать сегодня нужно не продуктом – необходимо менять фокус. Если у вас будет то, чего нет у других (велодром, инновационный центр – не суть важно, главное, чтобы это оказалось актуальным) – ваш проект будет приносить деньги. Власти, отменяя льготную ипотеку, прямым текстом говорят: достаточно жилья! Стройте то, благодаря чему люди смогут зарабатывать, создавайте новые рабочие места».

Полина Неустроева, архитектор-градостроитель, член союза архитекторов России, основатель и генеральный директор Urban Tech, рассказала о критериях эффективного мастер-плана крупных территорий. Таковыми являются: комплексность (объединение разных аспектов развития – экономика, инфраструктура, экология, социальная сфера, культура), устойчивость (и социальная, и экономическая), инновационность (применение цифровых технологий, новации в сфере градостроительства, новые форматы планирования), ориентация на будущее (сценарное планирование, адаптация к изменениям) и взаимодействие (участие всех заинтересованных сторон, открытость и прозрачность, совместная ответственность).

Заключительная сессия «Здоровье нации как коммерческий проект для девелопера» была посвящена сформировавшемуся тренду на здоровый образ жизни, причем тренд этот актуален для всех возрастов. Как застройщику выстроить экономику «оздоровительных» объектов, избежать наиболее распространенных ошибок при их создании и на этом заработать – обсудили приглашенные эксперты и гости. Михаил Данилов, медицинский директор Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья, рассказал о развитии санаторно-курортных объектов. Основными вызовами для инвесторов в сфере «оздоровительного» туризма являются: высокий порог входа, сложный выбор концепции (модели), необходимость подбора комплексных команд с высоким набором компетенций (особенно в условиях дефицита кадров), сезонность, необходимость постоянного внедрения новых технологий.

Елена Лысенкова, эксперт гостинично-туристический отрасли, член Межрегиональной общественной научно-просветительской организации «Национальная академия туризма» (НАТ), отметила, что сегодня важно совмещать оздоровительные практики с рекреационными, потому что само понятие здоровья – многоаспектно. Термы, в частности, очень популярны в силу своего комплексного подхода.    

Общий вывод таков: мы вынуждены жить и делать бизнес в условиях экономической турбулентности, но сложности делают нас сильнее и учат искать новые подходы.


иГРОКИ РЫНКА

KEY CAPITAL

Ишметова Эвелина

Консалтинг и брокеридж

KEY CAPITAL

Hospitality Income Consulting

Лысенкова Елена

Строительство

ГК ФСК

Материалы по теме

Источник: ХСА
Экспертный анализ

NF Group и ХСА: Программа КРТ подтолкнет спрос на light industrial

В I квартале 2024 года в Московском регионе было введено 140 тыс. кв. м площадей формата light industrial, общий объем качественного предложения достиг 421 тыс. кв. м. Согласно совместному исследованию NF Group и ХСА (Холдинг «Строительный Альянс»), востребованность площадей light industrial продолжает расти, а вынос промзон в рамках программы КРТ может повысить спрос еще как минимум на 3 млн кв. м. Реализация одной очереди проекта light industrial обычно занимает 6-7 месяцев, а к моменту ввода в эксплуатацию вакансия равна нулю. Арендные ставки и стоимость квадратного метра на недвижимость такого формата увеличились более чем в два раза по сравнению со вторым полугодием 2020 года. Чистая арендная ставка выросла на 113% – с 5,5 тыс. руб. за кв. м в год до 11,7 тыс. руб., а цена продажи увеличилась на 118% – с 47,8 тыс. руб. за кв. м до 104,2 тыс. руб. Из-за дефицита предложения и высокого спроса к концу 2024 года прогнозируется дальнейший рост стоимости аренды и продажи таких помещений на 10%.
29.05
Источник: Platforma Legal
Точка зрения

Что такое КРТ и с чем его едят

В наше время вошел в моду термин «комплексное развитие территорий» («КРТ»). Что любопытно, этот термин часто используется (особенно девелоперами жилья) в сугубо маркетинговом контексте – людям красиво рассказывают о разнообразном функционале их будущего жилья (торговле и развлечениях, всяких велодорожках, дронах-доставщиках и т.д.). Зачастую эти проекты имеют мало общего с юридической конструкцией КРТ, которая подробно описана в Градостроительном Кодексе Российской Федерации. О разночтениях и истинном смысле понятия рассуждает партнер юридической фирмы Platforma Legal Владислав Сурков.
13.07
Источник: cre
Исследования рынка

Инвесторы выбирают офисы

Объем вложений в офисную недвижимость Москвы вырос с начала года почти в 3 раза и продемонстрировал рекордные значения.
 
 
15.11

журнал CRE 2(447)

Март
Пакуют все: какие новые продукты выйдут на рынок коллективных инвестиций? Доходность депозитов в России всё ещё высока, конкуренция между управляющими ЗПИФ компаниями – всё жёстче. Удастся ли убедить «частников» в них вкладываться, и вообще изменить отношение к исторически непонятной и сложной для них commercial real estate? Высокие отношения: насколько вероятна так называемая деградация девелопмента?    За МКАДом жизнь есть: «великий офисный исход» за МКАД прогнозировался ещё двадца...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (3-9 марта)

Александр Клячин готовится вернуть себе активы KR Properties, «Ростех» решил владеть своим офисным комплексом, а не арендовать его, круаные сделки по аренде складов состоялись в Москве и Краснодаре, RD Management взяла в управление еще три объекта ADG group, а в столице прошел XVIII PFM Congress. Эти и другие новости - в нашей традиционной подборке за неделю. 
09.03
Источник: CRE
Переговоры

Активы KR Properties вернутся к Клячину

Бизнесмен договорился о выкупе у государства своих бывших активов на сумму свыше 50 млрд рублей.
05.03
Источник: ap22.ru
Открытие

«Супер Лента» пришла в Бийск

В Бийске открылся первый магазин «Супер Лента».
 
10.03
Источник: Vos’hod
Проект

Vos’hod представил интерьеры Armani / Casa Moscow Residences

Vos’hod показал интерьеры клубного дома «от Armani».
 
10.03
Источник: CRE
События

XVIII PFM Congress: Как расколоть ОРЕХ и зачем в недвижимости СЕХ

В прошлом году команда CRE Events пришла к разделению по сессиям  Property Management и Facility Management, что позволило гораздо подробнее рассмотреть все аспекты управления и уделить больше внимания именно РМ. А к итоговому мероприятию 2024 года был протестирован формат "оцифровки" показателей доходов и расходов - эффективности УК. Это делает наглядным всю проблематику рынка, которую хотя бы теоретически можно измерить. Property & Facility Management Congress 2025 стал промежуточным итогом этих двух векторов развития мероприятий для управляющих компаний: в первой сессии мы препарировали операционные расходы (ОРЕХ): из чего они состоят, как менялись статьи расходов, как менялись доли различных видов затрат - на конкретных примерах, общих табличках с пояснениями. Во второй сессии мы сосредоточились на доходной части, которая, как выяснилось, растет не только за счет ротации арендаторов и индексации ставок, но и за счет маркетинга, повышения клиентского опыта (Customer Experience, CЕX), построения путей от бренда (объекта) к клиенту, других инструментов привлечения и удержания ЦА. 

Видео мероприятия ЗДЕСЬ. Фотоотчет ТУТ

 
05.03
Источник: CRE
Аукцион

Москва выставила на торги детский сад со слонами

Двухэтажное здание площадью 1,7 тыс. кв. м предлагается за 148 млн рублей. Здание, известное как «родина розовых слонов», построено по авторскому проекту и является объектом культурного наследия регионального значения.
05.03
Источник: AFI Development
Открытие

«АФИ Галерея» открылась у «Белорусской»

«АФИ Галерея» стала первым МФК, открытым в центре Москвы после затишья на рынке торгово-офисной недвижимости, вызванного пандемией и уходом иностранных компаний из России. Сейчас интерес к коммерческим проектам растет – об этом свидетельствует низкая вакансия, которая в столичных торговых объектах составляет 7%, а в офисных – 5-8%, по оценке аналитиков AFI Development. 
07.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre