Потеснят ли новые деловые кластеры офисы в центре и «Москву-Сити»?

Офисная децентрализация в Москве длится уже не первый год — «Москва-Сити», Ленинградский деловой коридор, некогда бывшие флагманами этого движения, сейчас стали не менее престижными деловыми кластерами, чем исторический центр. В последние годы этот тренд развивается еще активней — крупные офисные проекты возводят в Южном порту, на Рублево-Успенском шоссе, в рамках ТПУ «Кунцевская». Виолетта Сливная, коммерческий директор Upside Development, разбиралась, удастся ли новым деловым кластерам дислоцировать аудиторию из уже сформировавшихся бизнес-районов в центре столицы и в «Москве-Сити».  
464
Изображение взято из источника: Upside Development
Москва постепенно уходит от концепции города с единым историческим, культурным и деловым центром, однако далеко не любая точка города обладает потенциалом делового офисного района. Определяющим критерием развития новых бизнес-коридоров становится транспортная доступность, а также наличие качественного окружения. Какие же преимущества новых бизнес-хабов способны «переманить» аудиторию из давно устоявшихся офисных кластеров? 
 
Ближе к дому 
 
Удаленные и гибридные форматы работы позволили многим пересмотреть свое отношение ко времени и свободе перемещений. Согласно социологическому исследованию сервиса по поиску работы SuperJob, москвичи предпочитают тратить на дорогу до офиса менее получаса, тогда как сейчас она занимает не менее часа на общественном транспорте. Немало офисных сотрудников едут в столичные бизнес-центры из Подмосковья – по официальным данным, маятниковая миграция в Москве ежедневно составляет 1,1 млн человек. Для них удобнее добираться не в центр города через несколько пересадок, а до новых бизнес-хабов, расположенных в пешей доступности от транспортно-пересадочных узлов с БКЛ, МЦД и МЦК. 

Новые деловые кластеры за пределами центра столицы удобны не только для сотрудников, но и владельцев бизнеса, которые  могут купить площади в том районе, где проживают, чтобы быстро добираться до офиса и оперативно решать рабочие вопросы. Мы отмечаем, что 80% клиентов проекта Upside Kuntsevo приобретают офисные площади для себя. Разделить их можно на две категории. Первая – представители топовых компаний, которые живут в близлежащих локациях (Новая Рига, Рублево-Успенское шоссе, запад Москвы). У них уже есть штаб-квартира в престижной деловой локации, поэтому они размещают home office поближе к дому. 
 
Вторая категория – представители малого и среднего бизнеса, которые также проживают рядом и рассматривают бизнес-центр для себя и своей команды. Средняя площадь лота, приобретаемого компанией для собственного размещения, составляет 200-400 кв. м. 

При этом только 20% – инвесторы, следовательно, к моменту перепродажи или сдачи в аренду актива у них будет минимальная конкуренция в рамках проекта, поскольку большинство лотов приобретены бизнесом для себя. А с учетом большого потенциала развития локации в комплексе заложен и рост инвестиционной привлекательности.  

Город в городе 

Сейчас идет настоящая борьба за кадры. Согласно исследованию сервиса «Авито Работа», число вакансий в России выросло в 2 раза, при этом офис компании и место работы играют немалую роль в принятии решения со стороны кандидатов. Ведь на работе многие проводят 5 дней в неделю, большую часть свой жизни, поэтому концепция work-life blend набирает обороты, стирая привычные границы между работой и отдыхом. Она основывается на совмещении в одном пространстве всех сценариев: работы, нетворкинга, развития, занятий спортом и хобби.

Это становится возможным благодаря проектам с мультиформатной средой, способной удовлетворить максимум разных запросов. Чем шире спектр сервисов (ресторан, химчистка, магазины, аптека, цветочная студия, салон красоты, фитнес и т. п.), тем лучше для резидентов. Например, при проектировании Upside Kuntsevo был сделан акцент на создание полноценной развитой среды как внутри проекта, так и на прилегающей территории. В бизнес-центре предусмотрены фитнес-центр, кафе и рестораны, в том числе столовая-кафетерий с террасой на эксплуатируемой кровле для резидентов, зона ретейла с магазинами, салонами красоты, аптеками и др., коворкинги и конференц-зал, лобби с атмосферным атриумом и предметами искусства. 

Интересно, что запросы клиентов к офисным пространствам перешли из сферы жилой недвижимости, так как грани между двумя сферами жизни сейчас стираются. Например, мы обратили внимание, что среди покупателей офисов стали чаще встречаться запросы на виды из окон, «умные» решения для бесшовных рабочих процессов, стильные и вдохновляющие интерьеры, наличие прямого выхода в благоустроенную парковую зону, где можно поработать, почитать, отдохнуть. Тренды на запросы клиентов фиксируют и результаты исследования «Зарплаты.ру» и «Русской школы управления»: 22% сотрудников при описании «идеального офиса» отметили, что хотят иметь панорамные и живописные виды. Для многих россиян также важны зоны отдыха в офисе (40%), коворкинги или гибкие офисы с выбором рабочего места (18%), экологичный дизайн и «зеленые» технологии (13%). 
 
Молодо, зелено
 
Нельзя сказать, что офисы в центре Москвы и других давно сформировавшихся деловых кластерах слабо оснащены инфраструктурой, однако ограниченный масштаб застройки в этих локациях так или иначе дает о себе знать. Так, немногие бизнес-центры могут похвастаться наличием зеленой зоны на своей территории, не говоря уже о парковом пространстве. Согласно исследованию CORE.XP, 37% опрошенных в возрасте 25-35 лет больше всего не хватает в офисах, где они работают, зеленых зон. Проекты в более удаленных районах от центра Москвы могут предложить комфортное природное окружение.

Резюме 

Бизнес-центры в новых деловых кластерах определенно имеют большой потенциал для развития. В первую очередь, для малого и среднего бизнеса, небольших home office и back-офисов, которым выгоднее выбрать локацию с высокой транспортной доступностью, развитой инфраструктурой, мелкой нарезкой и выгодной стоимостью помещений. Центральные районы, «Москва-Сити» и другие кластеры найдут своего клиента, особенно среди тех, кому нужен представительский офис, и он готов за это заплатить больше. 

По мере нарастания дефицита свободных под застройку участков в центре столицы, офисная децентрализация будет усиливаться, однако конкуренция между сформировавшимися и строящимися деловыми кластерами пока условная. На мой взгляд, у них пока довольно разные и почти не пересекающиеся целевые аудитории по структуре запроса, как минимум. При этом привлекательность новых бизнес-хабов будет расти в связи с новыми парадигмами в работе, ведении бизнеса и стиле жизни москвичей.   


Материалы по теме

Источник: cre.ru
Исследования рынка

Все дороже и дороже: динамика ставок офисной аренды в Москве и Питере

Расходы московских компаний на аренду офиса за последние 6 лет выросли на 18%, а петербургских – на 54%.
 
29.11
Источник: CORE.XP
Исследования рынка

CORE.XP: Вакантность в гибких офисах сократилась до 4,2%

Объем сделок в этом сегменте уже превысил результат всего 2023 года.
28.11
Источник: Asterus
Исследования рынка

Ввод офисов станет рекордным за 9 лет

Ввод новых офисов в Москве в 2024 году может стать рекордным за последние 9 лет и в 1,4 раза превысить среднегодовой показатель с 2013 года, констатируют в управлении аналитики и ценообразования Asterus. Благодаря стабильно высокому спросу год может стать показательным и по другим рыночным параметрам - объему продаж и величине арендной ставки. 
22.11

журнал CRE 10 (444)

Ноябрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегические партнеры журнала: компания Pioneer  компания  ADG group  ИНТЕРВЬЮ Основатель и акционер ГК «Ориентир» Елена Бондарчук: мать, жена, инвестор, девелопер. Именно в таком порядке ТЕМА НОМЕРА Дорого и немило: Как инфляция влияет на рынок коммерческой недвижимости ОФИСЫ - Игра в классиков: первые итоги офисной классификации - Ландшафт как преимущество ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА - Курортный роман: появятся ли в России города-мега...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (25 ноября - 1 декабря)

Активное развитие оренбургского ТРЦ «Мармелад», новые лоты от московских властей, планы по экспансии Avdeev Crystal, сделка по продаже БЦ «Амальтея» и ТЦ «Петровский», назначения в ФСК и Самолете, а также новая статья из журнала CRE - в нашей традиционной подборке за неделю.
01.12
Источник: Whitewill
Назначения

Whitewill открывает направление продажи офисов

Новый департамент займется реализацией офисных помещений площадью от 300 кв. м, а возглавит его Анна Трушкина, ранее занимавшая руководящую должность в ILM. 
02.12
Источник: Пресс-служба Ricci
Назначения

Андрей Постников перешел в Ricci

Андрей Постников назначен управляющим партнером и генеральным директором компании Ricci.
 
03.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Особенности национальной охоты: почему российским бизнесам дома лучше

На рынке коммерческой недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах заканчивается второй год активных, громких и демонстративных выходов российских игроков в другие страны – от бывших республик СССР и ОАЭ до Уругвая и Бали. Очевидно, что парад экспансий начался из-за глобального передела активов в России, частичного закрытия локальной экономики в условиях усиливающегося санкционного давления и необходимости диверсификации бизнеса. Однако результаты эксперты оценивают сдержанно: успешными оказались лишь отдельные и точечные выходы, большинство же сбавляет темпы или вовсе сворачивается – лучшие рынки уже освоены, для захвата остальных требуются совсем другие ресурсы, бизнесу даже скрытого российского происхождения или с российскими основателями за спиной не рады, а в сегмент вышла армия «диванных хомячков» с критической для отрасли денежной массой. Но главное – доходность недвижимости в России с другими странами сейчас просто несопоставима.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
04.12
Источник: Tekta Group
Проект

Tekta Group выводит на рынок БЦ Air на Ходынке

Строительство бизнес-центра начнется в 2025 году. Сейчас предлагаются в покупку лоты площадью от 56,5 до 761,5 кв. м.
02.12
Источник: CRE
Проект

Михайловский Девелопмент построит склад в Красной Поляне

Площадь первого этапа строительства кластера на севере Подмосковья составит 96 000 кв. м. Генеральный подрядчик - компания Megastroy.
04.12
Источник: CRE
Игроки рынка

Дом ленинградской торговли внесли в ЗПИФ

Основатели Mercury передали исторический объект площадью 32 000 кв. м в управление УК «Инновационный капитал».
02.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre