Куда движется рынок логистики: главные тенденции и вызовы

Рынок электронной коммерции в России за прошедшие два года адаптировался к новым условиям. Рост доли онлайн-продаж говорит о возрастающей популярности интернет-покупок. Однако, чтобы оставаться востребованными, от ретейлеров требуется все больше усилий. Бурный рост e-commerce существенно трансформирует логистический бизнес, который сейчас оказался под давлением сразу нескольких мощных факторов. О том, как аутсорсинг логистических операций может помочь бизнесу, рассказал Илья Синчурин, директор по продажам сервиса Яндекс Доставка.
720
Изображение взято из источника: cre.ru
Главные тренды на рынке e-com
 
Онлайн-покупки только набирают популярность. Люди привыкают к удобным покупкам в несколько кликов, быстрому доступу к широкому ассортименту, большому выбору и экономии времени. Одним из главных драйверов роста числа онлайн-заказов становятся маркетплейсы. Разнообразие товаров на витрине маркетплейсов и возможность заказать с удобной доставкой стимулируют людей чаще покупать онлайн.

Крупные площадки активно заходят в регионы, а пункты выдачи заказов открываются практически во всех городах России — от миллионников до небольших населенных пунктов.  Из-за этого на маркетплейсы массово заходят новые продавцы — как из небольших, так и из крупных городов. Помимо доступа к большому числу покупателей по всей стране предприниматели получают от площадок еще и внутренние инструменты для продвижения, что помогает их бизнесу расти.

Многие покупатели при выборе онлайн-магазина часто ориентируются на вариативность предлагаемых продавцом сценариев доставки. Один из самых популярных — экспресс-доставка, которая позволяет быстро получить нужную вещь и эффективнее планировать свое время. Однако не все готовы доплачивать за скорость доставки, поэтому набирают популярность и другие, менее срочные варианты — к определенному времени, на следующий день или в ПВЗ.

Чтобы завоевать аудиторию и сделать ее более лояльной, необходимо уделять больше внимания качеству сервиса. Для компаний, которые присутствуют исключительно в онлайне, этап «последней мили» особенно важен. Курьер или оператор в ПВЗ так или иначе воспринимаются покупателем как представители бренда, и опыт взаимодействия с ними влияет на формирование покупательского опыта. А от скорости и качества доставки зависит, какое впечатление останется о продавце, и желание совершить повторный заказ.

Тенденции логистики

Рост онлайн-покупок и востребованность сценариев быстрой доставки увеличивают спрос на логистические услуги. А чтобы доставлять больше заказов, нужно привлекать и больше исполнителей: работников склада, операторов сборки,  курьеров и водителей.

Другая тенденция — устаревание транспорта. Средний возраст транспортных средств увеличивается, им все чаще требуется техосмотр и обслуживание, а обновление автопарка становится существенной инвестицией.

Затраты на курьеров и транспортные средства увеличивают себестоимость логистики. Однако в противовес вызовам появляются современные инструменты, которые смягчают последствия и оптимизируют перевозки — например, сервисы маршрутизирования на базе современных технологий. Умные системы анализируют данные о спросе, занятости водителей, подбирают оптимальные маршруты с учетом ситуации на дороге. Кроме того, цифровые решения уплотняют количество заказов на одном маршруте. Такие технологии оптимизации могут снизить затраты на логистику в среднем на 15-20%.

Как аутсорс логистических операций помогает бизнесу

Как правило, есть несколько подходов к организации логистических процессов, связанных с сервисом доставки: набирать и использовать собственный штат курьеров или полностью или частично передавать логистические задачи на аутсорс. В первую очередь выбор зависит от бизнес-задач и объемов продаж.

Небольшие компании могут организовать доставку самостоятельно — например, собственными курьерами в штате. Однако собственного ресурса может не хватать в периоды сезонных колебаний роста или в момент масштабирования бизнеса — логистическим процессам нужна гибкость. Средние и крупные же компании чаще выбирают логистический аутсорсинг — это позволяет им снижать расходы на 10-30% и гибко управлять объемами в периоды высокого спроса.
 
У сотрудничества с внешними логистическими сервисами есть несколько весомых преимуществ:
  • бизнес может гибко масштабировать объем логистики, увеличить скорость и нарастить число доставленных заказов;
  • также у бизнеса отпадает необходимость держать свой автопарк и нанимать курьеров.
Особенно такое сотрудничество будет полезно во время сезонных пиков продаж. Например, когда в праздники число заказов резко возрастает, и собственный логистический центр не справляется с нагрузкой. Тогда логистические партнеры могут оперативно подхватить оставшиеся заказы, сохранив качество и скорость доставки.

Вывод

Чтобы выделяться на фоне конкурентов и постоянно улучшать потребительский опыт, компаниям важно быстро реагировать на изменения рынка и оперативно адаптироваться к сезонным колебаниям. Например, в преддверии Нового года, когда нагрузка значительно возрастает.
Поэтому так важно грамотно анализировать цели и выбирать подходящий сценарий доставки.  Адаптироваться к вызовам отрасли поможет выбор правильной стратегии. Способ построения логистики — аутсорс, свой штат или гибрид — зависит от ресурсов компании, потребностей и ее масштабов.
 


Материалы по теме

Экспертный анализ

Доставка, drive-thru и click&collect – ключевые каналы фудсервиса на время пандемии

В 2019 году в России уже 36% заказов потреблялось вне стен кафе, ресторанов и заведений быстрого обслуживания. Доставка заняла 8% рынка питания вне дома, опередив по этому показателю страны Европы. В условиях пандемии данный тренд будет только усиливаться. Смягчить удар по фудсервису удастся заведениям, которые предлагают еду на вынос и услуги доставки, а также drive-thru и click&collect, считают в NPD Group.
08.04
Источник: CRE
Исследования рынка

NF Group: Загрузка площадей логистических операторов России достигла рекордных 96%

Согласно данным NF Group, с конца сентября 2023 года по июнь 2024 года загрузка площадей логистических операторов России выросла на 3 п. п. и достигла рекордных 96%. Высокий спрос на услуги 3PL-провайдеров обусловлен минимальным уровнем свободных площадей на рынке складской недвижимости и существенным ростом арендных ставок. При этом с начала 2024 года объем сделок со складской недвижимостью со стороны логистических компаний сократился более чем в три раза, до 133 тыс. кв. м, ввиду отсутствия свободного предложения для аренды. Лидером по объему используемых складских объектов среди логистических компаний в Московском регионе является компания FM Logistic с суммарным объемом складов около 744 тыс. кв. м, в регионах – AP Trade, в пользовании которой находится 175 тыс. кв. м складов. Несмотря на то, что Московский регион остается основным направлением для потенциального увеличения складских мощностей, города Сибири и Дальнего Востока привлекают все больше внимания 3PL-операторов из-за изменений в логистических цепочках.
05.07
Источник: CRE
Сюжет

Логисты рассказали о самых необычных грузах этой весны

Самым тяжелым грузом за март-май стала буровая установка, а наиболее габаритным — 3D-принтер для строительства зданий. Об этом сообщается в обзоре ПЭК, подготовленном совместно с «Почтой России», ООО «Байкал-Сервис ТК» и «Лантранс». 
14.05

журнал CRE 2(447)

Март
Пакуют все: какие новые продукты выйдут на рынок коллективных инвестиций? Доходность депозитов в России всё ещё высока, конкуренция между управляющими ЗПИФ компаниями – всё жёстче. Удастся ли убедить «частников» в них вкладываться, и вообще изменить отношение к исторически непонятной и сложной для них commercial real estate? Высокие отношения: насколько вероятна так называемая деградация девелопмента?    За МКАДом жизнь есть: «великий офисный исход» за МКАД прогнозировался ещё двадца...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (24-30 марта)

Об упаковке квартир в ЗПИФы, новом ТЦ в Восточном Бирюлеве, офисах Аэрофлота и Лукойла, гибких проектах Aspace и AFI, крупной складской сделке в Татарстане, масштабном проекте в Анапе и новых офисах от А101, а также о том, что обсуждалось на Office & Development Brunch 2025 - в нашей традиционной подборке.
30.03
Источник: CRE
События

Office & Development Brunch 2025: "Конечникам" везде у нас дорога, инвесторам всегда у нас доход!

20 марта в Москве состоялась ежегодная встреча, посвященная офисному рынку. Ведущие девелоперы, консультанты и эксперты затронули общие тренды рынка, дали аналитику и порассуждали о портрете покупателя. Мы, журналисты, всегда любим говорить о новой реальности или нормальности, но дискуссия показала, что рынок действительно поменялся, и даже глубже, чем мы себе представляли. И в то же время есть маркеры, которые говорят о движении в обратную сторону - сторону аренды этажами и блоками (то, как всегда представляли профессиональный рынок). Причем это даже без учета возможного возвращения международных компаний. Просто в мелкую нарезку с высокими доходами уже поиграли, а клиенту теперь снова нужно, как было, только современнее, сервиснее и зеленее. Девелопмент, фокус на который казался определяющим (КРТ, МПТ и прочее), на самом деле тоже зависим от человека и от "Рынка" (именно так, с большой буквы и в несколько мистическом понимании), поэтому тезис "всё не будет как прежде уже никогда" конечно же имеет место быть, но ни отдельные проекты, ни компании, ни десятки девелоперов жилья для этого рынка уже не становятся определяющими.  
 
Полное видео ТУТ. Фотоотчет ЗДЕСЬ.
26.03
Источник: Union Brokers
Сделка

Union Brokers сдала склад в Татарстане

«Биек Тау» - складской парк в Татарстане – принял нового арендатора.
 
27.03
Источник: CRE
Аукцион

БЦ Pulkovo Sky готовы отдать за 4 млрд рублей

Торги по продаже бизнес-центра класса А площадью 50 тыс. кв. м пройдут 28 мая в форме голландского аукциона (на понижение). Начальная цена - 5,56 млрд, минимальная - 4,06 млрд рублей.
28.03
Источник: cre.ru
Проект

Южный порт прирастет офисами

Более 350 тыс. кв. м офисной недвижимости будет построено в Южном порту.
 
27.03
Источник: «А101»
Проект

«А101» начала продавать офисы в третьей очереди «Прокшино»

На рынок выведена следующая очередь бизнес-квартала «Прокшино». 
 
26.03
Источник: CRE
Проект

Hutton получил площадку под Light Industrial

Девелопер планирует построить промышленный технопарк на участке площадью 0,86га в Новокосине.
27.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre