По данным на начало 2025 г., в России работает 142 фуд-холла общеи? площадью 385,1 тыс. кв. м. В Москве и Московской области представлена половина всех действующих объектов (70 фуд-холлов) общей площадью 208 тыс. кв. м. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области работает 18 фуд-холлов общей площадью 56,3 тыс. кв. м, один из которых – это крупнейший в Европе фуд-молл Vokzal 1853. В региональных городах России представлено 54 действующих фуд-холла общей площадью 120,8 тыс. кв. м. Значительная часть новых объектов открывается в регионах. В 2024 г. Екатеринбург стал лидером среди городов-миллионников по количеству фуд-холлов, опередив Краснодар и Новосибирск.
В 2024 г. открылись фуд-холлы в трех новых для рынка регионах (Пермский край, Томская область, Красноярский край). После открытия объектов, анонсированных на 2025 год, география рынка пополнится еще тремя регионами (Волгоградская область, Забайкальский край, Ханты-Мансийский АО).
Лидерами среди кухонь остаются паназиатская, кофейни и десерты, а также европейская кухня, они также лидируют по количеству открытий новых корнеров в фуд-холлах. В 2024 г. наблюдался рост спроса на азиатские напитки, а также появление уникальных гастрономических проектов, таких как «Шанежная» с уральскими пирожками или итамеши-бистро, сочетающее в себе смесь традиционных элементов итальянской и японской кухонь.
Фуд-холлы в России можно разделить на несколько типов в зависимости от масштаба и концепции. Классические фуд-холлы занимают от 1 тыс. до 5 тыс. кв. м и предлагают разнообразные ресторанные корнеры с уникальными концепциями. Фуд-маркеты сочетают в себе ресторанный формат с рыночными лавками, где можно приобрести свежие продукты. Самый крупный формат – фуд-моллы, площадью от 10 тыс. кв. м, они расположены в отдельно стоящих зданиях и объединяют в себе более 50 ресторанов и баров. В России пока четыре фуд-молла – один в Петербурге и три в Москве, однако в 2025 г. в Москве ожидается открытие нового крупного фуд-молла Tverskoy 24/7.
Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости Nf Group: «В последние годы мы наблюдаем стремительный рост доли развлечений и общественного питания в составе торговых объектов. Для многих потребителей, которые привыкли совершать базовые покупки онлайн, именно забота о проведении качественного и разнообразного досуга является весомой причиной для посещения торговых объектов. Поэтому многие собственники зданий и операторы общепита постоянно придумывают новые форматы для привлечения трафика, для попадания в запросы целевой аудитории. Формат гастрономических пространств с разным наполнением и постоянной сменой предложения – это один из популярных и востребованных концептов на сегодняшнем рынке, так как он позволяет закрывать сразу несколько задач у широкой аудитории».
Наталия Киреева, заместитель регионального директора департамента консалтинга и аналитики Nf Group: «В отличие от фуд-кортов с набором сетевого фаст-фуда, основная цель которого - задержать посетителя в торговом центре, когда он проголодался, фуд-холл больше ориентирован на осознанное погружение в гастрономию, исследование новых вкусов и кулинарных традиций. В то время как в столичных городах этот формат гастрономических объектов уже знаком потребителю, в ближайшей перспективе мы ожидаем активное развитие фуд-холлов в регионах, где отмечаются изменения в потребительских предпочтениях и культуре питания. Жители регионов становятся менее консервативны и ценят в фуд-холлах новый гастрономический опыт, новые впечатления, разнообразие и особую атмосферу».