Топ-5+5 ритейлеров Казахстана

Розничная торговля в Казахстане демонстрирует уверенный рост: по данным INFOLine, к началу 2025 года общее количество торговых точек в стране увеличилось на 14%, превысив отметку в 200 тысяч. Из них более 70 тысяч приходится на продовольственные магазины, свыше 45 тысяч – на магазины одежды, обуви и аксессуаров, а более 85 тысяч – на прочие непродовольственные объекты. Особенно активно развиваются сегменты аптек (7 тысяч точек), косметики (8 тысяч), детских товаров (10 тысяч), а также бытовой химии, товаров для дома, цветочных магазинов и автозаправочных станций. Однако для устойчивого развития современной розницы все более критическим становится состояние складской инфраструктуры, дефицит которой сдерживает потенциал рынка.
780
Изображение взято из источника: IBC Global
Для эффективной работы ритейла требуется 3–4 квадратных метра качественных складских помещений на каждый квадратный метр торговой площади. По данным INFOLine, на ТОП 200 крупнейших торговых сетей Казахстана приходится 3,2 млн кв. метров торговых площадей, т.е. если оценивать потребность только этих игроков, то им требуется порядка 9,6 млн м2 качественной складской инфраструктуры. Однако, как показало исследование IBC Global, на март 2025 года реальные цифры по складам сильно отличаются от общепринятых: общее предложение – 1,7 млн кв. м, из которых лишь 375 тыс. кв. м – класс А, 1,2 млн кв. м – класс В, а 117 тыс. кв. м – некачественный фонд. Т.е. торговля совершенно не обеспечена складской инфраструктурой в достаточной степени.

В продовольственном сегменте лидерство сохраняет сеть MAGNUM, которую INFOLine называет крупнейшей по выручке в Центральной Азии. Несмотря на сокращение числа магазинов в 2024–2025 годах, компания делает ставку на модернизацию и развитие e-grocery: доля онлайн-продаж в обороте сети уже достигла 16% в 2024 году, а к концу 2025-го, по прогнозам, составит 20–25%. При развитии данной модели, по мнению IBC Global требуется не только мультитемпературные, традиционные распределительные центры, но и сеть внутригородских складов. В непродовольственной торговле выделяются фармритейлеры: «Биосфера» расширила сеть на 70 аптек, Europharma – на 130, укрепляя позиции в городах и регионах. Сеть Fix Price нарастила присутствие на треть, превысив 330 магазинов, благодаря инвестициям в логистику и локализацию ассортимента. Среди лидеров электроники – Sulpak (189 магазинов в Казахстане и Кыргызстане) с обновленными форматами и Mechta, где рост заказов с экспресс-доставкой составил 30% за счет развития региональных складов.

 
«Наш рейтинг INFOLine FMCG и Non-Food Retail Kazakhstan за 2024 год, основанный на анализе сотен тысяч торговых точек и более 200 крупнейших сетей, показывает замедление темпов роста лидеров на фоне общей рыночной динамики. Это говорит о насыщении отдельных сегментов и возрастающих ограничениях», – отмечает Иван Федяков, основатель INFOLine.
 
«Развитие складской инфраструктуры – это не просто поддержка ритейла, а инвестиция в будущее экономики Казахстана. Соответствие международным стандартам и увеличение объема качественных складов повысят эффективность цепочек поставок и создадут условия для роста бизнеса», – подчеркивает Станислав Ахмедзянов, управляющий партнер IBC Global. 

Совмещение розничной, оптовой и дистрибуционной деятельности ведущими сетями делает доступность современных складов критически важной. Решение проблемы видится в развитии логистических центров, что станет драйвером для устойчивого роста розничных форматов в ближайшие годы.

Таким образом, 2024 год стал для Казахстана временем активного роста розницы и одновременно выявил ключевые вызовы. Пока наибольший объем складских площадей сосредоточен исключительно в Алматы и Алматинской области (почти 60% от общего объема, включая 38,8% складов класса А в республике). В Астане насчитывается около 272 тыс. кв. м качественных складов (класса А и В), в Шымкенте – около 106 тыс. кв. м, из которых 62 тыс. кв. м – класс А. На остальные города Казахстана приходится примерно 250 тыс. кв. м складских помещений, включая 66 тыс. кв. м класса А. 

Средняя обеспеченность складами класса А в Казахстане составляет 0,02 кв. м на жителя, а с учетом всего качественного предложения – 0,06 кв. м. Самая высокая обеспеченность наблюдается в Алматы (0,21 кв. м на жителя), а самая низкая – в Шымкенте (0,01 кв. м).

Напомним, что еще одним из ключевых показателей эффективности складской логистики является соотношение торговых и складских площадей. По данным INFOLine, в среднем на 1 кв. м склада приходится 3-4 кв. м торговой площади. Однако этот показатель сильно варьируется в зависимости от формата магазинов:

- Супермаркеты: из-за широкого ассортимента требуется больше складских площадей. На 1 кв. м склада приходится менее 2 кв. м торговой площади.

- Гипермаркеты: меньше зависят от складов, так как запасы продукции хранятся непосредственно в магазине. На 1 кв. м склада может приходиться 6-8 кв. м торговой площади.

- Магазины у дома: из-за ограниченного количества SKU, но более высокооборотного характера бизнеса  требуют частых поставок, поэтому соотношение составляет до 5 кв. м торговой площади на 1 кв. м склада.


иГРОКИ РЫНКА

IBC Global

Станислав Ахмедзянов

Консалтинг и брокеридж

IBC Global

Материалы по теме

Источник: cre.ru
KnowHow

Жилые девелоперы не торопятся открывать ТЦ

По данным Key Capital, лишь 2% новостроек Москвы имеют собственные торговые центры.
 
27.03
Источник: «Самолет»
Исследования рынка

«Самолет»: Жители ждут продуктов и лекарств, а открываются первыми ПВЗ

По данным девелопера, быстрее всего в новостройках запускаются пункты выдачи, пекарни и кофейни. При этом опрос покупателей квартир показал, что в первую очередь новосёлы хотят видеть открытыми аптеки и продуктовые магазины, а необходимость скорейшего запуска ПВЗ отметили лишь 10% опрошенных. Впрочем, худшие результаты у спа-салонов, барбершопов и художественных студий для взрослых.
25.03
Источник: NAI Belarus
Исследования рынка

NAI Belarus: Стрит-ритейл города Минска. Итоги 2024 года

"Мы, независимо от того, участники рынка или просто покупатели, практически всегда отмечаем новые открытия, ввод новых крупных ТЦ/ТРЦ и при этом фактически незамеченными происходят открытия в объектах стрит-ритейл. Да и появление самих этих объектов, как объектов недвижимости: кто за ними следит? А ведь в них, сами того не осознавая, мы часто делаем импульсные покупки, назначаем встречи за чашкой кофе, чтобы обсудить какие-то вопросы с друзьями или партнерами, туда направляемся, чтобы забрать заказ из маркетплейса, поскольку ПВЗ в стрит-ритейле или по пути с работы, или вообще рядом с домом… А может, в том и прелесть стрит-ритейла, что мы его не замечаем? Он существует, как данность, как неотделимая часть комфорта нашей жизни. И мы не замечаем его присутствия, но тут же заметили бы отсутствие, поскольку сразу же ощутили бы определенный дискомфорт. Это как постоянное присутствие горячей воды в доме: когда она есть – так и надо. Но стоит на пару часов отключить...",- привел такое образное сравнение исполнительный директор NAI Belarus Андрей Алешкин. 
04.03

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04
Источник: Regions Development
Переговоры

Regions Development продает бизнес-центр за 9,3 млрд рублей

Business Center Riva площадью 22 751 кв. м расположен на Нагатинском полуострове на юге Москвы. Ввод объекта в эксплуатацию намечен на I кв. 2026 года. 
21.04
Источник: ВСФ Логистика
Сделка

В парке Depo:16 закрыли крупную сделку по продаже Light Industrial

Помещения площадью более 9 000 кв. м выкупила производственная инжиниринговая компания. Таким образом, первая очередь парка компании "ВСФ Логистика" в Мытищах реализована на 100%.
22.04
Источник: Пресс-служба IBC Real Estate
Назначения

Новые назначения в IBC Real Estate

IBC Real Estate усиливает направление цифровой трансформации.
 
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre