Stone: Девелоперы не торопятся вводить офисы

По данным аналитического центра Stone, в I квартале 2025 г. в Москве не ввели в эксплуатацию ни одного из заявленных проектов класса А. Ситуация подтвердила продолжающийся тренд 2024 г. на перенос сроков готовности строящихся объектов. Рост спроса и сокращение объемов ввода продолжают оказывать давление на уровень вакансии, который к концу I квартала 2025 г. составил 6,1%. 
272
Изображение взято из источника: CRE
В то же время, как отмечают эксперты, в бизнес-центрах с планами ввода в 2025-2026 гг. уже реализовано более 70% офисных площадей: оставшийся вакантным объем не окажет существенного влияния на общий объем предложения рынка. Согласно оценкам совместного исследования Stone и CORE.XP, средний объем ежегодного поглощения офисов составляет порядка 960 тыс. кв. м, а доступный на сегодняшний день объем предложения со сроком ввода до 2026 г. составляет лишь 300 тыс. кв. м без учета теневой вакансии. Дефицит доступного предложения смещает спрос на строящиеся проекты со сроками готовности в 2027-2029 гг.

Объем продаж офисных блоков класса А в строящихся объектах, тем временем, продолжает расти: рост за год составил 21%. Средняя цена продажи 1 кв. м в таких бизнес-центрах в I квартала 2025 г. составила 460 тыс. руб./кв. м, что на 6% выше значений аналогичного периода прошлого года. Стоимость квадратного метра продолжит увеличиваться также в связи с ростом себестоимости строительства, а в новых проектах – из-за высокой стоимости заемных средств для девелоперов.

 
«Мы считаем, что в целом новое строительство останется на высоком уровне, но для удержания заявленного качества девелоперам потребуется больше времени на возведение зданий и отделку мест общего пользования. Учитывая текущий процент распроданности строящихся офисов, новый ввод так или иначе не повлияет на уже сформированный дефицит. Особенно с учетом того, что в новых бизнес-центрах большая часть строящихся офисных площадей реализована преимущественно конечным пользователям — их доля сегодня достигает порядка 60%. Это значит, что далеко не все построенное предложение пополнит рынок аренды, а нехватка новых качественных офисов продолжит стимулировать рост ставок в том числе», — отметила директор коммерческого управления Stone Кристина Недря.

Сегодня на офисном рынке сохраняется высокая деловая активность, что приводит к дефициту качественных офисов и стремительному росту ставок, в особенности в центральных локациях. Ставки аренды за I квартала 2025 г. в классе А увеличились в среднем на 15-30%. В условиях дефицита готовых площадей спрос компаний смещается в объекты на завершающей стадии строительства, в связи с чем растет доля аренды в формате shell&core.  

В линейке проектов Stone также готовится к выходу новый объем предложения под аренду. В частности, на сегодняшний день аренда офисов доступна в построенных корпусах квартала Stone Towers. К середине 2026 г. компания планирует довести объем готовых офисных объектов в линейке предложения до 300 тыс. кв. м, часть из этого объема будет экспонироваться на рынке аренды от инвесторов.


иГРОКИ РЫНКА

STONE

Недря Кристина

Девелопмент

STONE

Материалы по теме

Источник: IBC Real Estate и Stone
Экспертный анализ

IBC Real Estate и Stone: Офисы не подешевеют и вот почему

По итогам I квартала 2025 года стоимость строительства офисного объекта класса А площадью 70 тыс. кв. м составила 186 550 руб. за квадратный метр общей площади (с учетом НДС), что на 11% выше по сравнению с I кварталом 2024 года. С учетом растущего дефицита рабочей силы и роста стоимости строительных материалов, к концу 2025 года индикатор может составить 200 000 руб./кв. м общей площади (с учетом НДС), увеличившись на 18% г/г.
16.04
Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: Ставки на офисы в ключевых деловых районах выросли на треть

С I квартала 2024 года средневзвешенная запрашиваемая ставка аренды офисов класса А по пяти сложившимся деловым районам – Белорусскому, Ленинградскому, Павелецкому, Центральному и ММДЦ «Москва-Сити» выросла на 33% и составила 49 191 руб./кв. м/год. Наибольшую динамику показал Павелецкий деловой район, в котором ставки увеличились на 53% за год, в ММДЦ «Москва-Сити» этот показатель вырос на 49%, а в Центральном деловом районе – на 43%. Высокий спрос на качественную офисную недвижимость влияет также на вакантность: по состоянию на конец I квартала 2025 г. во всех сложившихся бизнес-локациях доля свободных помещений составляет от 1% до 4%.
10.04
Источник: cre.ru
Исследования рынка

«Москва-Сити»: будет еще дороже!

К 2027 г. ставка аренды на офисы в ММДЦ «Москва-Сити» может вырасти на 20%.
 
03.04

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre