Госсектор уезжает из центра Москвы

По данным CBRE, доля новой аренды и продажи с государственными структурами в объеме всех новых сделок по итогам 2016 г. составила рекордные 36%. По прогнозам CBRE, в ближайшей перспективе компании государственного сектора при переезде будут ориентироваться на бизнес-центры за пределами ЦДР Москвы. 

В ретроспективе последних 10 лет с 2007 по 2016 годы представители государственного сектора купили и арендовали 1,82 млн кв. м офисных площадей. Активность таких компаний увеличивалась в кризисный период 2008-2009 годов, в 2011 г. (за счет крупной сделки Ростелекома по аренде 48 000 кв. м в Comcity) и в последние два года с момента ухудшения экономической обстановки в стране.

В сделках по аренде офисов гос. компании и компании с государственным участием отдавали большее предпочтение помещениям класса В (74% занятых помещений в 2007-2016 годах). Распределение объема купленных помещений по классам было более вариативно от года к году, однако суммарно в период 2007-2016 годов доля класса А составила 62%.

За период 2015-2016 годов государственные структуры стали основным покупателем офисной недвижимости на рынке Москвы. 75% объема всех проданных помещений (включая переход права собственности в рамках урегулирования финансовых обязательств) было приобретено компаниями этого сектора.

Исторически сложилось так, что концентрация офисов государственных ведомств и структур находится в ЦДР, так как данная локация отвечает как требованиям хорошей транспортной доступности и высокого уровня развития инфраструктуры, так и престижности местоположения. Однако в 2015-2016 годах интерес госсектора привлекли бизнес-центры Москва-Сити, в которых за 2 года им было куплено и арендовано 277 500 кв. м. Крупнейшими сделками стали приобретение Башни Эволюция (Транснефть), 55 000 кв. м в БЦ «ОКО» (Правительство Москвы) и переход права собственности Башни Евразия (ВТБ).

Активность госструктур может оказывать влияние на основные показатели и общую ситуацию на рынке. Спрос на большие площади сокращает объем экспонируемого предложения крупных помещений, тем самым снижая вакансию: за два прошедших года доля свободных офисных площадей в Москва-Сити уменьшилась с 42,4% в конце 2014 г. до 16% по итогам 2016 г.

По прогнозам CBRE, в 2017 г. представители государственного сектора продолжат проявлять активный интерес к офисной недвижимости Москвы, пользуясь сохраняющимися пока привлекательными условиями аренды и покупки. Это с учетом стимулирования девелоперской активности за пределами ЦДР, например, с вводом в эксплуатацию масштабного проекта строительства «Ростех-Сити» на территории Тушинского аэродрома (380 000 кв. м), в котором государственная корпорация планирует консолидировать офисы своих структур.  

Елена Денисова, старший директор отдела офисных помещений CBREв России, прокомментировала:«В перспективе ближайших лет госструктуры будут освобождать помещения в пределах ЦДР, переезжая в более качественные здания. Новые офисы в центре города практически не строятся, а текущее предложение крупных объемов (более 10 тыс. кв. м) класса А в ЦДР штучно. Учитывая, что, как правило, госструктурам необходимы большие объемы, они будут рассматривать другие офисные районы за пределами ЦДР – Москва-Сити, Западное и Южное направления Москвы».

Олеся Дзюба, директор отдела исследований рынка CBRE, сказала: «Организации государственного сектора, как и любые другие компании, стремятся получить наиболее удобное и выгодное для них решение по размещению своих сотрудников. Однако такие структуры зачастую имеют разношерстные, сложившиеся за многие годы и большие по объему портфели недвижимости, которые могут включать как здания в собственности, так и множественные договоры аренды.  В этом случае возникают трудности в эффективности управления портфелем недвижимости. Процесс оптимизации офисных площадей нередко усложняется бюрократическими механизмами внутри структур, замедляющими процесс принятия решений. Это может потенциально стать сдерживающим фактором в вопросах переезда».

Поделиться
Статьи по теме

Где размещать офисы?

Деловой квартал Neopolis совместно с компанией HeadHunter провел исследование и выяснил, что, выбирая место работы, соискатели ориентируются в первую очередь на саму компанию, а не на локацию бизнес-центра. 

Офисы Москвы – итоги 2016 г. от Welhome

По данным консалтинговой компании Welhome, по итогам 2016 г. объем ввода офисных площадей Москвы составил всего 277,3 тыс. кв. м GLA, что почти в 2 раза ниже аналогичного показателя 2015 г. и составляет около 47% от заявленного на начало 2016 г. объема ввода.

Офисы: скрытое повышение арендных ставок

Офисный сегмент, долгое время «лежащий на боку», похоже, начал восстанавливаться. Помимо постепенного снижения доли вакантных площадей, которое эксперты отмечали на протяжении всего года, в последние месяцы наблюдается и повышение арендных ставок. По свидетельству специалистов ГК «ЭКООФИС», новые арендаторы заключают договоры уже по повышенным ставкам, а компании, арендующие площади на «кризисных» условиях, постепенно замещаются.

Популярное

Как торговые центры становятся новыми общественными пространствами и lifestyle-направлениями?

Пока мы читаем очередную новость про рост интернет-продаж или прогноз по сокращению торговых площадей, эксперты утверждают: умирают только скучные моллы – лидеры рынка инвестируют в «mixed use projects» и привлекают молодую аудиторию в физическую реальность.

Инвестиции: итоги 2018 г. от S.A. Ricci

Аналитики компании S.A. Ricci подвели итоги инвестиционной активности на рынке коммерческой недвижимости за 2018 год. Одним из ключевых трендов ушедшего года стали инвестиции в торговую недвижимость как наиболее устойчивый сегмент рынка, особенно в регионах.

Возможности и вызовы для девелоперов в 2019 г.

В Санкт-Петербурге в конце прошлого года состоялся VIII Real Estate Forum (RE4 Forum), организованный «большой четверкой» международных консалтинговых компаний в сфере недвижимости – Colliers International, JLL, Knight Frank St Petersburg и Maris в ассоциации с CBRE.
Подписка на рассылки Impress Media

Введите, пожалуйста, свой e-mail
Email *
Ваше имя
В 5 раз больше просмотров
Размещение в Топ-3 раздела
В 2 раза больше информации
В чем отличие премиум-карточки?
Без премиум размещения о Вашей карточке будет доступна базовая информация. Премиум-размещение позволит рассказать о Вас больше и связаться с вами
Базовые Премиум
ФИО
Компания
Должность
Название
Город
Вид деятельности
Название
Город
Тип объекта
E-mail
Телефон
Сайт
Характеристики
О себе 250 символов 500 символов
Описание 250 символов 500 символов
Описание 250 символов 500 символов
Для оформления премиум размещения отправьте заявку на
salecre@impressmedia.ru
Другие проекты издательского дома
© 1998—2019  Impress Media