Михаил Рожко, руководитель отдела торговой недвижимости IPG.Estate, отмечает, что «драйверами» потребительской экономики в Петербурге является работающая молодежь в возрасте до 35 лет, с доходом средний или выше среднего, периодически бывающая за границей, в том числе в европейских странах, активно пользующаяся социальными сетями и интернетом. Представители молодежи, привыкшие к определенному уровню сервиса, готовые быстро поменять предпочтения в пользу более модного ресторана или магазина, а также готовые платить дополнительные деньги за эту модную составляющую, сегодня формируют спрос, на который реагируют ритейлеры, рестораторы и поставщики различных услуг. Но сразу стоит оговориться, что этот тренд относится не только к дорогим магазинам и ресторанам, но и к вполне демократичным.
Эксперт выделяет несколько направлений, которые меняют облик торговли и предприятий сферы услуг. Прежде всего эти подходы практикуют в стрит-ритейле, в торговых центрах изменения проявляются более медленными темпами.
1. Арендаторы встроенных помещений или собственники, ведущие бизнес на своих площадях, больше внимания стали уделять внутреннему и внешнему дизайну. Многие магазины и кафе, открытые за последние несколько лет, стремятся выделиться за счет красивого и оригинального оформления внутренних залов, фасадов, входной группы. Такой подход подчеркивает индивидуальность и привлекает посетителей. Формат уютного семейного ресторана, цветочного бутика или несетевого магазина одежды на улицах Петербурга практически полностью копирует оформление аналогичных заведений в Европе, добавляя российскую специфику.
2. Изменился формат вывесок: сегодня уже немодно делать огромные неоновые буквы. Для части заведений правилом хорошего тона стало создание неброской вывески, некоторые игроки вовсе обходятся без нее, оставляя лишь указатель на двери, подчеркивая этим «нишевый» формат заведения.
3. Операторы бизнеса стали предъявлять больше требований при выборе помещения. Они лучше анализируют целевую аудиторию, локации, окружение. Исходя из этого, иногда встречаются странные, на первый взгляд, запросы, например, магазин, специализирующийся на натуральных продуктах, ищет в аренду помещение рядом с фитнес-центрами.
4. Изменился и профиль арендаторов, некоторые направления раньше не были представлены в городе в принципе, например, квесты, барбершопы, стрит-фуды, пекарни и иные «новые» как для Петербурга, так и для России виды торговли, услуг и общепита.
Новые форматы преимущественно открываются в центре, некоторые из них, например, пекарни, магазины фермерских продуктов, лучше чувствуют себя в новых спальных районах с плотной жилой застройкой.
Небольшие частные компании, имеющие одно или несколько заведений, зачастую больше внимания и любви уделяют оформлению и дизайну помещений, созданию оригинальной, запоминающейся концепции или названия, нежели крупные сетевые игроки, работающие по стандарту. Например, магазин фермерских продуктов «Это у нас семейное» или цветочный бутик MaryGlow. MaryGlow потратили значительные силы на дизайн и оформление фасада дома, в котором расположен бутик, создали оригинальные клумбы-скамейки, и тем самым не только украсили дом, но и привлекли дополнительных посетителей.
«Развитие нового формата в стрит-ритейле пока не носит массовый характер, но уже сейчас очевидно, что при сопоставимых общих параметрах новые заведения выигрывают у традиционных, имеют больше шансов победить в борьбе за посетителя, предлагая, по сути, тот же продукт или услугу, но с лучшим оформлением, с большей клиентоориентированностью и индивидуальностью, - отмечает Михаил Рожко. - Можно сказать, что, следуя по пути кастомизации, петербургский рынок во многом повторяет путь европейских стран».