Объем ввода составил всего 53 000 кв. м GLA, что в 3,5 раза меньше объема ввода в 3 квартале прошлого 2017 г. (без учета рынка ТЦ Москвы).
Итак, что же открылось и где? «Парк» (г. Ростов-на-Дону, 24300 кв. м GLA), «Каравай» (г. Наро-Фоминск Московской области, 8500 кв. м GLA), «Батон» - 1-я очередь (г. Новочеркасск, 8200 кв. м GLA), Outlet Village Pulkovo – 2-я очередь (г. Санкт-Петербург, 6715 кв. м GLA) и «Елки» (г. Челябинск, 5275 кв. м GLA).\
По итогам 2018 г. объем нового предложения составит 542 555 кв. м (что на 20% ниже ввода за 2017 год). Из них 155 745 кв. м составят ТЦ Москвы (на 28% ниже объема открытий 2017 г.) и 386 810 кв. м придется на региональные торговые центры (на 15% ниже объемов ввода прошлого года).
На 2019 год заявлен максимальный объем нового предложения за последние 3 года.
Ожидается, что ввод новых торговых центров в России в 2019 г. составит до 2 млн кв. м, что в 4 раза больше объема нового предложения в текущем году. Даже если часть открытий будет перенесена на 2020 год, это будет максимальный объем ввода, сопоставимый с объемом нового предложения в 2015-2016 гг.
500 000 кв. м – планируемый ввод новых торговых центров в 2019 г. в Москве.
Тенденции рынка торговых центров
• Внимание сетевых девелоперов на данный момент сосредоточено на реконцепции устаревших объектов для привлечения аудитории и создания локальных сообществ. Так, например, FORTGROUP осуществляет ротацию арендаторов, обновление «Золотых Вавилонов», ТРЦ «Гудзон», значительно улучшая зону общепита и развлечений. IKEA создает пространства для встреч в МЕГАх по всей России, а ГК «Ташир» занимается реконцепцией торговых центров РИО в Москве, также уделяя особое внимание фуд-корту, развлекательной составляющей.
• Продолжается активное развитие формата аутлет-центров. 23 августа была запущена 2-я фаза Outlet Village в Пулково. 18 декабря 2018 г. состоится открытие Brands’ stories Outlet Center Ekaterinburg. Среди заявленных проектов на 2019 год - Outlet Village на Новой Риге в Москве, Fashion House Outlet в Санкт-Петербурге.
Street retail Москвы
По итогам 3 квартала 2018 г. вакантность торговых помещений на центральных улицах Москвы не изменилась по сравнению с первым полугодием 2018 г. и составила 4,5%.
Увеличения вакансии после завершения Чемпионата мира по футболу 2018 г. не наблюдается, все арендаторы (в основном, представители сегмента общественного питания), открывшие свои точки до мундиаля, продолжают работу на центральных коридорах столицы.
Стоимость аренды помещений в течение последних 3-х месяцев не изменилась.
При этом за первые 6 месяцев 2018 г. стоимость аренды в среднем выросла на 13%. До конца 2018 г. ожидается сохранение уровня арендной платы.
Итак, что же открылось и где? «Парк» (г. Ростов-на-Дону, 24300 кв. м GLA), «Каравай» (г. Наро-Фоминск Московской области, 8500 кв. м GLA), «Батон» - 1-я очередь (г. Новочеркасск, 8200 кв. м GLA), Outlet Village Pulkovo – 2-я очередь (г. Санкт-Петербург, 6715 кв. м GLA) и «Елки» (г. Челябинск, 5275 кв. м GLA).\
По итогам 2018 г. объем нового предложения составит 542 555 кв. м (что на 20% ниже ввода за 2017 год). Из них 155 745 кв. м составят ТЦ Москвы (на 28% ниже объема открытий 2017 г.) и 386 810 кв. м придется на региональные торговые центры (на 15% ниже объемов ввода прошлого года).
На 2019 год заявлен максимальный объем нового предложения за последние 3 года.
Ожидается, что ввод новых торговых центров в России в 2019 г. составит до 2 млн кв. м, что в 4 раза больше объема нового предложения в текущем году. Даже если часть открытий будет перенесена на 2020 год, это будет максимальный объем ввода, сопоставимый с объемом нового предложения в 2015-2016 гг.
500 000 кв. м – планируемый ввод новых торговых центров в 2019 г. в Москве.
Тенденции рынка торговых центров
• Внимание сетевых девелоперов на данный момент сосредоточено на реконцепции устаревших объектов для привлечения аудитории и создания локальных сообществ. Так, например, FORTGROUP осуществляет ротацию арендаторов, обновление «Золотых Вавилонов», ТРЦ «Гудзон», значительно улучшая зону общепита и развлечений. IKEA создает пространства для встреч в МЕГАх по всей России, а ГК «Ташир» занимается реконцепцией торговых центров РИО в Москве, также уделяя особое внимание фуд-корту, развлекательной составляющей.
• Продолжается активное развитие формата аутлет-центров. 23 августа была запущена 2-я фаза Outlet Village в Пулково. 18 декабря 2018 г. состоится открытие Brands’ stories Outlet Center Ekaterinburg. Среди заявленных проектов на 2019 год - Outlet Village на Новой Риге в Москве, Fashion House Outlet в Санкт-Петербурге.
Street retail Москвы
По итогам 3 квартала 2018 г. вакантность торговых помещений на центральных улицах Москвы не изменилась по сравнению с первым полугодием 2018 г. и составила 4,5%.
Увеличения вакансии после завершения Чемпионата мира по футболу 2018 г. не наблюдается, все арендаторы (в основном, представители сегмента общественного питания), открывшие свои точки до мундиаля, продолжают работу на центральных коридорах столицы.
Стоимость аренды помещений в течение последних 3-х месяцев не изменилась.
При этом за первые 6 месяцев 2018 г. стоимость аренды в среднем выросла на 13%. До конца 2018 г. ожидается сохранение уровня арендной платы.