Как поднять посещаемость торгового центра? Часть 2

Управляющий партнер Zirer & Co Андрей Цирер продолжает рассказывать о мерах, повышающих трафик ТЦ.

 

5080

Ресторан ресторану - рознь
 

Вообще для того, чтобы поднять трафик ТЦ, усиливая привлекательность F&B зоны, нужно хорошо знать не только рынок торговой недвижимости, но и ресторанный. А для оценки качества и потенциала трафика - отказаться от анализа «на глазок» и использовать технологии гео-маркетинга.
 

Простое увеличение доли F&B проектов в структуре тенант-микса не увеличит посещаемость и не сделает ТЦ популярным. В ресторанных концепциях, так же, как и в fashion, бывают проекты, генерирующие трафик, и те, которые на него «садятся». Например, знаменитый МсDonald s, как ни странно, - из тех, кто трафик не создает, а использует.
 

Современные ТЦ далеко не всегда должны придерживаться стандартной схемы, при которой фуд-корт четко ограничен определенной зоной. Сегодня все площади торгового центра могут рассматриваться в качестве потенциальной «посадочной полосы» для каких-то ресторанных проектов. Более того, в РФ успешно работают специализированные объекты (до 15000 GLA), у которых практически вся арендная площадь отдана под F&B проекты.
 

Есть тонкости, связанные с локацией и качественным составом посетительского трафика, - из-за них одни ресторанные концепции могут усилить привлекательность ТЦ в глазах потребителей, а другие - ослабить.
 

Есть также нюансы с инженерией - например, в каких -то случаях может быть возможность увеличить сдаваемую площадь в 2 раза за счет 2-этажного ресторана, а в каких-то - небольшой бар разместить технически очень непросто.
 

Ну и как и с любыми арендаторами, между разными ресторанными концепциями может быть синергия, а может быть и антагонизм.
 

Чем российский рынок F&B интересен арендодателю, так это тем, что он по прежнему не консолидирован: более половины его игроков - это локальный бизнес.
 

По сравнению с крупными международными сетями он более восприимчив к запросам наших потребителей, соответственно, еще достаточно долго отечественные рестораторы будут радовать нас нестандартными и инновационным подходами. Такими, например, как Insight, «Горыныч» или Community - общей площадью около 1000 кв. м, интегрированный в пространство Института технологии и дизайна. Или фуд-маркеты и гастромаркеты по типу открывшегося в ТЦ Nikolskaya Plaza гастрономического пространства «Вокруг света» - 22 ресторана и кафе от Аркадия Новикова, Бориса Зарькова и Владимира Мухина, объединенные под единым брендом White Rabbit Family. Или небезызвестного Раппортовского гастроцентра «Зарядье».

Другие виды развлекательных арендаторов
 

В качестве иллюстрации текущего тренда по сегменту развлечений можно привести статистику, собранную Colliers International по рынку Санкт-Петербурга. Обеспеченность его жителей развлечениями в торговых центрах составляет 73 кв. м на 1000 человек, на детей приходится почти в полтора раза больше – 100 кв. м. За последние четыре года собственники ТЦ сделали ставку на детский досуг, сократив количество боулингов и зон с игровыми автоматами в пользу активити-парков и зоопарков. В торговых комплексах появляются такие необычные арендаторы, как библиотеки, выставочные центры, лектории, музеи, коворкинги.
 

Яркий пример такого Edutainment-а - нестандартный проект, генерирующией трафик, — «Ньютон парк» в Екатеринбурге – уникальный интерактивный музей науки, открывающий детям законы природы через непосредственное «общение» с необычными приборами и механизмами.

Примеры есть - почему же во многих ТЦ так уныло?
 

И все же, если отъехать за пределы МКАД, в большинстве комплексов - все по-прежнему. Почему?
 

Причин, как всегда, может быть несколько — кто-то из собственников живет за границей, с соответствующим отрывом от реальности, у кого-то объекты в городах с невысокой конкуренцией (бывает и такое), кто-то вкладывается в другие бизнесы, используя свой ТЦ в качестве «дойной коровы».
 

Многие владельцы считают, что «прошлые кризисы пережили, и этот как-то переживем». Наверное, им стоит съездить в США - там немало руин заброшенных моллов, где когда-то кипела жизнь...
 

Пара советов эффективным собственникам
 

Тем, у кого есть желание исправить ситуацию в своем ТЦ, мы бы порекомендовали присмотреться к внешним консультантам. Не потому, что они лучше собственных управляющих, - нет. Но они думают по-другому, у них нет эмоциональной привязки к объекту и личных интересов, часто так мешающих, у них шире информационное поле, они больше «результатники», чем «процессники».
 

Да, это чуть дороже, но в стратегическом плане креативные аутсорсеры гораздо выгоднее. Так работает весь мир.
 

И еще момент - многие собственники всерьез полагают, что их сотрудники просто обязаны сделать все для того, чтобы их (владельцев) бизнес стал более конкурентным и процветающим. Бывает и так, но чаще - если собственник сам не становится главным «мотором» и агентом изменения своего бизнеса, все остается по-прежнему.

 



Материалы по теме

KnowHow

Как поднять посещаемость торгового центра? Часть 1

Управляющий партнер Zirer & Co Андрей Цирер - о тех причинах падения трафика ТЦ, которые можно исправить, и о том, как сделать объект более привлекательным в глазах потребителя.

13.11
KnowHow

10 ошибок франчайзера: опыт сети «Мосигра»

За 10 лет «Мосигра» выросла из маленького интернет-магазина в крупнейшую специализированную сеть в Европе. Сегодня у нас 74 магазина, 46 из которых работают по франшизе. Мы наступили на все возможные грабли, сделали кучу ошибок и на своем опыте поняли: то, что мы считаем ошибками сейчас, в будущем будет оцениваться нами как ценный опыт, который помогает двигаться дальше.
23.10
KnowHow

О новых инструментах продвижения ТРК

Василий Дьяченко, CEO и основатель LoyaltyPlant, провайдера мобильных программ лояльности и CRM-систем для бизнеса
 
28.08

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (16-22 декабря)

«Риотэкс» досдал очередной БЦ и приобрел новый - уже 16-й, в Москве подвели итоги года для разных сегментов коммерческой недвижимости, Accent Capital завершила инвестиционный цикл СК «А-Терминал», MR Group достраивает штаб-квартиру Яндекса, новый «Термолэнд» открылся в Москве, розничной торговле подвели итоги в материале CRE Retail, Pridex Spaces усилила команду, X5 Group может заключить крупнейшую сделку по аренде офисов, а Дом.РФ выставил на продажу землю под склады.
22.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Жизнь замечательных сетей: темпы роста онлайна замедляются, а покупатели начали возвращаться в оффлайн

По итогам 2024 года, объём продаж на рынке e-commerce в России вырастет на 36%, достигнув 10,7 трлн рублей. Впервые в истории российского ритейла покупки одежды и обуви онлайн догнали оффлайн. Доля e-commerce в стране продолжает увеличиваться по всем сегментам, и по отдельным уже к 2028-му превысит 80 %, прогнозируют в INFOLine. На стороне онлайна весь 2024-й по-прежнему играли удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и более привлекательные, по сравнению с «каменной розницей», схемы налогообложения. Однако уже к концу 2024-го сразу несколько категорий покупателей начали разворачиваться в сторону «каменной розницы» с её более высоким качеством клиентского опыта, возможностями социализации и «атмосферностью». И хотя пока количество «возвращенцев» для игроков онлайна – как слону дробина, ценовая и кадровая гонка на фоне растущих претензий к сервису и товарам, инфляции, удорожания и усложнения логистики, транзакций, дефицита складских площадей, ужесточения условий работы и усиления внимания к отрасли государства, а также фундаментальных проблем самих бизнес-моделей электронных площадок, уже в 2025-м могут запустить в e-commerce кардинальные изменения.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail

Продолжение. Начало см. здесь и здесь
20.12
Источник: CRE
Переговоры

«Сберлогистика» может отказаться от части складов

На рынок может выйти более 1,5 млн кв. м площадей в складских комплексах, построенных и строящихся для компании.
23.12
Источник: Галс-Девелопмент
Переговоры

X5 Group заедет в БЦ Dubinin’Sky

Ритейлер договаривается с «Галс-девелопмент» об аренде 35 000 кв. м офисов в строящемся БЦ. Консультант сделки - NF Group.
20.12
Источник: Agalarov Development
Проект

Agalarov Development построит курортный комплекс в Узбекистане

Sea Breeze Uzbekistan расположится на 570 га на берегу озера Чарвак. Проектом предусмотрены жилье, гостиницы, рестораны, развлекательная и оздоровительная инфраструктура. 
20.12
Источник: NF Group
Игроки рынка

В ТЦ «Мой Молл» новые арендаторы заняли более 2 500 кв. м

С июля 2024 года здесь открылись Kuchenland, Familia, Kari и детский развлекательный центр «Мир детства». Ожидается открытие клуба виртуальной реальности VR Illusion и зоомагазина «Зоозавр». Коммерческим управлением объекта занимается компания NF Property Management (входит в состав NF Group).
23.12
Источник: IBC Real Estate
Назначения

IBC Real Estate усиливает направление торговли

Руководителем направления торговой недвижимости назначен Владимир Чернусь.
24.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre