Как поднять посещаемость торгового центра? Часть 2

Управляющий партнер Zirer & Co Андрей Цирер продолжает рассказывать о мерах, повышающих трафик ТЦ.

 

5219

Ресторан ресторану - рознь
 

Вообще для того, чтобы поднять трафик ТЦ, усиливая привлекательность F&B зоны, нужно хорошо знать не только рынок торговой недвижимости, но и ресторанный. А для оценки качества и потенциала трафика - отказаться от анализа «на глазок» и использовать технологии гео-маркетинга.
 

Простое увеличение доли F&B проектов в структуре тенант-микса не увеличит посещаемость и не сделает ТЦ популярным. В ресторанных концепциях, так же, как и в fashion, бывают проекты, генерирующие трафик, и те, которые на него «садятся». Например, знаменитый МсDonald s, как ни странно, - из тех, кто трафик не создает, а использует.
 

Современные ТЦ далеко не всегда должны придерживаться стандартной схемы, при которой фуд-корт четко ограничен определенной зоной. Сегодня все площади торгового центра могут рассматриваться в качестве потенциальной «посадочной полосы» для каких-то ресторанных проектов. Более того, в РФ успешно работают специализированные объекты (до 15000 GLA), у которых практически вся арендная площадь отдана под F&B проекты.
 

Есть тонкости, связанные с локацией и качественным составом посетительского трафика, - из-за них одни ресторанные концепции могут усилить привлекательность ТЦ в глазах потребителей, а другие - ослабить.
 

Есть также нюансы с инженерией - например, в каких -то случаях может быть возможность увеличить сдаваемую площадь в 2 раза за счет 2-этажного ресторана, а в каких-то - небольшой бар разместить технически очень непросто.
 

Ну и как и с любыми арендаторами, между разными ресторанными концепциями может быть синергия, а может быть и антагонизм.
 

Чем российский рынок F&B интересен арендодателю, так это тем, что он по прежнему не консолидирован: более половины его игроков - это локальный бизнес.
 

По сравнению с крупными международными сетями он более восприимчив к запросам наших потребителей, соответственно, еще достаточно долго отечественные рестораторы будут радовать нас нестандартными и инновационным подходами. Такими, например, как Insight, «Горыныч» или Community - общей площадью около 1000 кв. м, интегрированный в пространство Института технологии и дизайна. Или фуд-маркеты и гастромаркеты по типу открывшегося в ТЦ Nikolskaya Plaza гастрономического пространства «Вокруг света» - 22 ресторана и кафе от Аркадия Новикова, Бориса Зарькова и Владимира Мухина, объединенные под единым брендом White Rabbit Family. Или небезызвестного Раппортовского гастроцентра «Зарядье».

Другие виды развлекательных арендаторов
 

В качестве иллюстрации текущего тренда по сегменту развлечений можно привести статистику, собранную Colliers International по рынку Санкт-Петербурга. Обеспеченность его жителей развлечениями в торговых центрах составляет 73 кв. м на 1000 человек, на детей приходится почти в полтора раза больше – 100 кв. м. За последние четыре года собственники ТЦ сделали ставку на детский досуг, сократив количество боулингов и зон с игровыми автоматами в пользу активити-парков и зоопарков. В торговых комплексах появляются такие необычные арендаторы, как библиотеки, выставочные центры, лектории, музеи, коворкинги.
 

Яркий пример такого Edutainment-а - нестандартный проект, генерирующией трафик, — «Ньютон парк» в Екатеринбурге – уникальный интерактивный музей науки, открывающий детям законы природы через непосредственное «общение» с необычными приборами и механизмами.

Примеры есть - почему же во многих ТЦ так уныло?
 

И все же, если отъехать за пределы МКАД, в большинстве комплексов - все по-прежнему. Почему?
 

Причин, как всегда, может быть несколько — кто-то из собственников живет за границей, с соответствующим отрывом от реальности, у кого-то объекты в городах с невысокой конкуренцией (бывает и такое), кто-то вкладывается в другие бизнесы, используя свой ТЦ в качестве «дойной коровы».
 

Многие владельцы считают, что «прошлые кризисы пережили, и этот как-то переживем». Наверное, им стоит съездить в США - там немало руин заброшенных моллов, где когда-то кипела жизнь...
 

Пара советов эффективным собственникам
 

Тем, у кого есть желание исправить ситуацию в своем ТЦ, мы бы порекомендовали присмотреться к внешним консультантам. Не потому, что они лучше собственных управляющих, - нет. Но они думают по-другому, у них нет эмоциональной привязки к объекту и личных интересов, часто так мешающих, у них шире информационное поле, они больше «результатники», чем «процессники».
 

Да, это чуть дороже, но в стратегическом плане креативные аутсорсеры гораздо выгоднее. Так работает весь мир.
 

И еще момент - многие собственники всерьез полагают, что их сотрудники просто обязаны сделать все для того, чтобы их (владельцев) бизнес стал более конкурентным и процветающим. Бывает и так, но чаще - если собственник сам не становится главным «мотором» и агентом изменения своего бизнеса, все остается по-прежнему.

 



Материалы по теме

KnowHow

Как поднять посещаемость торгового центра? Часть 1

Управляющий партнер Zirer & Co Андрей Цирер - о тех причинах падения трафика ТЦ, которые можно исправить, и о том, как сделать объект более привлекательным в глазах потребителя.

13.11
KnowHow

10 ошибок франчайзера: опыт сети «Мосигра»

За 10 лет «Мосигра» выросла из маленького интернет-магазина в крупнейшую специализированную сеть в Европе. Сегодня у нас 74 магазина, 46 из которых работают по франшизе. Мы наступили на все возможные грабли, сделали кучу ошибок и на своем опыте поняли: то, что мы считаем ошибками сейчас, в будущем будет оцениваться нами как ценный опыт, который помогает двигаться дальше.
23.10
KnowHow

О новых инструментах продвижения ТРК

Василий Дьяченко, CEO и основатель LoyaltyPlant, провайдера мобильных программ лояльности и CRM-систем для бизнеса
 
28.08

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre